- Банкротство

Как и зачем выбирать арбитражного управляющего для личного банкротства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и зачем выбирать арбитражного управляющего для личного банкротства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ответ, казалось бы, — в вопросе. Это специалист, который управляет финансами должника в случаях и пределах, предусмотренных законом «О несостоятельности (банкротстве)». Но на самом деле функции и полномочия ФУ гораздо шире.

Чтобы провести процедуру о несостоятельности обязательно потребуется помощь финансового управляющего. Он выступает посредником между заявителем, судом, кредиторами. Ему необходимо учитывать интересы каждой стороны. Без его участия баланс нарушится с пользой для кредиторов, имеющих деньги, юридическую поддержку.

Где найти финансового управляющего, способного довести процедуру до нужного разрешения? Вопрос постает перед задолжавшими гражданами, решившимися начать процесс несостоятельности. Юрист должен иметь диплом. Его ответственность застрахована (сумма от 10 млн. рублей). Они являются членами СРО (специализированная саморегулируемая организация). Федерация насчитывает 50 организаций.

Роль финансового управляющего в банкротстве физического лица

Одной из задач управляющего в ходе проведения процедуры банкротства физического лица – это решение возникающих спорных ситуаций, которые неизбежны между должниками и кредиторами. Чтобы найти оптимальный выход из спора, ему приходится вникать в правовые тонкости и предлагать решение, которое будет правильным с точки зрения закона. При этом необходимо соблюдать интересы обеих сторон, так как кредиторам нужно компенсировать убытки, а неплательщику – сохранить имущество.

При проведении процедуры несостоятельности управляющему приходится нелегко, так как дело требует строгого соблюдения законов. ФУ необходимо взаимодействовать со всеми лицами, заинтересованными в деле. Это сам должник, все его кредиторы, арбитражный суд, государственные органы. При этом существует такое понятие, как ответственность ФУ. За технические ошибки, который управляющий может допустить в процессе установления банкротства, его могут отстранить от работы.

Также в его обязанности входит контроль за исполнением должником плана реструктуризации задолженности. Если у физического лица не получается выполнять свои финансовые обязательства в соответствии с графиком платежей, то финуправляющий должен уведомить об этом всех кредиторов и суд. После этого арбитражем будет введена процедура реализации имущества.

Что такое СРО финансовых управляющих

Финансового управляющего назначает суд, сам заявитель не вправе его выбирать. Но он может выбрать СРО и указать его при подаче заявления. При выборе СРО должники стараются сделать так, чтобы потенциальный ФУ из него жил в его или в соседнем городе, и в этом есть смысл. Велика вероятность, что СРО предоставит именно его. И можно навести справки о добросовестности и качестве работы ФУ в этом СРО у своих знакомых, родственников и у других клиентов управляющего.

На сегодняшний день насчитывается почти 60 СРО, где состоят ФУ. Их деятельность регулируется статьей 22 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Здесь же перечислены и основные задачи СРО.

  1. Осуществление контроля за работой своих ФУ. Руководство саморегулируемой организации строго следит за тем, чтобы его члены строго соблюдали требования закона.
  2. Хранение дел о банкротстве в своем архиве. Документы по каждому делу хранятся не менее пяти лет.
  3. Создание и ведение перечня членов СРО, предоставление сведений о них заинтересованным лицам.
  4. Компенсация ущерба клиентам, если по вине управляющего, который является членом СРО, им был нанесен материальный ущерб. Для этого в каждой самоуправляемой организации существует специальный фонд.
  5. Представление интересов управляющих, состоящих в организации, в сторонних учреждениях, как государственных, так и коммерческих.
  6. Право законодательной инициативы. Представители СРО могут вносить свои предложения для рассмотрения в Госдуму.

Можно ли менять финансового управляющего в процессе банкротства

На этапе, когда дело уже возбуждено в суде, но еще не введена процедура несостоятельности, должник вправе направить в суд ходатайство, в котором просит поменять СРО, откуда будет назначен финуправляющий.

Если гражданин захотел сменить своего представителя уже после введения процедуры банкротства, то здесь придется сложнее. Суду необходимо предоставить вескую причину для замены ФУ, доказать, что он действует вразрез с законом, нарушает права сторон. Отстранение и замена ФУ, как правило, занимает долгое время. Суды могут проводить по этому поводу два и даже больше заседаний. Утверждение кандидатуры нового управляющего также занимает немало времени. Для этого требуется провести общее собрание кредиторов.

В некоторых ситуациях замена специалиста может защитить должника от убытков. Например, если у банкрота имеются большие сбережения или солидный доход, финуправляющий может специально затягивать процедуру, чтобы в конкурсную массу можно было включить больше средств, тем самым увеличив свой заработок.

Чтобы сменить управляющего, в арбитраж направляется жалоба, в которой необходимо указать на неправомерность действий ФУ или его бездействие. Все претензии нужно обосновать. В соответствии с законом причиной для назначения новой кандидатуры может стать:

  • невыполнение своей работы должным образом;
  • ненадлежащее качество оказываемых услуг.

Одним из наиболее проверенных способов выбора финансового управляющего является совет знакомых. Причём даже если никто из вашего окружения не сталкивался с процедурой банкротства, можно попробовать навести справки через друзей ваших друзей. Этот способ хорош, поскольку можно из первых уст получить реальные отзывы о работе управляющего. Однако он не подойдёт тем, кто не хочет разглашать сведения о намерении признать себя банкротом. Кроме того, при этом способе выбора управляющего также не исключено, что уже в ходе процедуры банкротства вскроются неприятные подробности о работе управляющего, ведь заранее гарантий никто дать не сможет.

При личном общении с финансовым управляющим необходимо выяснить, сколько процедур банкротства он завершил, сколько из них окончилось списанием долгов, были ли у него ситуации, когда он подавал заявление о снятии с себя полномочий финансового управляющего, спросите ссылки на конкретные дела и обязательно проверьте их.

В ходе личного общения можно многое понять: насколько комфортно вам будет работать, насколько финансовый управляющий компетентен в сфере своей деятельности. Это особенно актуально, если предстоит сложная процедура банкротства со множеством объектов имущества или необходимостью оспаривания сделок.

Читайте также:  Приказ о выдаче подотчетных сумм

Ответственность финансового управляющего

Часто действия финуправляющего в рамках процедуры банкротства физических лиц становятся предметом спора и жалоб со стороны кредитора или должника.

К примеру, если управляющий включил в опись не все имущество должника, не оспорил сделки, будет жаловаться банк. При нарушении прав и интересов банкрота или третьих лиц — супруги, детей или родственников должника — будет жаловаться кто-то из них. Если есть претензии к торгам — не допустил участника или указал неверную информацию о лоте — может жаловаться и банкрот, и кредитор, и участник торгов.

Для обжалования действий управляющего и привлечения его к ответственности необходимо составить и направить жалобу в любую инстанцию:

  • в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве;
  • в саморегулируемую организацию, в которой состоит управляющий;
  • в Росреестр;
  • в прокуратуру или ОБЭП.

Нюансы работы финуправляющего

Обязанности управляющего достаточно разнообразны, как и зона его ответственности. За любые нарушения специалист несет административную или даже уголовную ответственность. При этом именно он — ключевая фигура в деле о банкротстве, так как на него возлагается задача по контролю за всеми финансовыми проблемами должника.

О выполненной работе финуправляющий обязан отчитываться перед кредиторами, арбитражным судом и должником, уведомляя всех заинтересованных лиц о мероприятиях, которые он проводит. При выявлении попыток мошенничества он обязан обратиться в правоохранительные органы: полицию и прокуратуру.

Однако в случае нарушений со стороны финуправляющего, его отстранение — не такая уж и сложная процедура. Подать жалобу на его действия или бездействие может как сам должник, так и кредиторы. Но очень часто сложно отыскать достойную замену. Поэтому следует озаботиться назначением «правильной» кандидатуры заранее.

Можно ли подать жалобу на работу конкурсного управляющего? Да, можно. Если он нарушает права человека в процедуре банкротства, то он сам или его юрист могут жаловаться на действия (или бездействие) управляющего в суд, который ведет дело. Но тут очень важно понимать, что в случае отстранения этого конкретного специалиста от дела, процесс застопорится.

Так как без финансового управляющего нельзя довести банкротство гражданина до конца. Рекомендуем в такой ситуации действовать при поддержке юриста, чтобы тот мог заранее изучить реестр временных управляющих и оперативно предоставить специалиста на замену.

Наличие/отсутствие реальных отзывов клиентов

Изучите отзывы о компании на доверенных площадках, таких как Яндекс, Google, 2Gis или Zoon. Команда модераторов на этих ресурсах отслеживает подозрительные и недостоверные отзывы, а также попытки компаний «накрутить» свой рейтинг. Обратите внимание на большие и распространенные отзывы, как правило в них содержится больше деталей о реальном ходе процедуры.

Если вы планируете воспользоваться услугами федеральной компании, то постарайтесь найти отзывы о работе того филиала, в который вы обращаетесь. Вполне может быть, что общий рейтинг компании состоит из нескольких десятков позитивных отзывов, оставленными клиентами в другом регионе, а филиал в вашем регионе может вообще не иметь реальных достижений.

Отзывы в виде скриншотов переписки в мессенджере или смс очень легко подделать, поэтому на них вообще не стоит обращать свое внимание.

Откуда берутся финансовые управляющие

Требования к кандидатуре управляющего предъявляет закон № 127-ФЗ «О несостоятельности», статья 20. Там сказано, что претендующий на эту должность обязан:

  • пробыть руководителем юридического лица, органа местного самоуправления или подразделения государственной службы не менее года;
  • пройти стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего не менее двух лет;
  • иметь высшее образование;
  • пройти подготовку арбитражных управляющих и сдать экзамен;
  • не иметь судимости;
  • быть членом СРО (саморегулируемой организации) арбитражных управляющих;
  • быть включенным в Сводный государственный реестр арбитражных управляющих.

СРО предъявляют к членам жесткие требования: страховать свою работу, платить взносы, соблюдать профессиональные стандарты. За малейшее нарушение правил управляющих исключают из СРО – сами по себе вести дела о банкротстве они не имеют права. Вернуться туда после исключения можно только через три года. За экономические, а тем более уголовные преступления дисквалифицируют пожизненно.

Отказ финансового управляющего от участия в деле о банкротстве

Может так сложится, что ни один финансовый управляющий из выбранного СРО не даст своего согласия на участие в деле о банкротстве, так как за установленное по закону вознаграждение в размере 25 000 руб. за процедуру сроком минимум 6 месяцев управляющие берутся крайне неохотно. Особенно это распространено в ситуации, когда у должника нет недвижимого имущества, на которое может быть обращено взыскание. Ведь в этом случае, он также лишается права на получение вознаграждения в виде 7% от суммы реализации.

В случае, если СРО, указанное в заявлении, не предоставит кандидатуру финансового управляющего, заявитель вправе указать другое СРО, однако ситуация может повториться. При этом, если финансовый управляющий не найдется в течение трех месяцев, суд прекратит производство по делу, заявление о признании должника банкротом так и не будет рассмотрено.

Что такое сро при банкротстве

Статья 22. Права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Читайте также:  Что положено многодетным семьям

1. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе:

представлять интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

обжаловать от своего имени в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия или бездействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

участвовать в обсуждении проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, проектов законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, государственных программ по вопросам, связанным с арбитражным управлением, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов указанных нормативных правовых актов;

вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предложения соответственно по вопросам формирования и реализации государственной политики и вопросам формирования и реализации органами местного самоуправления политики в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

запрашивать в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, и получать от этих органов такую информацию в установленном федеральными законами порядке;

заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении или освобождении от участия в деле о банкротстве членов саморегулируемой организации в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 172-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом права.

2. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана:

разрабатывать и устанавливать условия членства арбитражных управляющих в саморегулируемой организации;

разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения членами саморегулируемой организации стандарты и правила профессиональной деятельности;

контролировать профессиональную деятельность членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, в том числе посредством проведения проверки в порядке и с периодичностью, которые установлены федеральными стандартами;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;

применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации, соблюдать утвержденный в соответствии с настоящим Федеральным законом порядок применения мер дисциплинарного воздействия и порядок рассмотрения дел о нарушении членами саморегулируемой организации требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 405-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществлять анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденным решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

хранить отчеты арбитражных управляющих и иные документы, утвержденные решением общего собрания членов саморегулируемой организации, в течение пяти лет с даты представления соответствующего документа;

осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего;

осуществлять с соблюдением требований настоящего Федерального закона, Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и в соответствии с перечнем обязательных сведений, включаемых саморегулируемой организацией в реестр арбитражных управляющих, и порядком ведения саморегулируемой организацией такого реестра, утвержденным в форме федерального стандарта, включение в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих обязательных сведений и ведение такого реестра;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 405-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивать формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами саморегулируемой организации при исполнении обязанностей арбитражных управляющих;

организовывать повышение уровня профессиональной подготовки своих членов;

по запросам судьи, органа по контролю (надзору) в случае возбуждения дела об административном правонарушении, в том числе при проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего, представлять документы, которые содержат информацию об исполнении арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и имеют отношение к указанному делу об административном правонарушении;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 405-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в срок не позднее чем в течение четырнадцати рабочих дней с даты возникновения несоответствия саморегулируемой организации требованиям пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона представлять в орган по контролю (надзору) информацию о таком несоответствии;

проводить в порядке, установленном федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности, аккредитацию лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;

(абзац введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 405-ФЗ)

обеспечивать доступ к включенным в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих сведениям заинтересованных в их получении лиц в порядке, установленном регулирующим органом;

(абзац введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 405-ФЗ)

разрабатывать и устанавливать обязательный для выполнения саморегулируемой организацией порядок проведения процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего, включая критерии выбора, для целей, указанных в абзаце втором пункта 1 и пункте 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;

(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ)

разрабатывать и устанавливать обязательный для выполнения саморегулируемой организацией порядок определения компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего, включая критерии определения, в зависимости от особенностей дела о банкротстве конкретного должника и процедуры, применяемой в деле о его банкротстве, для целей, указанных в абзаце втором пункта 5 статьи 45 настоящего Федерального закона.

Читайте также:  Регистрация машины на несовершеннолетнего ребенка в 2023 году

Что делать, если в СРО не смогли предоставить финансового управляющего

Любой управляющий может отказаться участвовать в деле о признании физлица финансово несостоятельным. В этом случае СРО предстоит выбрать другого кандидата, а если никто из ее участников не согласиться – направить уведомление об этом в суд.

Заставить управляющего участвовать в деле на текущий момент невозможно. После получения уведомления о невозможности предоставить специалиста должнику придется выбирать другую СРО и надеяться, что в ней найдется желающий. Бесконечно попытки подобрать саморегулируемую организацию продолжаться не могут и, если в разумные сроки никто не согласится взяться за дело, суд, скорее всего, прекратит его. При этом вопрос с долгами останется нерешенным.

Есть и другой риск, что за дело возьмется начинающий управляющий. В этом случае ситуация может развиваться непредсказуемо для банкрота. Вполне возможно, что в сложных случаях специалист без опыта просто запутается или бросит дело, не закончив его. Причем в последней ситуации выбрать СРО, откуда будет назначен новый представитель, смогут уже кредиторы и фактически они при желании смогут повлиять на дальнейший ход процесса.

Без опыта выбора СРО, даже следуя всем рекомендациям, есть риск, что никто не возьмется за дело. Лучше сразу обратиться за помощью в компании, специализирующиеся на делах о банкротстве. Они имеют опыт взаимодействия с некоммерческими партнерствами управляющих и смогут сразу оценить, в каком из них есть свободные представители, готовые взяться за конкретное дело.

Грязные методы работы недобросовестных финансовых управляющих

Ответственный выбор арбитражного управляющего поможет избежать возможных проблем. Выбор СРО наудачу грозит проблемами, например:

  • Сговор с кредиторами. Недобросовестные управляющие обещают должникам сохранить имущество, находящееся в залоге, заведомо рассчитывая его продать и получить 7% от суммы. Должник подает заявление в суд, рассчитывая списать долги и сохранить ипотечную квартиру, а по факту остается без денег и без жилья.
  • Отказ в регулярной выдаче денежных средств, исключенных из конкурсной массы. Хорошо, если должника кто-то может содержать, тогда он получит причитающуюся сумму в конце процедуры. А если ему нужно за свой счет покупать продукты, оплачивать коммуналку и проезд? – в этом случае отказ управляющего выполнять свою обязанность полностью лишит его средств к существованию.
  • Преднамеренное затягивание сроков рассмотрения дела для получения дополнительного вознаграждения. Должнику проще заплатить, чем заявлять в полиции о мошенничестве и через суд менять арбитражного управляющего.
  • Угрозы покинуть дело до его завершения. Как говорилось выше, финуправляющий может подать самоотвод на любой стадии банкротства – это отличный козырь для «выбивания» денег с должника, желающего поскорее закончить процедуру и освободиться от долгов.

Роль управляющего в грядущем упрощённом банкротстве

Обязательное наличие официального посредника в делах о банкротстве физических лиц облегчает и одновременно осложняет положение должника. Хороший специалист, в обязанности которого входит обеспечение банкрота компетентной юридической поддержкой, может оказать обычному гражданину неоценимую помощь. Ведь одной из задач ФУ является соблюдение баланса интересов участников процедуры.

Однако услуги финуправляющего стоят недёшево. Да и найти хорошего, опытного специалиста, чтобы пригласить его к участию в процессе, бывает нелегко. При этом, согласно закону, отсутствие среди арбитражных управляющих тех, кто готов провести процедуру банкротства физического лица, ведёт к отказу суда от рассмотрения дела.
В обществе уже не первый год ведутся разговоры об упрощённом банкротстве. Минэкономразвития РФ ещё в 2016 году подготовило поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно им, при задолженности от 50 тыс. до 700 тыс. рублей граждане смогут обходиться без услуг финансового управляющего.

В этом случае все функции ФУ инициатору процедуры банкротства придётся брать на себя. Вопрос в том, многие ли из потенциальных банкротов в достаточной степени владеют знаниями необходимых юридических основ. Не будет ли возникать «перекоса» интересов в пользу банкротящегося. Сможет ли обычный гражданин остаться честным и порядочным со своими кредиторами, скажем, при реализации имущества, если деятельность его окажется не подконтрольна третьему лиц.
Как отмечают эксперты, вопросов упрощённое банкротство вызывает немало. Внесённые чиновниками министерства поправки до сих пор обсуждаются. Судя по всему, в ближайшие годы процедура банкротства будет проводиться в прежнем режиме. А значит выбирать для неё финансового управляющего придётся тщательно и со знанием дела.

Обязанности конкурсного управляющего при банкротстве

Банкротство компаний по причине некомпетентного управления ими – не такое уж редкое явление. Если на этапе наблюдения суд обнаруживает, что причиной несостоятельности явился именно этот фактор, он назначает административного, а затем и внешнего управляющего из числа менеджеров, более грамотных и опытных, нежели прежнее руководство компании.

Специалист по банкротству на протяжении установленного законом срока пытается вывести компанию из глубокого кризиса, восстановить ее нормальное функционирование, а с ней и платежеспособность. Удается это сделать не всегда.

Конкурсный управляющий вступает в игру, когда становится ясно — «спасение утопающего» невозможно. Его цель – максимально выгодно продать имущество, которое осталось. Сформировать конкурсную массу, которая позволила бы расплатиться с как можно большим количеством лиц, внесенных в реестр кредиторов. Естественно, ему тоже необходимо экономическое либо юридическое высшее образование, как и менеджеру по банкротству. Более того, без образования и сдачи квалификационного экзамена он не сможет стать членом СРО. Но задачи перед конкурсным управляющим стоят совсем другие, требующие иных знаний и навыков, чем у временного управляющего.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *