- Договорное право

Правила дорожного движения в РФ 2023 года (последняя редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила дорожного движения в РФ 2023 года (последняя редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В случае ДТП, участниками которого являются буксирующее и буксируемое транспортные средства, виновником в большинстве случаев будет водитель буксируемого (находящегося сзади) автомобиля (пункт 10.1 ПДД).

Условия и правила, запрещающие буксировку

ПДД запрещают:

  1. Буксировку автомобиля на участках дорог с запрещающим знаком «Движение с прицепом запрещено». В этом случае буксируемая машина приравнена к прицепу. Знак действует до первого перекрестка, а при отсутствии последнего до границы населенного пункта.

  2. Буксировать мотоциклам, мопедам, иным двухколесным транспортным средствам с двигателем внутреннего сгорания любые автотранспортные средства. Исключение сделано только для мотоциклов с коляской.

  3. Легковым автомобилям буксировать мотоциклы без коляски, мопеды и иные двухколесные транспортные средства, оснащенные двигателем внутреннего сгорания.

  4. Буксировать два и более автотранспортных средства. Это правило относится и к буксированию грузовиков в жесткой сцепке. Но при этом грузовикам разрешается ехать более чем с одним прицепом.

Произошло ДТП – кто виноват?

В любом ДТП виновником считается лицо, чьё виновное действие привело к причинению вреда имуществу или здоровью других людей. Таким образом, здесь каждый случай будет рассматриваться индивидуально.

Например, если буксировка осуществлялась на тросу, и водитель буксируемого автомобиля повернул руль вправо и зацепил соседнее авто, то, очевидно, виновен будет буксируемый. Также на него ляжет вина, если он таким резким манёвром вызвал занос тянущего его автомобиля.

Если авария произошла в результате превышения скорости, то буксируемый точно не будет виновен, потому как он не мог воздействовать на буксирующего (ведь торможение могло вызвать новое ДТП). Равно как при буксировке на жёсткой сцепке и, тем более, методом частичной погрузки буксируемый не в ответе за манёвры буксирующего.

Какая максимальная скорость буксировки?

50 км в час. Это максимальная разрешённая скорость при любом виде буксировки и на любых дорогах при условии, что другими пунктами ПДД или дорожными знаками на данном участке не установлено меньшее значение.

Таким образом, Правила чётко регламентируют следующие лимиты разрешённой скорости:

  • в населённом пункте на дороге (не на прилегающей территории) без знаков ограничения скорости разрешено буксировать со скоростью не более 50 км/ч,
  • такое же ограничение действует на трассах вне населённых пунктов и автомагистралях,
  • если же дорожный знак устанавливает свой определённый скоростной режим ниже 50 км/ч, то и вам при буксировке следует снизить скорость до указанного на знаке,
  • на дворовых территориях и в жилых зонах разрешается ехать не более 20 км/ч.

Здесь буксировку автомобиля не следует путать с ездой с прицепом – для последнего установлены отдельные ограничения скорости.

20.1. Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.

20.2. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки — нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.

20.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4 — 6 м, а при буксировке на жесткой сцепке — не более 4 м.

Гибкое связующее звено должно быть обозначено в соответствии с пунктом 9 Основных положений.

Читайте также:  Техосмотр по новым правилам - 2022 год

Буксировка автомобиля с автоматической коробкой передач (АКПП)

Такая коробка не рассчитана на такие перегрузки, что может привезти к её перегреву, либо же поломке. Коробка передач смазывается маслом, которое качает масляный насос во время работы мотора. Но, когда двигатель заглушен или неисправен, тогда АКПП не будет смазываться. Из-за этого она может выйти из строя. Но что насчет буксировки? Если транспортное средство с АКПП тянет другой автомобиль, тогда установка испытывает просто огромнные перегрузки. Автомат не рассчитан на такую езду. Он требует большей снисходительности.
У каждого производителя автомобилей автоматы отличаются. Поэтому важно изучить инструкцию по буксировке, которую дает завод-изготовитель. Там можно встретить информацию о том, что с какой скоростью нужно буксировать и на какое расстояние. У каждого завода свои параметры. Редко встречается, когда завод полностью запрещает буксировку на гибкой сцепке на АКПП.
По возможности для автомобиля с АКПП лучше всего воспользоваться эвакуатором.

Правила буксировки легкового автомобиля

Каждый водитель может оказаться в ситуации, когда ему потребуется сторонняя помощь на дороге. Например, необходимо доставить неисправный автомобиль на СТО. Его можно довезти до нужного адреса несколькими способами, и эвакуатор – не единственный из них. В этом случае может помочь буксировка – один из самых эффективных и недорогих способов перемещения машины. Однако большинство автовладельцев, воспользовавшись этим методом транспортировки, не соблюдают правила и не задумываются о своей безопасности.

Буксировка – вовсе не такой простой процесс, как кажется на первый взгляд. В этой статье мы расскажем об основных методах транспортировки автомобиля, а также о нормативных документах, регламентирующих эти способы. Кроме того, мы дадим несколько практичных советов, которые помогут сделать буксировку более эффективной и безопасной.

Буксировка транспортных средств – национальные правила

Чтобы проверить, как выглядит легальная буксировка легкового автомобиля, необходимо обратиться к соответствующим правовым актам. Основой здесь будет Дорожный кодекс. Буксировка включена в Главу 3. Движение транспортных средств, в Главу 9 – Буксировка. Статья 31 Правил дорожного движения разрешает буксировку, но устанавливает много условий, при которых такая деятельность должна выполняться. Они касаются скорости, с которой будут буксироваться автомобили, кто должен находиться в транспортном средстве и с помощью каких инструментов его можно буксировать.

В Законе о дорожном движении, законодатель указал, что транспортное средство снимается с дороги за счет собственника (отбуксировано), если:

  • он будет оставлен в запрещенном месте, и будет мешать движению или иным образом угрожать безопасности дорожного движения.
  • водитель не предъявил документ, подтверждающий действие его полиса страхования гражданской ответственности.
  • были превышены габариты, допустимая общая масса или нагрузка на ось, указанные в правилах дорожного движения, за исключением случаев, когда невозможно направить транспортное средство на близлежащую дорогу, по которой такое движение транспортного средства разрешено.
  • в месте, предназначенном для людей с ограниченными физическими возможностями, на нем нет парковочной карты.
  • его оставили вместо знака о том, что припаркованный автомобиль будет вывезен за счет владельца.
  • им управлял человек, не имевший водительских прав или водительские права которого были задержаны, и невозможно обезопасить транспортное средство, передав его лицу, которое находится в нем, и которое имеет право управлять, если только он/она не получил квитанцию об отмене водительских прав.

Буксировка транспортных средств – правила, включенные в Правила дорожного движения

Установленные законом правила буксировки автомобиля указывают, что скорость буксирующего автомобиля не должна превышать:

  • 30 км/ч – буксировка в населенных пунктах,
  • 60 км/ч – буксировка вне населенных пунктов.

Законодатель также ответил на вопрос, нужно ли на буксируемом автомобиле включать аварийные огни. У него должен быть включен ближний свет даже в период достаточной видимости на дороге, а не аварийные огни.

Кроме того, при буксировке автомобиля должен присутствовать водитель, имеющий право управлять транспортным средством. Исключение составляют случаи, когда автомобиль буксируется таким образом, что нет необходимости управлять им.

Важным вопросом, поднятым в правилах, является закрепление буксируемого автомобиля. Для правильной буксировки автомобиля необходимо подсоединить его к тягачу таким образом, чтобы его нельзя было отсоединить. Это не относится только к буксировке мотоцикла, который по закону должен быть соединен с тягачом с помощью гибкого соединения, позволяющего легко отсоединить его. Буксируемое транспортное средство должно иметь соответствующую маркировку, чтобы каждый участник дорожного движения знал, что имеет дело с таким автомобилем или мотоциклом.

Читайте также:  Повышение пенсии инвалидам 1, 2 и 3 группы и индексация ЕДВ в 2023 году

Он должен быть отмечен сзади слева с помощью светоотражающего треугольника аварийной остановки, а габаритные огни должны также включаться в периоды плохой видимости. Если по разным причинам в машине нет знака аварийной остановки, то при буксировке автомобиля можно посылать желтые мигающие сигналы, видимые другим участникам дорожного движения.

Автомобиль можно буксировать с помощью жесткого или гибкого соединения. Для буксировки на жесткой буксировке необходимо, чтобы у буксируемого автомобиля была работающая хотя бы одна тормозная система.

На буксируемом автомобиле при гибком соединении обязательно, чтобы обе тормозные системы были в рабочем состоянии.
Для безопасности буксирующего и буксируемого транспортных средств необходимо соблюдать достаточное расстояние между ними. Должен быть:

  • не более 3 метром при жестком соединении;
  • от 4 до 6 метров с гибким соединением.

Буксировка автомобиля на тросе также требует, чтобы такое гибкое соединение было помечено чередующимися белыми и красными полосами или желтым, или красным флажком.

Компания Mercedes-Benz изобрела электронный «ошейник» для трейлеров. Новая система называется «Вспомогательная стабилизация трейлера» (TSA). Она полностью интегрирована в существующую электронную систему курсовой стабилизации машины. TSA быстро обнаруживает начинающийся занос или поперечную раскачку прицепа и эффективно подавляет эти движения, попеременно подтормаживая правое и левое передние колёса автомобиля.

Далеко не все водители знакомы с правилами буксировки транспортных средств: в автошколах этому разделу уделяется достаточно мало времени, а на практике не многие испытывали себя в качестве водителя буксирующего или буксируемого автотранспорта.

В реальной дорожной ситуации отсутствие теоретических и практических знаний вызывает определенные трудности.

Водитель машины, которая тянет на негибком приспособлении другое ТС, должен быть достаточно опытным. Но один из вопросов, беспокоящих автомобилистов в связи с понятием «жесткая сцепка» – категория прав. Некоторые думают, что они должны быть с буквой E, позволяющей возить прицеп тяжелее 750 кг.

Определение разницы между ним и автомобилем есть в ПДД:

Прицеп» – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.

Механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Буксировка автомобилей, регламентируется пунктом 20 ПДД. В нем категории прав не оговариваются. О них речь идет в статье 25 закона «О безопасности дорожного движения». Правовой документ для каждого транспортного средства устанавливает особую категорию, как и для использования вместе с ними прицепов. Здесь уже не говорится о буксировке.

Из ПДД ясно, что прицеп и лишившийся возможности идти своим ходом автомобиль – это разные типы ТС. Закон, существующий для использования первого, не применяется в отношении второго. И чтобы везти на буксире машину, водителю не нужно иметь в правах букву E.

В Постановлении правительства №333 от 24.03.2017 г. есть уточнение, касающееся стажа автомобилиста:

При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.

Компания Mercedes-Benz изобрела электронный “ошейник” для трейлеров. Новая система называется “Вспомогательная стабилизация трейлера” (TSA). Она полностью интегрирована в существующую электронную систему курсовой стабилизации машины. TSA быстро обнаруживает начинающийся занос или поперечную раскачку прицепа и эффективно подавляет эти движения, попеременно подтормаживая правое и левое передние колёса автомобиля.

Далеко не все водители знакомы с правилами буксировки транспортных средств: в автошколах этому разделу уделяется достаточно мало времени, а на практике не многие испытывали себя в качестве водителя буксирующего или буксируемого автотранспорта.

В реальной дорожной ситуации отсутствие теоретических и практических знаний вызывает определенные трудности.

Последствие транспортировки авто с автоматической коробкой без соблюдения правил

Придерживаться советов изготовителя и выработанных практикой правил буксировки машины с коробкой автомат важно по той причине, что иначе вследствие перегрева и недостаточности смазки может серьезно пострадать трансмиссия. Наиболее типичные неисправности представлены в таблице ниже.

Читайте также:  Теория и практика: изменения в сдаче экзаменов на права в 2023 году
Вид неисправности Нюансы
Перегорание модуля гидротрансформатора Одно из самых серьезных последствий, наблюдаемых, если буксировать неправильно, и выражающееся в пробуксовке автомата или полной потере им работоспособности. Замена этого компонента может обходиться до 5% от полной цены ТС.
Расплавление компонентов КПП Признаки пробуксовки аналогичны вышеприведенным. Ремонт подразумевает замену вышедших из строя деталей.
Преждевременный износ элементов автомата Выражается в пробуксовке коробки в отдельных режимах работы, в первую очередь при движении вперед. Для возвращения трансмиссии в рабочее состояние необходима замена изношенных деталей. Наиболее часто приходится менять фрикционы.

В первую очередь ПДД не разрешают буксировку при неработающем рулевом управлении у буксируемого автомобиля. Его стоит транспортировать при помощи полной или частичной погрузки.

Вы определенно могли слышать о том, что при использовании сцепки с тремя точками крепления не нужно, чтобы водитель сидел за рулем буксируемого автомобиля. Если да, то знайте — это не только неправильно с технической точки зрения, но и напрямую нарушает правила дорожного движения. Также обязательное требование предъявляется к водителю, осуществляющего буксирование: его водительский стаж должен превышать 2 года. Также нужно уделить внимание расстоянию, разделяющему автомобили: максимально допустимая величина 4 метра. Масса буксируемой машины, у которой неисправна тормозная система, должна быть вдвое меньше самого “буксира”.

Нюансы буксировки с АКПП

Следует помнить, что для авто с АКПП исключена буксировка с неработающим двигателем, поскольку при остановке его работы прекратит функционировать и масляный двигатель, соответственно детали трансмиссии не получат смазки. Подобное может привести агрегат в полностью неисправное состояние.
Рекомендации в этом случае таковы:

  • коробку передач выставить в положение N — нейтраль;
  • осуществить разблокировку руля;
  • скорость – не более 50 км/ч;
  • рекомендованное расстояние буксировки – не больше 50 км.

Если же автомобиль с АКПП выступает в качестве ведущего авто, следует придерживаться таких правил:

  • масса транспортируемой машины должна быть больше либо равна массе второго автомобиля;
  • скорость – не больше 40 км/ч;
  • оптимальное положение коробки передач – 2 либо 3;
  • плавный ход авто, без рывков.

ВАЖНО! Машину с автоматической коробкой передач оптимальнее всего отбуксировать на специализированном транспорте – эвакуаторе, в крайнем случае, использовать жесткую сцепку.

Водитель машины, которая тянет на негибком приспособлении другое ТС, должен быть достаточно опытным. Но один из вопросов, беспокоящих автомобилистов в связи с понятием «жесткая сцепка» – категория прав. Некоторые думают, что они должны быть с буквой E, позволяющей возить прицеп тяжелее 750 кг.

Определение разницы между ним и автомобилем есть в ПДД:

Прицеп» – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.

Механическое транспортное средство – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Буксировка автомобилей, регламентируется пунктом 20 ПДД. В нем категории прав не оговариваются. О них речь идет в статье 25 закона «О безопасности дорожного движения». Правовой документ для каждого транспортного средства устанавливает особую категорию, как и для использования вместе с ними прицепов. Здесь уже не говорится о буксировке.

Из ПДД ясно, что прицеп и лишившийся возможности идти своим ходом автомобиль – это разные типы ТС. Закон, существующий для использования первого, не применяется в отношении второго. И чтобы везти на буксире машину, водителю не нужно иметь в правах букву E.

В Постановлении правительства №333 от 24.03.2017 г. есть уточнение, касающееся стажа автомобилиста:

При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами в течение 2 и более лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *