- Авторское право

— Уголовный адвокат при ДТП и как он может помочь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «— Уголовный адвокат при ДТП и как он может помочь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Введенная государством система страхования ответственности автовладельцев существует больше десяти лет. Именно поэтому большинство граждан четкое знает, когда нужно обращаться за выплатой по этой страховке. Возмещение ущерба имуществу или вреда здоровью ложится на плечи виновника аварии, а вернее на его страховщика. Выплату по этой страховке в части возмещения за травмы может получить любой гражданин, не являющийся виновником ДТП.

Обязательная автостраховка

Кстати, существующая судебная практика показывает, что если пострадавший пассажир ехал не в машине виновника дорожного происшествия, то он может получить выплату сразу по двум полисам ОСАГО : своего водителя и автомобилиста, виноватого в аварии. Конечно, на первый взгляд это несколько странно. Однако не стоит забывать, что автотранспортное средство является источником повышенной опасности. Соответственно, его владелец должен возмещать вред здоровью своих пассажиров даже если дорожное происшествие произошло вследствие действий другого водителя (судебная практика).

Что имеет значение при дорожно-транспортном происшествии

Условия наступления уголовной ответственности при нарушении ПДД:

  • Нарушение водителем ПДД.
  • Наличие причинно-следственной связи между нарушением ПДД и последствиями в виде тяжкого вреда здоровью или смерти участника, или участников ДТП. К ним относятся пассажиры, пешеходы, водитель машины, с которой произошло столкновение — то есть все, кто как-либо был задействован в происшествии. Если во время аварии никто не пострадал, это административное нарушение, и уголовная ответственность за него не предусмотрена.
  • Наличие установленной технической возможности водителя предотвратить столкновение с другим участником движения либо препятствием. Что это такое? Здесь нам на помощь приходит Постановление Пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения». В пунктах 6 и 7 этого постановления указано следующее: уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь. При решении вопроса о технической возможности предотвращения ДТП судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей ДТП. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

Таким образом, в сфере уголовного права пункт правил дорожного движения, который гласит, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, действует следующим образом:

  1. Определяется, с какого момента возникла опасность для движения (об этом поговорим ниже).
  2. С помощью формулы определяется, была ли техническая возможность избежать ДТП при условии, что водитель применил экстренное торможение с момента возникновения опасности.
  3. Если техническая возможность избежать ДТП имелась, то п. 10.1 ПДД нарушен. Если техническая возможность избежать ДТП отсутствовала, то п. 10.1 ПДД не нарушен.

Важно: водитель не подлежит уголовной ответственности, если не нарушал правила дорожного движения. На месте ДТП следователь первым делом устанавливает факт нарушения именно ПДД. Если этот факт установить не удалось или доказательства следователя получилось оспорить, обвинить человека по статье невозможно.

Первостепенное значение имеет схема происшествия: расположение автомобиля, расстояние от края дороги, от другой машины, от тела, положение тела и подобные детали. Абсолютно все нюансы крайне важны. С помощью схемы эксперты, привлеченные к делу, устанавливают, как все было на самом деле. Схему составляют на месте ДТП, участники происшествия подписывают ее, тем самым подтверждая свое согласие со схемой.

Важно: нельзя сразу давать показания и какие-либо объяснения. Необходимо ссылаться на плохое самочувствие, шок, невозможность адекватно мыслить. Важно подготовиться с адвокатом и экспертом по ДТП, а уже потом разговаривать со следователем.

Моральный вред, полученный при травмах

Если потерпевшие получили травмы легкой тяжести (синяки, царапины), не опасные для жизни, они могут потребовать возмещения морального урона здоровью. В этих случаях больничный не должен длиться дольше трех недель. Такие повреждения не должны нарушать работоспособность дольше чем на 20 дней.

Суд учтет все обстоятельства и назначит разумную сумму выплаты, хотя пострадавший может запросить свою. Чаще всего она составляет от пяти до сорока тысяч рублей. Но при легких травмах нравственный вред компенсируют редко.

Если потерпевший во время ДТП погиб, выплата морального ущерба его родственникам составляет 475 000 рублей, независимо от обстоятельств. Кроме того, человек, который взял на себя погребение, получит 25 000 (это может быть даже не родственник).

Читайте также:  Бесплатный проезд для льготников продлили до конца 2023 года

Травмами средней тяжести считаются такие повреждения, в результате которых гражданин находится на больничном от 21 до 120 суток и может выполнять только треть от количества привычной работы. В данном случае выплата за моральные страдания бывает не выше 70 000 рублей. Но любую сумму, которую требует потерпевший, он должен обосновать — предоставить справки, заключения врачей.

Тяжкий вред здоровью — это серьезные повреждения, которые сопровождаются полной потерей трудоспособности. Люди не могут ходить, передвигаются на колясках или вообще прикованы к постели. Тяжелые травмы приводят к потере слуха, слепоте, ампутации конечностей, переломам. Могут также возникнуть серьезные психические заболевания. После тяжелых травм необходимо длительное лечение и реабилитация — более 120 суток.

Почти всегда подобными случаями занимаются правоохранительные органы, возбуждается уголовное дело, проводится расследование. Компенсация моральных издержек после ДТП здесь исчисляется крупными суммами.

Если пассажир автомобиля погиб, то действия виновника аварии оцениваются уже с точки зрения уголовного кодекса. Право на возмещение ущерба получают близкие родственники погибшего.

В этом случае по ОСАГО возмещение будет проводить страховая компания, в которую предоставляются документы. Если у виновника аварии отсутствует страховка, родственники могут обратиться в Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Срок обращения не установлен и составляет общий срок исковой давности – 3 года. По этому направлению возмещение достигает 500 тысяч рублей (из которых 25 тысяч выделяются на погребение погибшего), список документов уточняется по каждой конкретной ситуации.

Какие обязанности есть у пассажира согласно ПДД?

При дорожном движении все участники процесса (водители, пешеходы и пассажиры) имеют права и обязанности.

Согласно пункту 5.1 Правил дорожного движения (ПДД), при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, пассажиры должны:

быть пристегнуты; производить посадку и высадку из машины со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства; выходить из машины со стороны проезжей части можно только в том случае, если выйти на правую сторону невозможно, а выход слева будет безопасным и не создаст помех другим участникам движения.

Согласно пункту 5.2 ПДД пассажирам при поездке на легковом автомобиле запрещено отвлекать водителя от управления транспортным средством и открывать двери транспортного средства во время движения. Однако никаких санкций с пассажиров за это закон не предусматривает. Пассажира могут оштрафовать только за непристегнутый ремень (штраф 500 руб. ст. 12.29 КоАП). Единственным решением остается высадка такого пассажира.

Если в аварии, в которой виновны оба водителя, есть пострадавшие

Когда в аварии есть пострадавшие или погибшие, то виновнику ДТП грозит административная или даже уголовная ответственность, смотря по тяжести телесных повреждений. Рассматриваются такие случаи уже судами по уголовным делам. И при обоюдной вине ответственность будет нести каждый участник. А в случаях со смертельным исходом это обычно лишение свободы.

Естественно, за вред, причинённый самому себе, наказания понести не придётся. То есть если серьёзно пострадал только один водитель, уголовное или административное наказание будет только второму виновному участнику, причём независимо от величины его вины.

Статья в тему: Какое наказание полагается за ДТП со смертельным исходом, в том числе для пешехода-виновника + последствия смертельных аварий за границей

Воз­ме­ще­ние ущерба вслед­ствие вины дорож­ных служб

К сожа­ле­нию, в нашей стране прак­ти­че­ски не най­дется ни один води­тель, кото­рый бы ни разу не вспом­нил «доб­рым сло­вом» сотруд­ни­ков дорож­ных служб. Решить эту про­блему на уровне отдель­ного постра­дав­шего из-за состо­я­ния дороги вла­дельца авто­мо­биля сложно, но если не бороться с этим явле­нием, ни к чему хоро­шему это не при­ве­дет. Винов­ник дол­жен отве­тить за нарушения.

При­чи­нами обра­зо­вав­шихся дорож­ных ям, уха­бов и ава­рий­ного состо­я­ния дорог могут слу­жить нару­ше­ния тех­но­ло­ги­че­ского про­цесса при их стро­и­тель­стве, исполь­зо­ва­ние мате­ри­а­лов ненад­ле­жа­щего каче­ства и не отве­ча­ю­щих уста­нов­лен­ным нор­мам и стан­дар­там, слож­ные погод­ные усло­вия, осо­бен­но­сти рельефа мест­но­сти, а также дру­гие нега­тив­ные фак­торы. В любом слу­чае, из-за пло­хой дороги, ям и про­ва­лов по вине дорож­ных служб стра­дают вла­дельцы авто­мо­би­лей. Как пока­зы­вает ста­ти­стика, неудо­вле­тво­ри­тель­ное каче­ство дороги явля­ется при­чи­ной 15–20 % всех ДТП. Пло­хое состо­я­ние дорож­ного покры­тия суще­ственно уве­ли­чи­вает риск ава­рий­но­сти, при­во­дит к вынуж­ден­ному посе­ще­нию шино­мон­таж­ных мастер­ских для ремонта лег­ко­с­плав­ных дис­ков, в осо­бен­но­сти боль­шого ради­уса, вне­пла­но­вым поезд­кам на СТО, чтобы пере­брать под­веску и ходо­вую часть авто­мо­биля, а также дру­гим непред­ви­ден­ным расходам.

Читайте также:  Материальная поддержка семей (опека, попечительство)

Каким обра­зом води­телю защи­тить свои права, если ДТП слу­чи­лось в связи с пло­хим дорож­ным покрытием?

Как пра­вильно на месте ДТП зафик­си­ро­вать состо­я­ние дороги, чтобы выйти с иском в суд с тре­бо­ва­нием о воз­ме­ще­нии при­чи­нен­ного ущерба?

Как получить возмещение ущерба

Правилами страхования ОСАГО предусмотрено, что выплата пострадавшей стороне производится при условии, что определен виновник ДТП.

Если стороны не смогли договориться (по Европротоколу) или правоохранительными органами признана вина обоих водителей в равной степени, получить выплату не получится.

Если в аварии пострадали люди, то компенсация выплачивается посредством обращения в РСА. Но данный способ распространяется на возмещение ущерба, причиненного людям. То есть, получить компенсацию на восстановление автомобиля не получится.

Согласно правилам получения выплат, пострадавший водитель обязан обратиться в страховую компанию в пятидневный срок.

Если этот период был увеличен без уважительной причины, то страховщик вправе отказать в компенсации. Но когда речь идет о задержке сроков по причине следствия, страховые компании часто идут на уступки.

Не стоит рассчитывать, что спустя 2-3 месяца нарушитель будет найден, а страховая компания с радостью выплатит положенную денежную сумму. Максимальный период ожидания редко превышает 2-3 недель.

Получается, что если виновник не найден, то нет смысла обращаться в страховую компанию? По сути, это так. Но все же стоит уведомить страховщика о произошедшем, предоставив документы.

Если компания пойдет навстречу клиенту, срок ожидания будет увеличен. В остальных случаях компенсировать расходы придется виновнику после судебного разбирательства.

Оставление места ДТП является правонарушением, за которое предусмотрено наказание в виде лишения водительского удостоверения и арест.

Пострадавшего в ДТП водителю также не радует отсутствие виновника, что ставит запрет на получение компенсации от страховой компании.

Решаются такие дела в судебном порядке, где определяется степень виновности второго водителя и наказание. От пострадавшего водителя требуется сбор информации с места ДТП и грамотное оформление документов для суда.

Какой штраф за простой трамваев при ДТП, объясняется в статье: ДТП с трамваем.

Порядок действия для получения возмещения

​Поскольку поиск недобропорядочного виновника ДТП – процесс, который никак нельзя заранее ограничить рамками и гарантиями, то чаще всего пострадавший принимается ремонтировать автомобиль за счет собственных средств. Чтобы сохранить возможность на последующее возмещение всей суммы ущерба, необходимо оставлять любые документы, подтверждающие траты по техническому ремонту автомобиля.

После того, как некогда скрывшийся с места преступления виновный водитель будет найден, уполномоченные сотрудники правоохранительных органов обязательно оповестят потерпевшего. Если нарушитель отказывается возмещать ущерб в добровольном порядке, то следует обратиться в органы правосудия по месту жительства ответчика. Порядок таков:

  1. Составление иска;
  2. Подготовка документов в поддержку заявленных оснований:
  • Протокол, составленный уполномоченными сотрудниками гос. органа;
  • Документы, указывающие на виновность ответчика;
  • Акт независимого эксперта о характере повреждений автомобиля и стоимости его ремонта;
  • Квитанции, подтверждающие материальные расходы по восстановлению автомобиля за счет собственных средств;
  • Медицинские справки или иные документы, указывающие на увечья, полученные при ДТП третьими лицами и их тяжесть;
  1. Передача дела в судебную инстанцию по подведомственности;
  2. Рассмотрение всех деталей дела по существу и вынесение решения.

Судебная правоприменительная практика такова, что пострадавшему стоит рассчитывать на положительный вердикт и получение причитающихся издержек только, если вина другого водителя будет полностью доказана.

Определяется ли сотрудниками ГИБДД виновность участников ДТП?

Нет, сотрудники ГИБДД не определяют виновника ДТП, они выясняют, кем и как были не соблюдены Правила дорожного движения, а также выносят решение о привлечении нарушителей к административной ответственности. Но за нарушение правил ПДД не всегда предусмотрена ответственность, закрепленная в Кодексе об административных правонарушениях. В том числе в таких и в других случаях, встает вопрос о том кто же все-таки виновен в авто-происшествии и кто должен возмещать ущерб потерпевшему.

Если после случившегося ДТП сотрудниками ГИБДД установлено, что необходимо проведение дополнительных процессуальных действий, то этими должностными лицами выносится решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Важно! Сотрудники не определяют виновника ДТП, они выясняют кем и как были нарушены Правила дорожного движения.

Рассмотрение «группой разбора ГИБДД» административного дела по факту столкновения автомобилей заканчивается либо вынесением постановления о привлечении к административной ответственности одного из участников, возможно обоих (или большего количества) либо постановлением о прекращении производства по делу. В первом случае, предполагается, что виновником является именно то лицо, которое при нарушении правил движения совершило столкновение с другим участником.

Читайте также:  Пенсионерам СПБ в 2023 гльготы при проезде на электричках

Если дело подлежит передаче в суд или по подведомственности, то в результате рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение.

Это интересно: Наказание за оставление места ДТП — выкладываем по пунктам

Если в аварии, в которой виновны оба водителя, есть пострадавшие

Когда в аварии есть пострадавшие или погибшие, то виновнику ДТП грозит административная или даже уголовная ответственность, смотря по тяжести телесных повреждений. Рассматриваются такие случаи уже судами по уголовным делам. И при обоюдной вине ответственность будет нести каждый участник. А в случаях со смертельным исходом это обычно лишение свободы.

Естественно, за вред, причинённый самому себе, наказания понести не придётся. То есть если серьёзно пострадал только один водитель, уголовное или административное наказание будет только второму виновному участнику, причём независимо от величины его вины.

Статья в тему: Какое наказание полагается за ДТП со смертельным исходом, в том числе для пешехода-виновника + последствия смертельных аварий за границей

Так как практически каждое дело по обоюдной вине требует судебного разбирательства, то судебная практика достаточна обширна. Но не забывайте, что в нашей стране не прецедентное право, следовательно, не факт, что в вашем случае судья вынесет такое же решение о возмещении ущерба, как и в аналогичной ситуации. Но судебная практика важна именно как чужой опыт в нелёгком деле тяжбы.

Вообще, как правило, в большинстве случаев устанавливается вина 50/50, то есть по решению суда возмещение ущерба осуществляется наполовину для каждой из сторон. Для получения другого результата требуется или очевидность незначительности виновности одного из участников, или грамотное обоснование своего видения ситуации.

А также, если размер вины каждого участника установить по тем или иным причинам не представляется возможным, то судья принимает решение о равной вине. Естественно, когда участники обращаются в суд, они ожидают других результатов. Поэтому важно предоставить убедительную доказательную базу, подтверждённую экспертными заключениями, показаниями свидетелей и т. д.

Услуги, оказываемые адвокатом, в рамках защиты по уголовным делам о ДТП

Перечень услуг, предоставляемых уголовным адвокатом по делам о ДТП довольно внушительный:

  • консультации по всем вопросам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями;
  • изучение всех материалов уголовного дела по факту ДТП;
  • участие во всех процессуальных мероприятиях, в том числе на допросе;
  • разработка линии поведения, которой клиенту стоит придерживаться на всех стадиях судопроизводства;
  • проведение собственного независимого расследования, направленного на выяснение всех подробностей происшествия. Зачастую сведения, которые удается собрать адвокату, способны повлиять на смягчение наказания или квалификацию статьи, а в некоторых случаях и освободить субъекта от уголовного преследования;
  • обжалование действий, предпринимаемых сотрудниками правоохранительных органов и пр.

По завершении процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, уголовное дело передается в суд, который основываясь на собранных материалах, принимает окончательное решение и избирает меру наказания виновнику ДТП. Уголовное дело в некоторых случаях может быть прекращено, вследствие недоказанности вины подозреваемого.

Если родственники пострадавшего или его наследники обращаются в суд с иском о компенсации морального или материального ущерба, то адвокат формирует линию защиты в рамках гражданского судопроизводства. Обычно подобные исковые заявления подаются в случаях, когда выплаченной страховки не хватает для покрытия причиненного ущерба.

В случае возникновения проблем с возмещением ущерба адвокат может выступать посредником в переговорах со страховой компанией.

Нормативная база и понятие обоюдной вины

Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.

По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.

Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.

С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.

В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *