- Авторское право

Налоговые риски в 2023 году в 7 вопросах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые риски в 2023 году в 7 вопросах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российское налоговое законодательство подвержено постоянным изменениям и уточнениям. В отечественные нормативные документы регулярно вносятся поправки, как уточняющие отдельные методы расчета налоговой базы, так и кардинально меняющие принципы организации учета или начисления и уплаты определенных налогов.

Что делать при превышении доли НДС

Если доля НДС-вычетов превышает безопасную, компания может:

  • перенести часть вычетов в пределах 3-х летнего срока;
  • принять НДС частями по одному счету-фактуры в разных налоговых периодах.

В общем случае налоговые вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах 3-х лет после принятия на учет приобретенных на территории РФ товаров (работ, услуг) или товаров, ввезенных им на территорию РФ.

При этом правило, дающее право воспользоваться вычетом в любом квартале в течение 3-х лет, касается не всех налоговых вычетов, а только тех, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса.

Это касается, например, НДС:

  • исчисленного продавцом с полученных авансов в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав;
  • предъявленного покупателю при перечислении им авансов в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав;
  • уплаченного покупателями — налоговыми агентами;
  • предъявленного по командировочным расходам.

Принятие к вычету НДС на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение 3-х лет после принятия на учет товаров (работ, услуг), Налоговому кодексу не противоречит. Но налоговики отмечают, что этот порядок возможен в отношении всех вычетов, за исключением основных средств, оборудования к установке и (или) НМА.

Кто не может или не обязан вставать на учет по НДС?

Согласно п.1 ст.82 НК РК, не подлежат обязательной постановке на регистрационный учет по НДС:

  • государственные учреждения;
  • структурные подразделения юридических лиц — резидентов;
  • налогоплательщики, применяющие СНР для крестьянских или фермерских хозяйств (по деятельности, попадающей под спецрежим).

Такие организации не могут вставать на учет по НДС даже в случае превышения размера минимального оборота.

Определённым категориям лиц отказано также в добровольной постановке на регистрационный учёт по НДС.

Согласно п.1 ст.83, не вправе встать на учет:

  • физические лица, не являющиеся ИП или частнопрактикующими лицами;
  • государственные учреждения;
  • нерезиденты, не осуществляющие деятельность в РК через филиал, представительство;
  • структурные подразделения юридических лиц-резидентов;
  • казино, залы игровых автоматов, тотализатор, букмекерские конторы по деятельности, подлежащей обложению налогом на игорный бизнес;
  • налогоплательщики, не подавшие ликвидационную декларацию в соответствии с п.4 ст.424 НК РК.

Часть предприятий познакомились с аббревиатурой «ЕНП» еще в этом году, так как в июле стартовал пилотный проект по использованию Единого налогового платежа юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Но, начиная с 1 января 2023 года, использовать ЕНП обязательно всем организациям.

Суть ЕНП состоит в том, что теперь все платежи юридические и физические лица будут перечислять на общий счет, а далее инспекция будет распределять поступившие средства по целям. Так, в Налоговом кодексе будет введено новое понятие «Совокупная обязанность», которое означает сумму всех платежей, которое лицо обязано перечислить на единый счет.

В совокупную обязанность будут включены налоги, авансовые платежи, взносы, сборы, пени, штрафы и суммы налога, подлежащие возврату.

Приоритетность зачета сумм будет происходить в следующей последовательности:

1. Недоимки, начиная с наиболее раннего момента выявления;

2. Налоги, взносы;

3. Пени;

4. Проценты;

5. Штрафы.

Как налоговая проверяет безопасную долю вычетов по НДС

Как указано выше, в общем случае безопасной долей считается показатель в 89%. Но, есть еще региональные показатели, которые могут отличаться от средней как в большую, так и меньшую сторону.

Налоговики учитывают отрасль, в которой работает компания, регион, наличие налоговых нарушений и так далее.

Налоговая рассчитывает долю по данным деклараций по НДС за год и сравнивает ее с пороговым значением 89 процентов (п. 3 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).

Налоговая рассчитывает долю по данным деклараций по НДС за квартал и сравнивает ее со средней долей вычетов по региону (письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722). Это письмо было отменено, но расчет инспекторы вправе применять.

Опасные способы «оптимизации» НДС для бизнеса

А вот «серые» схемы, которые заметно уменьшают сумму налоговых отчислений, но далеки от законности, применять в работе предприятия не стоит.

«Бухгалтер готовит декларацию, в которой все авансы, покупки и продажи выверены до копейки, ― рассказывает эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету Алла Семенова. ― Уверенность в безошибочности расчета — 100%, ура! Но директор, рассмотрев ее, замечает: многовато будет, не пойдет, нужно уменьшать, что-нибудь придумайте…»

В такие моменты, когда доводы об экономической целесообразности, о сопоставимости контрольных значений и возможном возмещении в следующем квартале, не находят у руководства понимания, и возникают «идеи» уменьшить сумму налога. А для этого, как правило, прибегают к таким схемам:

  • оприходование «левых» товаров, материалов, услуг;

  • привлечение «фирм-однодневок»;

  • использование услуг «левых» компаний, которые предлагают разрыв НДС за «символичную» плату;

  • банальное сокращение сумм в декларации ― не записать, «случайно забыть» про полученные авансы.

Способы оптимизации налоговой нагрузки

Оптимизация налоговой нагрузки бывает нескольких вариантов, которые в свою очередь также подразделяются:

  1. Оптимизация налога на прибыль:
  • Договор комиссии или поручения вместо купли-продажи, в такой способ доступно получить отсрочку по уплате налога. Тут вы можете узнать, как правильно составить договор комиссии на реализацию товара;
  • Приобретение имущества частями, тогда распределение нагрузки на предприятие растянется на несколько лет за исключением объектов стоимостью от 40 000 рублей, в данном случае расход списывается моментально;
  • Использование амортизационной премии или повышающего коэффициента.
  1. Оптимизация на имущество:
  • Переоценка – снижение стоимости имущества уменьшит налоговые платежи;
  • Ремонтные работы вместо реконструкции – государством предусмотрено снижение налоговых обязательств на период проведения ремонта помещений;
  • Приобретение недвижимости под снос – законодательством не предусмотрено взыскания налогов с покупки зданий для перепродажи или не использующихся в дальнейшем в хозяйственных целях.
  1. Оптимизация в производстве:
  • Выплата премий вместо материальной помощи – премиальные выплаты облагаются налогом по меньшей ставке, нежели материальная помощь, с которой необходимо выполнять страховые взносы с 2011 года;
  • Средняя себестоимость вместо ФИФО – использование во время списания средне заводской цены является самым оптимальным вариантом;
  • Ремонт вместо модернизации – такие методы как модернизация и реконструкция повышают начальную стоимость имущества, так что при любом переоборудовании цехов лучше использовать ремонт, который сразу дает возможность исключать из прибыли расходы на него;
  • Нелинейный способ амортизации с минимальным сроком – амортизация должна проводится в полезный период эксплуатации имущества, при этом выполнение ее в первые ¼ срока существенно снижает налогооблагаемую базу;
  • Транспортные расходы в полном объеме вместо норм.
  1. Оптимизация при помощи упрощенки:
  • Применение региональных льгот;
  • Разделение бизнеса в пределах разума;
  • Сочетание упрощенки и ЕНВД. Как рассчитать ЕНВД для ИП – узнайте в этой статье;
  • Перевод руководителя на УСН;
  • Смена объекта налогообложения.

Превышение допустимой доли вычетов

Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.

Безопасная доля вычетов по регионам в I и II кварталах 2021 года

Регион I квартал II квартал Динамика*
Российская Федерация в том числе: 88,8 88,4 –0,4
Центральный федеральный округ
Белгородская область 90,0 88,6 –1,4
Брянская область 89,3 90,1 0,8
Владимирская область 86,1 83,6 –2,5
Воронежская область 91,2 91,7 0,5
Ивановская область 91,5 91,6 0,1
Калужская область 88,3 89,3 1,0
Костромская область 87,7 87,7 0,0
Курская область 94,5 91,7 –2,8
Липецкая область 104,3 104,2 –0,1
Московская область 88,3 88,9 0,6
Орловская область 88,1 89,4 1,3
Рязанская область 88,3 88,4 0,1
Смоленская область 91,1 92,7 1,6
Тамбовская область 95,2 93,6 –1,6
Тверская область 87,2 87,8 0,6
Тульская область 96,8 96,3 –0,5
Ярославская область 86,5 89,3 2,8
город Москва 88,8 89,4 0,6
Северо­Западный федеральный округ
Республика Карелия 71,3 70,2 –1,1
Республика Коми 80,0 77,0 –3,0
Архангельская область 85,4 91,2 5,8
Вологодская область 99,7 102,2 2,5
Калининградская область 63,9 64,3 0,4
Ленинградская область 90,2 91,8 1,6
Мурманская область 185,7 161,9 –23,8
Новгородская область 96,2 97,8 1,6
Псковская область 92,1 91,5 –0,6
город Санкт­Петербург 88,4 88,4 0,0
Ненецкий АО 110,8 108,0 –2,8
Северо­Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 85,4 84,4 –1,0
Республика Ингушетия 95,7 93,6 –2,1
Кабардино­Балкарская Республика 90,8 91,5 0,7
Карачаево­Черкесская Республика 91,0 88,6 –2,4
Республика Северная Осетия — Алания 86,6 87,9 1,3
Чеченская Республика 96,8 95,1 –1,7
Ставропольский край 93,5 91,7 –1,8
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 87,4 85,5 –1,9
Республика Калмыкия 116,3 87,0 –29,3
Республика Крым 87,8 86,4 –1,4
Краснодарский край 91,6 91,8 0,2
Астраханская область 78,5 76,6 –1,9
Волгоградская область 93,6 87,7 –5,9
Ростовская область 95,0 95,2 0,2
город Севастополь 83,1 81,9 –1,2
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 93,1 93,3 0,2
Республика Марий Эл 89,6 90,4 0,8
Республика Мордовия 89,3 90,4 1,1
Республика Татарстан 92,0 91,3 –0,7
Удмуртская Республика 82,3 79,4 –2,9
Чувашская Республика 82,4 84,6 2,2
Кировская область 84,8 85,4 0,6
Нижегородская область 92,5 90,2 –2,3
Оренбургская область 75,3 72,1 –3,2
Пензенская область 87,6 86,9 –0,7
Пермский край 86,3 81,5 –4,8
Самарская область 84,3 82,9 –1,4
Саратовская область 86,8 86,8 0,0
Ульяновская область 88,0 90,0 2,0
Уральский федеральный округ
Курганская область 85,2 85,1 –0,1
Свердловская область 91,6 91,6 0,0
Тюменская область 84,2 82,2 –2,0
Челябинская область 89,9 89,8 –0,1
Ханты­Мансийский АО — Югра 66,8 60,4 –6,4
Ямало­Hенецкий АО 75,9 69,7 –6,2
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 90,0 88,9 –1,1
Республика Тыва 81,3 88,9 7,6
Республика Хакасия 85,6 84,5 –1,1
Алтайский край 89,0 88,1 –0,9
Красноярский край 83,4 81,6 –1,8
Иркутская область 78,9 79,7 0,8
Кемеровская область — Кузбасс 93,8 92,6 –1,2
Новосибирская область 88,6 89,1 0,5
Омская область 88,2 84,1 –4,1
Томская область 73,6 74,5 0,9
Дальневосточный федеральный округ
Республика Бурятия 93,1 92,6 –0,5
Республика Саха (Якутия) 86,9 87,2 0,3
Приморский край 97,7 96,3 –1,4
Хабаровский край 90,8 89,1 –1,7
Амурская область 143,9 137,1 –6,8
Камчатский край 91,3 95,9 4,6
Магаданская область 100,5 103,4 2,9
Сахалинская область 91,9 92,8 0,9
Забайкальский край 98,0 99,3 1,3
Еврейская автономная область 86,2 83,3 –2,9
Чукотский АО 124,1 149,4 25,3
БАЙКОНУР 75,2 72,5 –2,7
Читайте также:  Взносы на капремонт: вопросы и ответы

* Показатели посчитаны на основании отчета 1-НДС опубликованного на сайте ФНС. Безопасная доля рассчитана по операциям, которые облагаются НДС по ставкам 10 и 20 процентов, без учета сумм налога и вычетов по операциям с нулевой ставкой.

При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на региональный показатель.

Далее приводим примерный ответ на требование пояснить, почему у компании вычет превысил ту самую безопасную долю.

Налог на прибыль — 20%

С 2023 года основная ставка налога на прибыль увеличена с 18% до 20% (п. 1 ст. 184 НК-2023). Одновременно отменяется право местных Советов депутатов увеличивать (не более чем на 2 процентных пункта) стандартную ставку налога на прибыль для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль (п. 10 ст. 184 НК-2023).

Для тех организаций и видов деятельности, для которых в 2022 ставка была 30%, срок действия такой ставки продлевается на 2023−2024 годы. Это касается прибыли:

— коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, полученной от микрофинансовой деятельности (подп. 11.2 ст. 5 Закона об изменениях);

— операторов сотовой подвижной электросвязи, а также назначенного в соответствии с законодательством оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории Республики Беларусь (Подп. 11.1 ст. 5 Закона об изменениях).

Льготы по налогу на прибыль

Отменено освобождение от налогообложения прибыли, полученной от реализации произведенных легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства в течение трех лет (п. 6 ст. 181 НК-2023).

В приложении 34 к Нологовому кодексу конкретизированы виды деятельности организаций культуры, прибыль от которых будет льготироваться по п. 9 ст. 181 НК-2023. Кроме того, в целях применения освобождения от налогообложения Министерство культуры по мере обращения будет выдавать организациям заключения об отнесении их в календарном году к организациям культуры.

Трансфертное ценообразование

Эксперты утверждают, что ощутимо изменились нормы налогового законодательства 2022 года по контролю трансфертного ценообразования:

  • Уточнено, что не подлежат контролю ТЦО сделки, заключенные с операторами платежных систем на основе использования карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в офшорных зонах. Ранее в данной норме речь шла о владельцах международных систем платежных расчетов с использованием указанных карточек.
  • Перечень сделок, не подлежащих контролю ТЦО, дополнен кредитами (займами), которые предоставлены сельскохозяйственным организациям, включенным в определенные перечни Совмина. Напомним, контроль сделок с взаимозависимыми лицами по предоставлению (получению) кредитов (займов) введен с 2022 года.
  • Введено новое положение, которое позволяет при формировании диапазона рыночных показателей рентабельности анализируемой стороны сделки — иностранной организации в случае отсутствия информации о рентабельности иностранных организаций использовать данные отчетности белорусских организаций. Если и таких данных нет, можно использовать данные из отчетности организаций государств — членов ЕАЭС.

С 1 января 2022 года освобождены от НДС все услуги общепита, оказываемые через рестораны, кафе, бары, столовые и другие объекты. Также под льготу попали услуги выездного обслуживания. А вот реализация в отделах кулинарии и заготовочная деятельность от НДС не освобождаются.

Существуют четыре требования, соблюдение которых является обязательным для освобождения от НДС:

  • Основная деятельность — ОКВЭД класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков».
  • Лимит выручки — до 2 миллиарда рублей в год.
  • Численность работников — не более 1500 человек.
  • Доля доходов от реализации услуг общепита — не менее 70% за предыдущий год.

День 1.

Налоговые риски: понятие и виды.

Способы выявления налоговых рисков.

Способы снижения налоговых рисков (анализ договоров, создание условий для льгот, устранение рисковых элементов и т.д.).

Налоговые риски в связи с установленными пределами осуществления прав налогоплательщика.

  • Статья 54.1. «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» НК.
  • Реальность сделок, как важное условие признания расходов и вычетов.
  • Деловая цель — примеры из судебной практики (убытки при реорганизации, технические посредники, дробление бизнеса и другие примеры).
  • Приоритет существа над формой — правоприменительная практика.
  • Налоговая ответственность за контрагента.
  • Судебная практика по ст. 54.1. НК.
  • Как снизить риски, в связи с установленными пределами осуществления прав налогоплательщика.

Налоговые риски по отдельным налогам.

НДС.

  • Инструменты налоговиков: АСК НДС-2. Big data и Система управления рисками «СУР АСК НДС-2». АСК «Налог-3».
  • Доля вычета НДС (в том числе в регионе). Значение и применение этого показателя налоговой службой.
  • Перенос вычета НДС на будущие периоды (п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Как не допустить ошибок?
  • Вычет НДС (счета-фактуры, условия вычета НДС).
  • Спорные ситуации по НДС:
    • возмещаемые расходы (в том числе и коммунальные расходы при аренде;
    • риски при улучшении арендованного имущества;
    • договоры с условием особого порядка перехода права собственности;
    • передача имущества в рекламных целях;
    • вычет НДС при капитальном строительстве.

Налог на прибыль.

  • Расходы по налогу на прибыль (экономическая обоснованность, документальная подверженность расходов).
  • Налоговые риски по расходам:
    • офисные расходы (приобретение цветов, расходы на интерьер в офисе, расходы на места для питания сотрудников и т.д.);
    • расходы на оплату труда, расходы на премии сотрудникам;
    • займы и поручительства, беспроцентные займы, внутрифирменные займы, переквалификация налоговым органом займов в инвестиции или авансы;
    • списание дебиторской задолженности: на что обратить внимание;
    • командировочные и представительские расходы;
    • расходы на рекламу;
    • убытки (ст. 283 НК).
  • Прямые и косвенные расходы: где проходит граница и что указать в учетной политике.

Налоговые риски для взаимозависимых лиц.

  • Взаимозависимые лица и последствия взаимозависимости лиц.
  • Налоговые риски признания лиц взаимозависимыми в судебном порядке.
  • Следует ли опасаться взаимозависимости группы компаний?
  • Как взаимозависимость влияет на налогообложение?
  • Порядок определения рыночных цен для целей налогообложения налоговыми органами: правоприменительная практика.
  • Риски контроля цен по неконтролируемым сделкам.

День 2.

Основные изменения и тренды в законодательстве, правоприменительной практике, которые влияют на налоговую оптимизацию и снижение налоговых рисков.

До налогового планирования.

  • Налоговая самодиагностика (налоговый бенчмаркинг), как способ поиска налоговых резервов и снижения налоговых рисков. Налоговая нагрузка и порядок ее расчета. Как налоговики используют данные по налоговой нагрузке и рентабельности по отраслям. Доля вычета НДС. Налоговые льготы. Налоговые риски. Критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками.
  • Методы налоговой оптимизации. Рейтинг безопасности применяемых схем.
  • Ошибки налоговой оптимизации (примеры из судебной практики).
  • Схемы, которые не рекомендуется применять.

Использование льготных налогоплательщиков.

  • Краткий обзор льготных налогоплательщиков, налоговые льготы и условия их применения.
  • Субъекты малого и среднего предпринимательства (льготный тариф страховых взносов 15%): на что обратить внимание.
  • Организации в области информационных технологий (ИТ бизнес).
  • Сколково (инновационный бизнес).

Схема «дробления бизнеса».

  • Дробление без спецрежимов: на что обратить внимание.
  • Упрощенная система налогообложения (УСН).
  • Патентная система налогообложения (ПСН).
  • Налог на профессиональный доход (НПД).
  • Преимущества налогообложения ИП, использующих специальные налоговые режимы. Страховые взносы ИП.
  • Встраивание спецрежимников в группу взаимозависимых лиц. Исполнитель. Агент. Арендодатель. Управляющий.
  • Как избежать квалификации взаимоотношений, как схемы дробления бизнеса.
  • Схема дробления бизнеса — как ее трактуют налоговики и судебная практика. В каких случаях налоговая выгода признается необоснованной.
  • Способы снижения налоговых рисков — реальность деятельности и деловая цель.
  • Обзор судебной практики по схемам дробления бизнеса. Анализ выигранных налогоплательщиками дел. Анализ проигранных налогоплательщиками дел.
  • Особенности в сфере общественного питания, с учетом льгот по НДС и страховым взносам, введенных законом 305-ФЗ от 02.07.2021.

Карта налоговой оптимизации.

  • Как продать бизнес или привлечь инвестора без налогов (льгота при продаже долей ООО и акций АО).
  • Как передать активы внутри группы, без налоговых потерь (пп. 11, 3.7., 11.1 п. 1 ст. 251 НК).
  • Что учесть при планировании инвестиций и возврате вложенных средств. Получение прибыли от инвестиций с минимальными налоговыми потерями.
  • Налоговые вопросы построения территориально-распределенного бизнеса.
  • Распределение прибыли (дивиденды и альтернативные способы).
  • Займы: использование для покрытия кассовых разрывов, инвестиций, вывода прибыли.
  • Ошибки. Как правильно исправить, чтобы не попасть на штраф.
  • Налог на прибыль организаций (учетная политика, амортизационная политика и амортизационная премия, инвестиционный налоговый вычет, резервы, прямые и косвенные расходы, применение ставки 0%, доходы, не облагаемые налогом в ст. 251 НК и т.д.)
  • Убытки и их перенос (ст. 283 НК). Перенос убытков при реорганизации.
  • Почему НДС во многих случаях нельзя оптимизировать?
  • НДС (льготы и освобождения (п. 2 ст. 146, ст. 149 НК), место реализации (ст. 147 и 148 НК), работа со счетами-фактурами, авансовый НДС и т.д.).
  • Как правильно указать НДС в договоре: правоприменительная практика и типичные ошибки.
  • Раздельный учет НДС: как снизить риски на примере займов выданных.
  • Страховые взносы (льготные налогоплательщики, льготы и освобождения, выплата дивидендов, компенсации и т.д.).

Как появляется совокупная обязанность

Основанием для появления совокупной налоговой обязанности являются следующие документы:

  • Регулярные и уточнённые налоговые декларации в соответствии с применяемой системой налогообложения.
  • Уведомления от ИФНС о начисленных налогах, сборах, взносах и перечисленных авансах.
  • Решения инспекции о рассрочке, отсрочке, привлечении к ответственности.
  • Судебные решения и акты вышестоящей ФНС об отмене документов, на основании которых возникла налоговая обязанность.
  • Исполнительные листы на принудительное взыскание бюджетных платежей, пошлин, штрафов.
  • Постановления и решения налоговой о перерасчёте ранее исчисленных сумм.
  • Решения о списании безнадёжной к взысканию задолженности.
  • Документы, подтверждающие факт постановки на налоговый учёт.
  • Разрешения на добычу полезных ископаемых, водных ресурсов.
  • Регистрация в качестве плательщика торгового сбора.
  • Прочие документы, подтверждающие факт ведения коммерческой деятельности, подпадающей под действующие положения НК РФ.

Помните, что, даже если ООО простаивает, зарплатные налоги и страховые взносы никто не отменял. Они тоже входят в состав совокупной налоговой обязанности. Задолженность по ним будет покрыта в том числе и возмещённой суммой НДС — в этом случае вывести её на свой счёт не получится.

Читайте также:  В Свердловской области увеличили льготы для семей с детьми

  • Новый порядок уплаты НДС связан с введением совокупной налоговой обязанности, ЕНП и ЕНС. Всё это появилось у налогоплательщиков с 01.01.2023 в связи с вступлением в силу ст. 11.3 НК РФ. При этом порядок принятия решения о возмещении остался прежним.
  • С 2023 года излишне уплаченная сумма автоматически зачисляется на ЕНС. Упразднён этап принятия решения о зачислении возмещённого НДС в счёт погашения недоимок по этому и другим налогам.
  • Реально вывести на расчётный счёт можно только свободную сумму. Она может образоваться только при нулевом или положительном остатке на ЕНС.
  • Зачисление возмещённых средств происходит не позднее чем через 12 рабочих дней после принятия налоговой службой соответствующего решения. Последнему предшествует камеральная проверка.
  • Юридические лица и ИП могут воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС, если они не находятся в стадии банкротства. Для этого в течение пяти дней с момента подачи декларации, в которой указана сумма к возмещению, нужно подать в ФНС соответствующее заявление.
  • Если итогом камеральной проверки стал отказ в возмещении, а оно уже получено, возмещённую сумму придётся вернуть.
  • Нововведения по возмещению НДС касаются только сумм, заявленных в 2023 году.

Камеральный контроль и блокировка ЭСФ

Текущая редакция

Новая редакция

Комментарий

Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля

2. Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом.

Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля

2. Камеральный контроль проводится после выписки счетов-фактур в электронной форме и (или) за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом.

Уточнено, что камеральный контроль проводится после выписки ЭСФ.

Статья 96. Результаты камерального контроля

1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений;

по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.

Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения.

Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.

Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками.

Статья 96. Результаты камерального контроля

«1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска.

При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;

по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска;

по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания

выявленных нарушений и их степени риска.

Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности для сведения.

Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.»;

Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля (после выписки ЭСФ), в целях установления фактического совершения оборота, относятся к нарушениям с высокой степенью риска.

По нарушениям со средней степенью риска, будет оформляться уведомление (сейчас извещение).

По нарушениям с низкой степенью риска, оформляется извещение (раньше их не было).

Статья 96. Результаты камерального контроля

1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем:

постановки на регистрационный учет в налоговых органах;

представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм;

2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В пояснении должны быть указаны:

дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом);

фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);

идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);

наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;

номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение;

обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение.

В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению.

Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется.

Статья 96. Результаты камерального контроля

«1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем:

постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм;

отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан;

2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений с приложением выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и (или) документов, относящихся к указанным нарушениям, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;»;

«3) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями с высокой степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях.»;

«2-1. В пояснениях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны:

дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем

личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);

идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об

устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;

номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства несогласия лица, представившего пояснение,

с указанными в уведомлении нарушениями с обязательным приложением документов, указанных в подпунктах 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи.

В рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем представления пояснения требование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.»;

В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик устраняет их путем отзыва, исправления или дополнения ЭСФ.

Действия налогоплательщика в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, зависят от степени их риска (прописаны отдельно для нарушений со средней и высокой степенью риска).

Статья 96. Результаты камерального контроля

Статья 96. Результаты камерального контроля

6-1. По нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса.

При нарушениях с высокой степенью риска, неисполнение уведомления, влечет ограничение в выписке ЭСФ.

Отсутствует

Статья 120-1. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур

1. Налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.

2. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур производится в течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, по нарушениям с высокой степенью риска, на основании решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур, вынесенного в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом.

3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, электронным способом в информационную систему электронных счетов-фактур, веб-приложение, личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства».

4. Налоговые органы производят отмену ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов- фактур в течение одного рабочего дня со дня исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска, путем вынесения решения об отмене ограничения в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом.

5. Обжалование налогоплательщиком решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур не приостанавливает его действие.

Добавлена новая статья по ограничению в выписке ЭСФ. Ограничение устанавливается при нарушениях с высокой степенью риска (в случае неисполнения уведомления). Ограничение накладывается в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения уведомления. Отмена ограничения – в течение 1 рабочего дня со дня исполнения уведомления.

Статья 145. Виды налоговых проверок

1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска;

2. Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).

Статья 145. Виды налоговых проверок

1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;»;

2. Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).

Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.

Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.

Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года.

С 01.01.2023 года

Скорректированы требования по налоговым проверкам на основе оценки степени риска.

Основанием для назначения проверки – является полугодовой график. Уполномоченный орган размещает полугодовой график до 25 декабря и до 25 мая.

Статья 158. Завершение налоговой проверки

Статья 158. Завершение налоговой проверки

«При отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении акта налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки с составлением протокола (акта), предусмотренного статьей 71 настоящего Кодекса.

При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления протокола (акта).

В случае отказа налогоплательщика в получении акта налоговой проверки, делается запись и составляется протокол. Дата вручения акта признается датой составления протокола.

Индивидуальный подоходный налог (ИПН)

Текущая редакция

Новая редакция

Комментарий

Статья 319. Годовой доход физического лица

2. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица:

1) компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути, имеет разъездной характер, связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, – за каждый день такой работы в размере 0,35-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления таких выплат;

Статья 319. Годовой доход физического лица

2. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица:

1) компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути, имеет разъездной характер, связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, – в пределах норм, установленных коллективным, трудовым договорами и (или) актом работодателя

С 01.01.2018 года

Исключаются пределы по компенсационным выплатам за работу в пути (не доход физ. лица).

Аналогичная норма в законе «О введении».

Статья 319. Годовой доход физического лица

Статья 319. Годовой доход физического лица

39-1) сумма вознаграждения, полученная в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 14 статьи 22 настоящего Кодекса;»;

С 01.01.2023 года

Не является доходом физ. лица (освобождается от ИПН), вознаграждение, выплаченное за сообщение о фактах невыдачи чека, отказа в приеме банковской карты, в случае подтверждения такого факта.

Аналогичная норма в законе о введении.

Статья 347. Налоговый вычет по добровольным пенсионным взносам

2. Подтверждающими документами для применения налогового вычета по добровольным пенсионным взносам являются:

договор о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов;

документ, подтверждающий уплату добровольных пенсионных взносов.

Статья 347. Налоговый вычет по добровольным пенсионным взносам

2. Подтверждающим документом для применения налогового вычета по добровольным пенсионным взносам является документ, подтверждающий уплату добровольных пенсионных взносов.

С 01.01.2023 года

Корректируется перечень подтверждающих документов для применения вычета по добровольным пенсионным взносам. Больше не требуется договор о пенсионном обеспечении (так как с мая 2021 года пенсионный счет для учета добровольных пенсионных взносов открывается без заключения договора о пенсионном обеспечении).

Аналогичная норма вносится в закон о введении

Специальные Налоговые режимы (СНР)

Текущая редакция

Новая редакция

Комментарий

Статья 686-1. Специальное мобильное приложение

2. В специальном мобильном приложении в качестве документа, подтверждающего факт осуществления расчетов между индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, и покупателем (клиентом), получателем работ, услуг, формируется чек специального мобильного приложения.

3. Чек специального мобильного приложения содержит следующую информацию:

5) дату и время совершения оплаты выполненные работы, оказанные услуги;

6) стоимость выполненных работ, оказанных услуг (за единицу измерения);

7) наименование выполненных работ, оказанных услуг;

8) объем выполненных работ, оказанных услуг (в единицах их измерения);

9) общую стоимость выполненных работ, оказанных услуг;

10) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке специального мобильного приложения.

Отсутствует.

4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, вправе уполномочить банк второго уровня или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, оператора электронных площадок при использовании их мобильного приложения формировать чеки специального мобильного приложения.

8. Специальное мобильное приложение может быть использовано индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, для исполнения налоговых обязательств по расчету индивидуального подоходного налога и социальных платежей, их уплате и представлению упрощенной декларации.

Статья 686-1. Специальное мобильное приложение

2. В специальном мобильном приложении в качестве документа, подтверждающего факт осуществления расчетов между индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения или на основе упрощенной декларации, не являющимся плательщиком НДС, и покупателем (клиентом), получателем работ, услуг, формируется чек специального мобильного приложения.

3. Чек специального мобильного приложения содержит следующую информацию:

5) дату и время совершения оплаты за реализуемую категорию товара, выполненные работы, оказанные услуги;

6) стоимость реализуемой категории товара, выполненных работ, оказанных услуг (за единицу измерения);

7) наименование реализуемой категории товара, выполненных работ, оказанных услуг;

8) объем реализуемых категорий товаров, выполненных работ, оказанных услуг (в единицах их измерения);

9) общую стоимость реализуемых категорий товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

10) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке специального мобильного приложения.

Для целей настоящего пункта под категорией товара понимается группа товаров, объединённых по функциональному назначению.

4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения или на основе упрощенной декларации, вправе уполномочить банк второго уровня или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, оператора электронных площадок при использовании их мобильного приложения формировать чеки специального мобильного приложения.

8. Специальное мобильное приложение может быть использовано индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации для формирования и выдачи чека специального мобильного приложения, для исполнения налоговых обязательств по расчету индивидуального подоходного налога и социальных платежей, их уплате и представлению упрощенной декларации.

С 01.01.2023 года

Положения по чеку специального мобильного приложения «распространены» и на индивидуальных предпринимателей, который работают на упрощенной декларации и не являются плательщиками НДС.

В чеке специального мобильного приложения отражаются также сведения по категории товаров (раньше только по работам и услугам). Под категорией товаров понимается группа товаров, объединённых по функциональному назначению.

Статья 683. Условия применения специального налогового режима

2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

3) не осуществляющие следующие виды деятельности:

производство подакцизных товаров;

хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;

проведение лотерей;

недропользование;

сбор и прием стеклопосуды;

сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

консультационные и (или) маркетинговые услуги;

деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

деятельность в области права, юстиции и правосудия;

аренда и эксплуатация торгового рынка;

сдача в аренду и управление собственной недвижимостью, используемой (подлежащей использованию) в предпринимательской деятельности (за исключением жилищ);

сдача в субаренду торговых объектов (торговых рынков) и управление такими арендуемыми объектами;

деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего здания, в которых оказываются такие услуги;

деятельность в рамках финансового лизинга.

Статья 683. Условия применения специального налогового режима

2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

3) не осуществляющие следующие виды деятельности:

производство подакцизных товаров;

хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;

проведение лотерей;

недропользование;

(до 2026 года – в редакции «недропользование (за исключением деятельности по недропользованию, осуществляемой на основании лицензии на старательство)»)

сбор и прием стеклопосуды;

сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

консультационные и (или) маркетинговые услуги;

деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

деятельность в области права, юстиции и правосудия;

аренда и эксплуатация торгового рынка;

сдача в субаренду торговых объектов, относящихся к торговым рынкам, стационарным торговым объектам категории 1, соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания;

исключен

деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего нежилого здания, в которых оказываются такие услуги;

деятельность в рамках финансового лизинга.

Корректируется перечень видов деятельности, которые вправе применять СНР с 2023 года (изменения вносятся в редакцию, которая должна вступить с 2023 года). В общем случае «аренда» остается на СНР.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *