- КОАП

Экологический налог: кого и когда обяжут платить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологический налог: кого и когда обяжут платить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Основной принцип, по которому будут определяться налогоплательщики, – нанесение вреда окружающей среде. Прежде всего под налогообложение попадают индивидуальные предприниматели и организации. Другое условие – учитывается категория объекта, на котором ведется деятельность. Налог распространяется только на первые три категории.

Налогоплательщики экологического налога

Условия Налогоплательщики
Негативное влияние на окружающую среду Организации, ИП
Образование отходов, кроме ТКО Организации, ИП
Работа с ТКО Региональные операторы
Деятельность на стационарных объектах 1-3 категории Организации, ИП
Производство или импорт товаров и упаковок, которые утилизируются после использования Организации, ИП
Производство или ввоз колесных транспортных средств или шасси Организации, ИП
Приобретение транспортных средств у лиц, которые не заплатили сбор по утилизации Организации, ИП

Как отразить экологический сбор в учёте

Экологический сбор можно отразить в бухучёте двумя способами:

  1. По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт «Расчёты по экосбору» .
  2. По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Выбранный способ закрепляют в учётной политике.

Счёт по дебету зависит от того, где используют товар или упаковку:

  • Дт 20 «Основное производство»;
  • Дт 23 «Вспомогательное производство»;
  • Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или Дт 26 «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
  • Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.

Круг плательщиков сбора

Оплата сбора предусматривается за негативное влияние на окружающую среду (НВОС). К числу такого влияния относят:

  • выбросы стационарных объектов, которые загрязняют атмосферу;
  • сброс загрязнителей в водные объекты;
  • размещение отходов (хранение утилизированных продуктов) потребления, производства.

Плательщиками сбора признаются (применительно к ст. 16.1 ФЗ № 7, ст. 23 ФЗ № 89 от 24.06.1998 (акт. ред. — 02.07.2021), разъяснениям Росприроднадзора в письме № АА-06-02-31/370 от 11.01.2019):

  1. ИП, юрлица, занятые деятельностью, которая негативно влияет на окружающую среду либо связана с образованием отходов (помимо ТКО).
  2. Региональные операторы (юрлица) по обращению с ТКО, с которыми все потребители (юрлица, физлица) заключают договор для оказания соответствующих услуг.
  3. Операторы по обращению с ТКО, которые занимаются деятельностью по их размещению.

Юрлица, ИП высвобождаются от уплаты, если в процессе их деятельности образуются отходы, но они оформили договор с оператором для их размещения на специальных объектах, где негативное воздействие исключается. Если в субъекте РФ нет регионального оператора, платит сбор оператор по обращению с ТКО. Это может быть как организация, так и предприниматель, который размещает ТКО, т. е. собирает, обрабатывает, транспортирует, обезвреживает, утилизирует эти отходы.

Крайний срок уплаты сбора за отчетный 2021 год заканчивается 01.03.2022 года, а сдачи декларации — 10.03.2022 года. Порядок внесения платы определяет ФЗ № 7 от 10.01.2002 (акт. ред. — 30.12.2021), а подачи декларации — Приказ Минприроды № 1043 от 10.12.2020.

Исчисляют сумму сбора с применением норм ПП № 255 от 03.03.2017(акт ред. — 17.08.2020). При этом используют ставки, утвержденные:

  1. ПП № 913 от 13.09.2016 (акт. ред. — 24.01.2020). Для расчетов в 2020-201 гг. берут ставки за 2018 год с добавочным коэффициентом 1,8.
  2. ПП № 758 от 29.06.2018 (акт. ред. — 16.02.2019) — для малоопасных отходов.

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Экологический налог: кого и когда обяжут платить

Экологический сбор регламентируется ФЗ №458 от 29 декабря 2023 года. Основная его функция – стимулирование предпринимателей к самостоятельной утилизации. Средства, полученные в результате сборов, направляются на возведение перерабатывающих объектов и прочих площадок, служащих целям сохранения экологии.

Читайте также:  None

Отчетность может передаваться в электронном формате. Сопровождать ее направлением документа в бумажной форме не нужно. Если она направляется в бумажной форме, нужно также отправить копию документа на электронном носителе. До 15 апреля предприниматель обязан сдать расчет суммы ЭС. Составляется он по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора от 22.08.2023 №488.

Если компания (самостоятельно либо передав полномочия ассоциации) выполняет нормативы, отчетность сдается до 1 апреля года, следующего за отчетным. Форма и правила, как подготовить отчет и рассчитать сумму экологического сбора за 2023 год, утверждены Постановлением Правительства РФ №2010 от 03.12.2023.

Если производитель (импортер) платит экологический сбор, то полностью рассчитаться по нему необходимо до 15 апреля года, следующего за отчетным. Форма расчета сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2023 №488. Она и копии платежных документов станут подтверждением уплаты.

Интересно, что экологический сбор недавно уже был в центре внимания журналистов. Тогда под кликбейтным заголовком “В России появится новый налог”, журналисты писали о том, что экологический сбор из неналогового платежа переходит в Налоговый кодекс и становится официальным налогом. Сделано это было, чтобы “улучшить его собираемость”, а точнее решить вопрос с ответственностью за неуплату и администрированием.

Как избежать социального взрыва

По моему мнению, транспортный налог давно пора реформировать. Он должен не просто приносить в бюджет деньги, но выполнять конкретные задачи — прежде всего, по обновлению парка автомобилей. Ведь средний возраст легковых машин в России давно превысил 12 лет. При этом треть зарегистрированных автомобилей старше 15 лет. Задача государства в том, чтобы такой транспорт ушел в прошлое. И предлагаемый Минтрансом экологический сбор, в соответствии с котором сумма налога будет рассчитывается исходя из параметра выброса углекислого газа – отличный инструмент для омоложения автопарка.

Конечно, нельзя резко дергать штурвал. Очевидно, замена транспортного налога экологическим сбором даст неприятный социальный эффект. Если такая замена произойдет, то владельцы дорогих автомобилей станут платить меньше, чем владельцы «Жигулей», что, наверняка, вызовет недовольство в обществе. Зачастую у владельцев таких автомобилей просто нет денег на новый. Таким образом, вторая задача государства — обеспечить по возможности плавный переход, может быть, запустить дополнительную программу поддержки спроса, вроде действующих сейчас «Первого автомобиля» и «Семейного автомобиля».

Экологический налог в Беларуси

Вместе с тем де-юре данный термин присутствует в другой стране ЕАЭС — Беларуси, и потому нам, россиянам, ожидающим введения в РФ налога экологического, полезно будет изучить опыт соседнего государства в части правовых норм, регулирующих его исчисление и уплату.

О составе ЕАЭС и обязанностях его членов читайте в статье «Таможенный союз Евразийского экономического союза (нюансы)».

Экологический налог в Беларуси вполне соответствует критериям полноценного налога. Положения, регулирующие его исчисление и уплату, зафиксированы на уровне национального законодательства, а именно — в Налоговом кодексе Республики Беларусь.

Так, плательщиками соответствующего налога, установленного в Беларуси, являются организации и ИП. Также к субъектам уплаты этого налога относятся собственники отходов производства, практикующие захоронение подобных веществ.

Объектами налогообложения признаются:

  • выбросы веществ в атмосферу;
  • сброс водных стоков;
  • хранение и захоронение веществ, относящихся к отходам производства;
  • ввоз в Республику Беларусь веществ, разрушающих озоновый слой, как в чистом виде, так и в составе какой-либо продукции.

Базу экологического налога в Беларуси формируют зафиксированные объемы:

  • выбросов веществ в атмосферу;
  • сточных вод;
  • веществ, относящихся к категории производственных отходов и подлежащих хранению либо захоронению;
  • веществ, разрушающих озоновый слой (представленных в чистом виде либо в составе продукции).

Какие налоги можно отнести к экологическим

С учетом ранее рассмотренного понятия экологического налога разберемся в перечне налогов, уплата которых возникает в связи с использованием объектов природы:

  • Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами — необходимость исчисления этого налога представляет собой компенсацию за причиненный природе урон в результате охоты и ловли животных или водных обитателей (например, рыбы или раков), сокращающий их численность.
  • Водный налог — платится за забор воды и использование водных объектов, что также вносит дисбаланс в экологическую обстановку в связи с ограниченностью водных ресурсов.
  • Налог на добычу полезных ископаемых — уплачивается за осуществление добычи природных ресурсов, например, нефти и угля, которые являются исчерпаемыми.
  • Транспортный налог — исчисляется за пользование транспортными средствами, наносящими вред окружающей среде.

О том, что планируется усовершенствовать в транспортном налоге, чтобы повысить его экологическую составляющую, подробно рассказывается здесь.

  • Земельный налог — уплачивается за пользование земельными объектами, на которых расположены различные постройки, наносящие вред поверхностным почвам.

Каждый из вышеуказанных налогов отражает плату за воздействие человека или организации на окружающую среду, которое наносит экологический вред природе, и может косвенно считаться экологическим налогом.

Ставки и сроки уплаты каждого из перечисленных налогов за 2018 год приведены в таблице:

Экологический налог 2017–2018 Ставка налога Срок уплаты
Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами В ст. 333.3 НК РФ указан перечень ставок в рублях за 1 животное или за 1 тонну биологического ресурса Ст. 333.5 НК РФ:
  • По животному миру: предусмотрен разовый сбор при получении разрешения на добычу. Например, если разрешение получено 06.08.2018, оплату необходимо произвести 06.08.2018.
  • По биологическим ресурсам: разовый платеж при получении разрешения на добычу, затем регулярные ежемесячные платежи до 20 числа каждого месяца. Например, разрешение получено 26.03.2018, оплату нужно совершить 26.03, 20.04, 21.05, 20.06, 20.07, 20.08, 20.09, 22.10, 20.11, 20.12.2018 и т. д. до окончания срока действия такого разрешения.
  • По водным ресурсам, подлежащим изъятию: до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем действия разрешения на добычу. Например, если разрешение закончилось 12.11.2018, платеж нужно произвести до 20.12.2018
Водный налог Ст. 333.12 НК РФ отражает большой список ставок в рублях за 1000 куб. м воды Ст. 333.12 НК РФ:
  • I кв. — до 20.04.2018;
  • II кв. — 20.07.2018;
  • III кв. — 22.10.2017;
  • IV кв. — 21.01.2019
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) Ст. 342 НК РФ, процентная ставка в рублях или за 1 тонну, или за 1000 куб. м добытых ископаемых Ст. 344 НК РФ:
  • январь — до 26.02.2018;
  • февраль — 26.03.2018;
  • март — 25.04.2018;
  • апрель — 25.05.2018;
  • май — 25.06.2018;
  • июнь — 25.07.2018;
  • июль — 27.08.2018;
  • август — 25.09.2018;
  • сентябрь — 25.10.2018;
  • октябрь — 26.11.2018;
  • ноябрь — 25.12.2018;
  • декабрь — 25.01.2019.

Как уплатить НДПИ в 2022 году, узнайте здесь

Транспортный налог Ст. 361 НК РФ указывает ставки в рублях на каждую лошадиную силу, значения которых изменяются в зависимости от количества л. с. При этом региональные власти могут максимально увеличить или уменьшить ставки в 10 раз. Ст. 363 НК РФ:
  • физлица за 2022 год до 03.12.2018;
  • организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в законах субъектов РФ.
Земельный налог Ст. 394 НК РФ определяет 2 предела ставок: до 0,3% и до 1,5% — в зависимости от категории земель. Ст. 397 НК РФ:
  • физлица за 2022 год — до 03.12.2018;
  • организации — сроки уплаты авансовых платежей и налога указаны в местных НПА.
Читайте также:  С какой суммы выигрыша в лотерею платится налог в 2024 году

Чаще всего, если предстоит уплата данного вида налога, ответственность за него ложится на руководство фирмы, которая использует природные ресурсы.

К сборам этого налога также можно отнести оборудование, которое используется организацией в коммерческих целях. Если это оборудование наносит вред природе, уплата за «вред» становится обязательной для компании.

Также можно отнести к экологическому налогу сбор за вывоз мусора. Как правило, уплачивать его должны коммерсанты, которые размещают отходы в специальных контейнерах, баках для мусора.

Мусор впоследствии забирается компаниями, занимающимися вывозом отходов. Поэтому фирмы обязаны соблюдать санитарные и экологические нормы и уплачивать налог за свою деятельность.

Если же организации заключают договор с компанией по вывозу отходов, то платят за услугу, предоставляемую данной организацией. Это тоже своего рода экологический сбор.

Как уже говорилось, обязанность за уплату таких сборов возложена на руководство. Они должны самостоятельно производить расчет суммы к уплате, опираясь на Постановления Правительства — №№ 344, 632.

Периодичность подачи декларации и оплате налога

Декларация подается один раз в год. Оплата налога за НВОС также делается один раз за прошедший календарный год. И то и другое плательщик обязан сделать не позднее 1 марта.

Плательщики налога за НВОС, кроме малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, обязаны ежеквартально вносить авансовые платежи (кроме четвертого квартала) до 20 числа следующего за квартальным отчетом месяца. Сумма авансового платежа должна составлять одну четвертую часть от суммы налога за НВОС, уплаченного в прошедшем году.

После подачи ежегодной декларации и уплаты налога за НВОС плательщики обязаны отчитаться перед уполномоченным федеральным органом не позднее 10 марта.

За несвоевременную или неполную оплату налога на плательщика накладывается пеня в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России за каждый просроченный день, но не более 0,2% за день. Пеня начисляется, начиная с первого дня после окончания срока подачи деклараций, то есть с 1 марта.

Ставки и коэффициенты

Ставки налога за НВОС определены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». При этом прежнее постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» отменено.

Для того чтобы заинтересовать компании и индивидуальных предпринимателей внедрять у себя на производстве природоохранные технологии правительство вводит новую шкалу оплаты налога на НВОС. Она начнёт действовать с 1 января 2020 года с такими коэффициентами:

коэффициент 0 — будет применяться к тем производствам, где выброс вредных веществ минимизирован за счет применения самых последних экологических технологий;

коэффициент 0 — будет применяться к тому объему вредных веществ, который накапливается в специально обустроенных хранилищах для дальнейшей отправки на промышленную переработку;

коэффициент 1 — будет применяться к тем предприятиям, которые делают выброс вредных веществ в пределах допустимых норм;

Читайте также:  2023. Изменения в сфере недвижимости, вступающие в силу в новом году

коэффициент 1 — будет применяться на объем или массу вредных веществ, хранимых на предприятии для дальнейшего обеззараживания;

коэффициент 25 — будет действовать на объем или массу вредных веществ, выброс которых временно разрешен;

коэффициент 25 — будет действовать на объем или массу вредных веществ, хранимых предприятием для дальнейшей промышленной переработки или для обеззараживания в количестве, превышающем установленные нормы;

коэффициент 100 — будет действовать в адрес предприятий первой и второй категорий, которые превысили нормативно допустимые нормы хранения или выброса вредных веществ.

Кроме того, новый порядок налогообложения за НВОС будет стимулировать компании и индивидуальных предпринимателей к более осторожному отношению к особо вредным веществам. В этом сегменте будут действовать такие коэффициенты:

коэффициент 0 — будет действовать на объем или массу отходов 5 класса опасности в добывающей промышленности, которые были захоронены в искусственно созданных пустотах в горной породе в соответствии с установленными правилами для компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых;

коэффициент 0,3 — будет действовать на объем или массу вредных веществ, которые были приобретены сторонней компанией или индивидуальным предпринимателем с целью их дальнейшего хранения в специально обустроенных хранилищах;

коэффициент 0,5 — будет действовать на объем или массу вредных веществ 4 и 5 класса опасности, которые являются продуктом утилизации или промышленной переработки других вредных веществ;

коэффициент 0,67 — будет действовать на объем или массу вредных веществ 3 класса опасности, которые образовались в результате переработки или обеззараживания вредных веществ 2 класса опасности;

коэффициент 0,49 — будет действовать на объем или массу вредных веществ 4 класса опасности, которые образовались в результате переработки или обеззараживания вредных веществ 3 класса опасности;

коэффициент 0,33 — будет действовать на объем или массу вредных веществ 4 класса опасности, которые образовались в результате переработки или обеззараживания вредных веществ 2 класса опасности и хранятся в соответствии с установленными нормами.

Кто освобожден от уплаты экологического сбора в России

Исследуем, какие юридические лица избавлены от необходимости оплачивать экологический сбор в России.

  • Производители (импортеры) товаров и упаковки, которые не относятся к категориям, указанным в распоряжении Правительства РФ №3721-р (3).
  • Организации и предприниматели, которые обрабатывают отходы в соответствии с нормативными актами.
  • Производители, вывозящие товары из России. Однако это касается только товаров, отправляемых на экспорт. В случае реализации продукции в России, экологический сбор все равно должен быть оплачен.
  • Производители упаковки, предоставляющие свою продукцию в качестве готового товара другим компаниям. Другими словами, если вы приобрели упаковку у другого производителя, чтобы в нее упаковать свою продукцию, тогда именно вы должны оплатить экологический сбор.
  • Производители упаковки и их поставщики, которую изготавливают для собственных нужд, могут быть, например, пищевые комбинаты, производящие пленку для упаковки своей продукции.

Информация о налоге на окружающую среду

Если ваша компания обязана утилизировать товары и упаковку, то вам необходимо ежегодно предоставлять отчетность. Контролирующий орган изучает документы и проверяет правильность расчета налога на окружающую среду.

  1. Декларацию, содержащую информацию о количестве выпущенных товаров в РФ, необходимо подать до 1 апреля 2023 года. Форма декларации утверждена постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 №1417 (8).
  2. Отчет об исполнении нормативов утилизации должен быть представлен до 1 апреля 2023 года. Форму такого отчета можно найти в постановлении Правительства РФ от 03.12.2020 №2010 (9).
  3. Расчет налога на окружающую среду по утвержденной форме, предписанной приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488 (5), необходимо представить до 15 апреля 2023 года.

Последствия неуплаты экологического сбора

Крайне важно относиться к уплате экологического сбора с полной ответственностью. Ведь за неуплату данного сбора предусмотрены значительные штрафы в соответствии со статьей 8.41.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (10).

Для лиц, занимающих должностные лица Штраф составит от 5000 до 7000 рублей
Для индивидуальных предпринимателей Штраф составит трехкратную сумму неуплаченного экологического сбора, но не менее 250 000 рублей
Для юридических лиц Штраф составит трехкратную сумму неуплаченного экологического сбора, но не менее 500 000 рублей

Можно ли не платить экосбор

Есть несколько способов легального освобождения от уплаты этого сбора:

  • Не платят этот взнос экспортеры. Но только в отношении тех товаров, которые отправлены на экспорт. За тот объем, который продается на территории Российской Федерации, сбор уплачивается по тем же правилам, что и для других плательщиков.
  • Не облагаются экологическим сбором и производители полуфабрикатов, упаковки. Их продукция используется в процессе производства других предприятий, которые в свою очередь и уплачивают налог на этот объем. Работает тот же принцип, как и при уплате других налогов, например, НДС. Кто реализует продукцию конечному покупателю, тот и платит экосбор.
  • Законодательство освобождает от уплаты экосбора предприятие, если оно выполнило норматив переработки или уничтожения образовавшихся из-за ее деятельности отходов. Это стимулирует к организации сбора и переработки отходов своими силами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *