- КОАП

8 важных изменений в работе бухгалтера 2023: памятка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «8 важных изменений в работе бухгалтера 2023: памятка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

Требования к главбухам

Главные бухгалтеры теперь должны иметь либо высшее (профильное или непрофильное), либо среднее профессиональное образование (профильное или непрофильное).

Если образование является непрофильным (например, техническим), соискателю придется получить еще и дополнительное профессиональное образование. То есть пройти программу профессиональной переподготовки бухгалтеров.

При наличии высшего образования опыт работы главбуха должен составлять не менее пяти лет бухгалтерско-финансовой работы. При наличии среднего профессионального образования – не менее семи лет бухгалтерско-финансовой работы.

В число необходимых умений главбуха входят в том числе следующие:

  • умение разрабатывать способы ведения бухучета и формировать учетную политику организации;
  • умение разрабатывать формы первичных учетных документов, регистров бухучета, формы отчетности и составлять график документооборота;
  • способность планировать объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления отчетности;
  • умение оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • умение составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации юрлица;
  • способность пользоваться компьютерными программами для ведения бухучета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой.

Положение о главных бухгалтерах

В настоящее время действует еще документ, принятый в советское время — это Положение о главных бухгалтерах, в котором обозначены квалификационные требования к главному бухгалтеру. Так, согласно п.5 Положения на должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее специальное образование. А в необходимых случаях по решению вышестоящего органа на должность главного бухгалтера может быть назначено лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него стажа работы по специальности не менее трех лет.

Несмотря на то, что данное Положение не относится к уровню федерального законодательства, на практике работодатели предъявляли к должности главных бухгалтеров требование о наличии высшего специального образования. Точку в данном споре поставил Верховный суд (Решение ВС от 22.10.2014 г. №АКПИ14-965), который признал недействующим п.5 Положения о главных бухгалтерах и напомнил, что особые требования к образованию главного бухгалтера установлены Законом №402-ФЗ и другими Федеральными законами. А поскольку Положение не имеет статус Федерального закона, то установленные в нем правила, противоречащие нормативным документам более высокого уровня, являются недействительными и не подлежат применению.

Следует отметить, что при рассмотрении трудовых споров, касающихся увольнения главного бухгалтера (бухгалтера) по причине отсутствия у последнего высшего образования, судьи и ранее обращались к требованиям, изложенным в Законе №402-ФЗ.

Изменения в учётной политике в 2021 году

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

Любой профстандарт содержит набор минимальных требований, предъявляемых к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы сотрудников. Однако применять профстандарты и ориентироваться на их требования обязаны далеко не все организации.

Ответ на вопрос о том, кто обязан применять профстандарты, дается в ст. 195.3 ТК РФ. Данная норма гласит, что требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, установленных законодательством.

При этом законодательство не обязывает частные организации и ИП применять профстандарт для бухгалтера. Данный профстандарт они могут применять в добровольном порядке. А могут и не применять.

В соответствии с этим обязанность по применению профстандарта для бухгалтеров распространяется на следующие субъекты:

  • государственные и муниципальные учреждения/организации (в том числе ГУП и МУП);
  • организации и ИП, которые в своих локальных актах закрепили обязательность применения профстандарта.

В соответствии с этим работодатель не вправе отказать в трудоустройстве бухгалтеру со ссылкой на несоответствие стандарту, если этот стандарт работодателем не применяется.

Также несоответствие уровня образования работника требованиям профессионального стандарта не может быть основанием и для увольнения бухгалтера (постановление Конституционного cуда РФ от 14.11.2018 № 41-П).

Но если работодатель все же применяет профстандарт, то он может направить своих бухгалтеров на прохождение курсов по повышению квалификации. При этом на все время прохождения подобного обучения за бухгалтером сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.

Кроме того, бухгалтерам гарантируется и оплата командировочных расходов. При этом оплата образовательных услуг и прохождения независимой оценки квалификации осуществляется за счет средств работодателя (ст. 187 ТК РФ).

Деятельность любой организации начинается с определения ее структуры (деления на подразделения, отделы, цеха, блоки и распределения функций между ними). Кроме того, за подразделениями закрепляется ответственность за решение вопросов, относящихся к кругу их задач. При этом некоторые функции могут быть отданы в ведение не 1, а 2 или нескольких подразделений или, наоборот, не быть отданными ни под чей контроль.

Чтобы исключить дублирование функций и отсутствие ответственных за их выполнение, а также для однозначного распределения обязанностей между подразделениями, действующая структура организации и основные функции подразделений закрепляются внутренним распорядительным документом. Затем цели, задачи, функции, структура и порядок взаимодействия с иными подразделениями юрлица прописываются в положении о каждом подразделении. Целью руководителя организации (или назначенного им лица) при утверждении этих документов является контроль за полнотой отражения функций, выполняемых подразделением, и исключение их дублирования.

Положение о подразделении, давая представление об объеме работы, которую этому подразделению предстоит выполнять, служит основой для определения его штатной численности, установления уровня квалификации и должностей нужных сотрудников, распределения обязанностей между ними и разработки их должностных инструкций. В т. ч. оно дает материал и для должностной инструкции руководителя подразделения.

Обязанность разрабатывать положения о подразделениях и должностные инструкции на законодательном уровне не закреплена. Однако они существенно облегчают жизнь самой организации, внося ясность в распределение задач между подразделениями и сотрудниками внутри них, а также определяя круг ответственных за решение тех или иных вопросов.

Должностная инструкция, разработанная для определенной должности, позволяет:

  • определить конкретные функции для этой должности и упростить порядок ознакомления с ними;
  • облегчить подбор кадров на вакантную должность;
  • ознакомить сотрудника с его функциями под роспись, тем самым закрепив за ним ответственность за их неисполнение и его право отказаться от выполнения чужой работы без дополнительной оплаты;
  • проконтролировать эффективность работы конкретного сотрудника и правильность распределения функций.

Инструкции для ряда должностей могут быть типовыми, но лучше все-таки разрабатывать их для каждой организации самостоятельно и индивидуально, исходя из специфики деятельности конкретного юрлица, особенностей его отраслевой принадлежности, структуры и разграничения зон ответственности между подразделениями. Юридическую силу этому документу придает его утверждение руководителем организации.

К особенностям работы главного бухгалтера в небольшой организации относятся:

  • абсолютная взаимозаменяемость сотрудников бухгалтерии, необходимость уметь все делать самому;
  • возможность сокращения объемов учетной работы и отчетности за счет применения спецрежимов или использования послаблений, предоставляемых СМП;
  • небольшая востребованность бухгалтерских данных для целей финанализа;
  • отсутствие потребности в большом количестве дополнительных форм внутренней отчетности;
  • невостребованность аудиторских проверок;
  • отсутствие пристального внимания со стороны проверяющих органов, сравнительно небольшое количество запросов о пояснениях.

Нюансы поиска главбуха

Главный бухгалтер относится к категории управленческого персонала. Он несет ответственность за результаты своей работы и за действия своих подчиненных. Этот специалист выполняет распоряжения руководителя фирмы и учредителей общества. Перечислим требования, предъявляемые к главному бухгалтеру:

  • знание нормативно-правовой базы, касающейся вопросов бухгалтерского учета, проблем организации налогового учета;
  • владение актуальной информацией в сфере трудового и гражданского права;
  • умение работать с бухгалтерскими стандартами (национальными и международными), методическим материалом, издаваемым отраслевыми ведомствами;
  • навыки специалиста по работе с документацией (оформление и систематизация первички, учетных регистров, ведение журналов учета, составление отчетности) включаются в квалификационные требования к бухгалтеру;
  • знание особенностей проведения инвентаризационных мероприятий в разных секторах учета;
  • обладание навыками по отслеживанию и урегулированию проблем с ростом дебиторской и кредиторской задолженности;
  • для ведущего бухгалтера квалификационные требования могут содержать данные о необходимости отладки специалистом эффективной системы управленческого учета.

Выбор подходящей кандидатуры на должность руководителя бухгалтерской службы необходимо осуществлять с учетом специфики деятельности компании. У специалиста, который наработал значительный стаж в сфере товарного учета, может оказаться недостаточно знаний и навыков для организации учетного процесса в общепите или строительстве.

Добавим, что обязательно надо обращать внимание на личностные характеристики претендента – сможет ли он наладить работу многочисленного штата подчиненных, соответствуют ли его методы взаимодействия с контролирующими структурами и персоналом стилю руководства в компании и целям бизнеса.

Обязательность профстандартов

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 определено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов. То есть согласно данному постановлению указанные организации должны были до начала 2020 года провести работу по внедрению профстандартов:

  • установить, какие стандарты и в отношении каких работников приняты;

  • провести анализ профессиональных качеств работников на соответствие этим требованиям;

  • составить планы подготовки работников и дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.

Группа А, или бухгалтеры с категориями

В Приказе Минтруда от 22.12.2014 № 1061н, в отличие от ЕКС, который выделял три категории бухгалтеров (первая, вторая категории и непосредственно бухгалтер), минимизированы требования к уровню образования: работникам достаточно иметь среднее профессиональное образование. Положения по опыту практической работы оставались прежними — не менее трех лет.

Но новый профстандарт изменил требования к опыту практической работы и образованию. С 06.04.2019 ведение бухгалтерского учета можно поручать лицам, у которых есть диплом о среднем профессиональном образовании или дополнительном профобразовании по специальным программам к непрофильному среднему образованию. Для занятия должности бухгалтера с категорией понадобится опыт работы в более низкой должности не менее 1 года.

Что касается функциональных обязанностей, то они остались без изменений.

Преимущества членства в ИПБ России

  • горячая линия консультаций — бесплатное получение экспертной помощи по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения;
  • эксклюзивный доступ к обширной базе знаний, специализированным материалам и ресурсам, включающим вебинары, методические рекомендации, пособия, профессиональные журналы, которые можно использовать как основу для повышения квалификации и помощь в повседневной практике;
  • профессиональное развитие и повышение профессионального уровня по востребованным и практикоориентированным программам;
  • содействие в трудоустройстве;
  • защита ваших интересов;
  • участие в негосударственном регулировании бухгалтерского учета, внутреннего контроля и финансового анализа;
  • специальные предложения на участие в профессиональных мероприятиях.

Изменения по НДФЛ для налоговых агентов

По новым правилам с 2023 года НДФЛ следует перечислять в бюджет в составе единого налогового платежа — один раз в месяц. Но если плательщику удобно платить подоходный налог сразу же после удержания, он может так делать.

Если зарплата выплачивается двумя частями — сначала аванс, затем остаток, то удерживать подоходный налог теперь нужно при каждой выплате доходов (п. 12 ст. 2 263-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ в новой редакции). По новым правилам дата получения дохода — это дата его фактической выплаты.

Если зарплата выплачивается двумя частями — сначала аванс, затем остаток, то удерживать подоходный налог теперь нужно при каждой выплате доходов (п. 12 ст. 2 263-ФЗ, пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ в новой редакции). По новым правилам дата получения дохода — это дата его фактической выплаты.

  • до 28 числа текущего месяца — если налог удержан в период с 23 числа прошлого месяца по 22 число текущего;
  • до 28 января — если налог удержан с 1 по 22 января;
  • до последнего рабочего дня в году — если налог удержан с 23 по 31 декабря.

Новый порядок лицензирования

С 2023 года вводится госпошлина за выдачу и продление лицензии по многим видам деятельности и по внесению изменений в реестр разрешений (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Размер госпошлины за переоформление лицензии — 3 500 рублей.

Кроме того, с января 2023 года бизнес обязан подавать заявления для корректировки реестра разрешений по закону о лицензировании, если:

  • изменилось место нахождения юрлица из-за переименования географического объекта;
  • компания сменила название;
  • предприятие реорганизовали в форме преобразования, слияния или присоединения.

Востребованность и зарплаты главных бухгалтеров

На сайте поиска работы в данный момент открыто 10 432 вакансии, с каждым месяцем спрос на главных бухгалтеров растет.

Количество вакансий с указанной зарплатой главного бухгалтера по всей России:

  • от 40 000 руб. – 6 588
  • от 75 000 руб. – 2 678
  • от 110 000 руб. – 875
  • от 140 000 руб. – 380
  • от 175 000 руб. – 148

Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:

  • от 55 000 руб. – 1 553
  • от 90 000 руб. – 875
  • от 125 000 руб. – 377
  • от 160 000 руб. – 120
  • от 195 000 руб. – 76

Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:

  • от 45 000 руб. – 658
  • от 70 000 руб. – 384
  • от 95 000 руб. – 161
  • от 120 000 руб. – 67
  • от 145 000 руб. – 30

Главный бухгалтер ООО «Лютик» не имеет высшего образования, работает в транспортной компании с 2010 г. При этом в должностной инструкции главного бухгалтера имеется специальный пункт «На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование».

Правомерно ли будет увольнение главного бухгалтера на основании несоответствия требованиям должностной инструкции?

Одним из оснований прекращения трудового договора является отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч.1 ст.84 ТК РФ).

По условиям примера, требование о наличии высшего образования работника установлено только его должностной инструкцией, поэтому увольнение главного бухгалтера по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 84 ТК РФ, неправомерно.

Однако расторжение трудового договора возможно по другому основанию — несоответствие работника занимаемой должности (выполняемой работе) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ). Порядок проведения аттестации устанавливается локальными нормативными актами.

14-16 декабря в Москве состоится 6-я конференция — «БУХГАЛТЕР МФО — 2023″.

Это главная Всероссийская конференция главных бухгалтеров, финансовых директоров и специалистов по налогам МКК и МФК. Зарекомендовала себя как профессиональная площадка, собирающая лучшую экспертизу рынка и наиболее компетентных экспертов в т.ч. руководителей профильных департаментов БАНКА РОССИИ и ФНС РОССИИ.

БУХГАЛТЕР МФО — является крупнейшим обучающим мероприятием для финансовых специалистов МФО, проводится с 2018 года и собирает более 150 профессионалов отрасли. Конференция отличается уникальной профессиональной рабочей атмосферой, конструктивным диалогом участников, сверхкомпетентным составом экспертов и организаторов. Три дня проходят в насыщенном рабочем ритме, участники получают подробнейшие разъяснения, конкретные решения и рекомендации от регулятора, практический разбор реальных отраслевых кейсов и ситуаций, новые знания, повышают свою квалификацию.

Читайте также:  Штраф за потерю паспорта 2024 году в России

Основные цели конференции:

  1. Получить комментарии БАНКА РОССИИ и ФНС РОССИИ по последним изменениям законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения МКК и МФК
  2. Перенять лучшие практики в решении проблем бухгалтерского учета, составлении отчетности и налогообложения МФО
  3. Подготовиться к сдаче годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год

Ключевые темы программы:

  • Бухгалтерский учет: итоги 2022 и планы на 2023 год
  • Новое в налоговом учете с 2022-2023 году
  • Новое при составлении Отчета о микрофинансовой деятельности с 01.10.2022
  • Практика бухучета отдельных операций с 2022 года
  • Формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год
  • Новое в расчете экономических нормативов для МКК и МФК
  • Применение показателей нового формата кредитного отчета для расчета ПДН
  • Основные нарушения, выявляемые Банком России в отчетности о деятельности МФО
  • Актуальный анализ ошибок при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности
  • Проверка формирования МФО резервов на возможные потери по займам
  • Порядок уведомления о смене должностных лиц, о временном возложении обязанностей
  • Формирование отчета о персональном составе
  • Обзор изменений по налогу на прибыль в 2022-2023 годах
  • Признаки фиктивности сделок по уступке прав требования. Требования налогового органа
  • Раздельный учет НДС: разбор практик
  • Единый налоговый счет, единый налоговый платеж : новое в жизни бухгалтера

Изменения в учётной политике в 2021 году

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

Любой профстандарт содержит набор минимальных требований, предъявляемых к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы сотрудников. Однако применять профстандарты и ориентироваться на их требования обязаны далеко не все организации.

Ответ на вопрос о том, кто обязан применять профстандарты, дается в ст. 195.3 ТК РФ. Данная норма гласит, что требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, установленных законодательством.

При этом законодательство не обязывает частные организации и ИП применять профстандарт для бухгалтера. Данный профстандарт они могут применять в добровольном порядке. А могут и не применять.

В соответствии с этим обязанность по применению профстандарта для бухгалтеров распространяется на следующие субъекты:

  • государственные и муниципальные учреждения/организации (в том числе ГУП и МУП);
  • организации и ИП, которые в своих локальных актах закрепили обязательность применения профстандарта.

В соответствии с этим работодатель не вправе отказать в трудоустройстве бухгалтеру со ссылкой на несоответствие стандарту, если этот стандарт работодателем не применяется.

Также несоответствие уровня образования работника требованиям профессионального стандарта не может быть основанием и для увольнения бухгалтера (постановление Конституционного cуда РФ от 14.11.2018 № 41-П).

Но если работодатель все же применяет профстандарт, то он может направить своих бухгалтеров на прохождение курсов по повышению квалификации. При этом на все время прохождения подобного обучения за бухгалтером сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.

Кроме того, бухгалтерам гарантируется и оплата командировочных расходов. При этом оплата образовательных услуг и прохождения независимой оценки квалификации осуществляется за счет средств работодателя (ст. 187 ТК РФ).

Деятельность любой организации начинается с определения ее структуры (деления на подразделения, отделы, цеха, блоки и распределения функций между ними). Кроме того, за подразделениями закрепляется ответственность за решение вопросов, относящихся к кругу их задач. При этом некоторые функции могут быть отданы в ведение не 1, а 2 или нескольких подразделений или, наоборот, не быть отданными ни под чей контроль.

Чтобы исключить дублирование функций и отсутствие ответственных за их выполнение, а также для однозначного распределения обязанностей между подразделениями, действующая структура организации и основные функции подразделений закрепляются внутренним распорядительным документом. Затем цели, задачи, функции, структура и порядок взаимодействия с иными подразделениями юрлица прописываются в положении о каждом подразделении. Целью руководителя организации (или назначенного им лица) при утверждении этих документов является контроль за полнотой отражения функций, выполняемых подразделением, и исключение их дублирования.

Положение о подразделении, давая представление об объеме работы, которую этому подразделению предстоит выполнять, служит основой для определения его штатной численности, установления уровня квалификации и должностей нужных сотрудников, распределения обязанностей между ними и разработки их должностных инструкций. В т. ч. оно дает материал и для должностной инструкции руководителя подразделения.

Обязанность разрабатывать положения о подразделениях и должностные инструкции на законодательном уровне не закреплена. Однако они существенно облегчают жизнь самой организации, внося ясность в распределение задач между подразделениями и сотрудниками внутри них, а также определяя круг ответственных за решение тех или иных вопросов.

Должностная инструкция, разработанная для определенной должности, позволяет:

  • определить конкретные функции для этой должности и упростить порядок ознакомления с ними;
  • облегчить подбор кадров на вакантную должность;
  • ознакомить сотрудника с его функциями под роспись, тем самым закрепив за ним ответственность за их неисполнение и его право отказаться от выполнения чужой работы без дополнительной оплаты;
  • проконтролировать эффективность работы конкретного сотрудника и правильность распределения функций.

Инструкции для ряда должностей могут быть типовыми, но лучше все-таки разрабатывать их для каждой организации самостоятельно и индивидуально, исходя из специфики деятельности конкретного юрлица, особенностей его отраслевой принадлежности, структуры и разграничения зон ответственности между подразделениями. Юридическую силу этому документу придает его утверждение руководителем организации.

К особенностям работы главного бухгалтера в небольшой организации относятся:

  • абсолютная взаимозаменяемость сотрудников бухгалтерии, необходимость уметь все делать самому;
  • возможность сокращения объемов учетной работы и отчетности за счет применения спецрежимов или использования послаблений, предоставляемых СМП;
  • небольшая востребованность бухгалтерских данных для целей финанализа;
  • отсутствие потребности в большом количестве дополнительных форм внутренней отчетности;
  • невостребованность аудиторских проверок;
  • отсутствие пристального внимания со стороны проверяющих органов, сравнительно небольшое количество запросов о пояснениях.

Главный бухгалтер крупного предприятия практически не имеет возможности заниматься собственно учетом. Приоритетными в его работе оказываются:

  • организация схемы бухучета, охватывающей в полном их многообразии все аспекты деятельности предприятия;
  • организация сложного документооборота;
  • разработка учетной политики, которая существенно подробнее и объемнее, чем в небольшом юрлице;
  • распределение функций бухгалтерии между бухгалтерами, организация их четкой работы, взаимодействия и взаимозаменяемости;
  • контроль и увязка данных, используемых для составления всех видов отчетности, в т. ч. внутренней и статистической;
  • формирование отчетности в максимально полном объеме с применением всех форм существующих отчетов и составлением необходимых пояснений;
  • расчет большего количества налогов, ряд которых для небольшой организации обычно неактуален;
  • обязательное участие в финанализе, расчете прогнозных данных;

О способах анализа отчета о финрезультатах читайте в статье «Методы проведения анализа отчета о прибылях и убытках».

  • работа с проверяющими при аудиторских проверках;
  • большой объем работы с целью ответа на разного рода запросы, касающиеся вопросов бухучета и налогообложения.

Строго установленной формы должностной инструкции нет, поэтому ее разрабатывают и оформляют в порядке, который действует в отношении оформления такого рода документов в самой организации.

Непременным условием вступления должностной инструкции в силу является ее утверждение руководителем юрлица. Для работника она становится обязательной с момента его ознакомления с ней под роспись.

Образец должностной инструкции главного бухгалтера вы найдете на нашем сайте.

Профстандарты бухгалтера, главного бухгалтера

6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:

Читайте также:  Что такое индексация пенсии, как часто и зачем её проводят?

а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:

а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;

в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;

з) настоящих рекомендаций;

и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.

12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.

Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).

21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

На главного бухгалтера возлагаются следующие функции:

2.1. Руководство ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности на предприятии.

2.2. Формирование учетной политики с разработкой мероприятий по ее реализации.

2.3. Оказание методической помощи работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля и отчетности.

2.4. Обеспечение составления расчетов по зарплате, начислений и перечислений налогов и сборов в бюджеты разных уровней, платежей в банковские учреждения.

2.5. Выявление внутрихозяйственных резервов, осуществление мер по устранению потерь и непроизводительных затрат.

2.6. Внедрение современных технических средств и информационных технологий.

2.7. Контроль за своевременным и правильным оформлением бухгалтерской документации.

2.8. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

Как устроиться на работу бухгалтером

Для того чтобы устроиться на работу бухгалтером, у специалиста должны быть соответствующие знания и навыки. Без знания плана счетов, ПБУ и проводок, бухгалтером не стать.

Но если посмотреть требования к соискателям на должность «бухгалтера», то можно отметить, что для трудоустройства требуются только первоначальные знания. Их можно получить на специальных курсах, стоимость которых составляет всего 20-40 тысяч рублей. То есть, эту профессию можно освоить за полгода и за относительно небольшие деньги.

Некоторые работодатели все же указывают в требованиях к соискателю обязательное наличие высшего профессионального образования. Чаще всего – это микропредприятия или малый бизнес. Так как в таких компаниях бухгалтер выполняет все функции, включая составление отчетности и представление пояснений в ФНС. Но в данных вакансиях всегда есть еще одно требование – опыт работы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *