- КОАП

Бухучет для начинающих от проводок до баланса в бюджетных учреждениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бухучет для начинающих от проводок до баланса в бюджетных учреждениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Бюджетное учреждение — это отдельная некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996).

Как осуществляется бухгалтерский учет БУ

Особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных пользователей предопределяются их организационно-правовой формой. При осуществлении бухучета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:

  • учет в разрезе КОСГУ и КБК;
  • контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
  • казначейская система исполнения бюджета;
  • классификация кассовых и фактических расходов.

Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.

Порядок применения классификации по КБК утвержден Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (применяется с 2020 года). Инструкция по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджета, формы такой отчетности и правила их заполнения представлены в Приказах Минфина № 191н от 28.12.2010 и № 33н от 25.03.2011. Первичка и основные учетные регистры закреплены Приказом № 52н от 30.03.2015.

Основные правила ведения бухгалтерского учета в БУ, АУ, КУ заключаются в следующем:

  1. Бухгалтерский учет ведется только в рублях.
  2. Бухгалтерский учет ведется на постоянной основе, начиная с момента регистрации организации.
  3. Основы бухучета, а именно бюджетный план счетов и инструкция его применения, утверждены Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010. Ключевой метод — двойная запись по корреспондирующим счетам.
  4. Аналитические данные должны соответствовать оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
  5. Каждая финансово-хозяйственная операция должна быть зарегистрирована, проведена и подтверждена первичной документацией.
  6. Учреждению необходимо самостоятельно разработать и утвердить учетную политику.
  7. В БУ необходимо обеспечить должный уровень внутреннего контроля.
  8. Все активы и обязательства учета надлежит периодически пересчитывать.
  9. Информация, предоставляемая БУ, АУ, КУ в отчетах, должна быть актуальной и достоверной.

Принципы бухгалтерского учета и отчетности БУ базируются на таких ключевых понятиях, как законность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, правильность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность и денежная измеряемость.

Федеральные стандарты БУ

Бухучет учреждения регулируется не только законодательными нормами, но и, согласно ст. 21 402-ФЗ, федеральными, отраслевыми стандартами, стандартами экономического субъекта и различными методическими рекомендациями.

Под федеральными стандартами учета понимается документация, определяющая ключевые требования к организации и осуществлению учета на предприятии. Федеральные стандарты обязательны к использованию всеми организациями, в том числе бюджетными и государственными учреждениями.

ФС разработаны с целью корректного и эффективного ведения учетной деятельности. Каждый стандарт регламентирует какой-либо раздел учета. При этом стандарты могут определять специальные требования к бухучету организаций, относящихся к бюджетной сфере РФ.

В 2020 году начали действовать пять стандартов:

  • концептуальные основы учета и отчетности организаций госсектора (Приказ Минфина России № 256н от 31.12.2016);
  • основные средства (Приказ № 257н от 31.12.2016);
  • аренда (Приказ № 258н от 31.12.2016);
  • обесценение активов (Приказ № 259н от 31.12.2016);
  • предоставление отчетности (Приказ № 260н от 31.12.2016).

С 2020 года также введены новые стандарты:

  • учетная политика, оценочные знания и ошибки (Приказ Минфина РФ № 274н от 30.12.2017);
  • события после отчетной даты (Приказ № 275н от 30.12.2017);
  • отчет о движении денежных средств (Приказ № 278н от 30.12.2017);
  • доходы (Приказ № 32н от 27.02.2018);
  • влияние изменений курсов иностранных валют (Приказ № 122н от 30.05.2018).

Все стандарты будут вводиться постепенно вплоть до 2022 года.

Кто получает бюджетное финансирование?

Бюджетными принято считать организации, созданные государством. Функционировать они могут на федеральном, региональном уровнях. Основные понятия по учреждениям закреплены ФЗ №7 (12.01.1996), регулирующим работу некоммерческих организаций.

Согласно указанному документу, государственные организации бывают казенными, бюджетными, автономными. Первые создаются для выполнения государственных функций и используют в качестве источника финансирования бюджетную смету. Деятельность таких организаций регулируется преимущественно Бюджетным кодексом. Автономные и бюджетные учреждения работают в сферах медицины, образования, науки, социальной защиты населения, культуры, физического воспитания, спорта и т.п. Они получают финансирование в виде субсидий (БК РФ, ст. 78.1).

Читайте также:  Платежного поручения пени по ЕНВД в 2024 году

Рассмотрим специфику бухгалтерского учета бюджетных и автономных организаций


Отчетность бюджетной организации

Учреждения, получающие бюджетное финансирование, как и другие налогоплательщики, обязаны отчитываться по результатам финансово-хозяйственной деятельности. Помимо основной отчетности такие структуры сдают отчеты о движении денежных средств, об исполнении бюджета. Часто информацию, указанную в отчетных формах, нужно уточнять. Бухгалтерией бюджетной организации для этого формируется пояснительная записка. Отсутствие последней в пакете отчетных документов – скорее исключение, чем правило.

Для уточнения отдельных моментов, цифр, особенностей деятельности бюджетной организации контролирующая структура может затребовать дополнительные документы (балансовые ведомости, декларации, расчеты и т.п.). Субсидиант и налогоплательщик обязан представить их в установленные сроки.


Значительные изменения претерпел счет для учета амортизационных начислений 104 00 000 «Амортизация».

Во-первых, введена новая группа учета на счете: 0 104 90 000 «Амортизация имущества в концессии».

Во-вторых, изменилось наименование группы учета счета 0 104 40 000 с «Амортизация предметов лизинга» на «Амортизация прав пользования активами».

В-третьих, исключены счета аналитического учета:

  • 0 104 18 000 «Амортизация прочих основных средств – недвижимого имущества учреждения»;

  • 0 104 21 000 «Амортизация жилых помещений – особо ценного движимого имущества учреждения»;

  • 0 104 23 000 «Амортизация сооружений – особо ценного движимого имущества учреждения»;

  • 0 104 31 000 «Амортизация жилых помещений – иного движимого имущества учреждения»;

  • 0 104 43 000 «Амортизация сооружений – предметов лизинга».

Учет объектов операционной аренды осуществляется на счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» (Инструкция 174н п. 67.2):

  • 0 111 41 000 «Права пользования жилыми помещениями»;

  • 0 111 42 000 «Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)»;

  • 0 111 44 000 «Права пользования машинами и оборудованием»;

  • 0 111 45 000 «Права пользования транспортными средствами»;

  • 0 111 46 000 «Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным»;

  • 0 111 47 000 «Права пользования биологическими ресурсами»;

  • 0 111 48 000 «Права пользования прочими основными средствами»;

  • 0 111 49 000 «Права пользования непроизведенными активами».

Работа «от документа»

Документация хранится в электронной форме. Она специализируется на основе учетных разделов. В программу «1С: Бухгалтерия государственного учреждения» включено 170 разновидностей документации узких специализаций. Фиксируют в рабочем плане счетов юридического лица более 1000 видов финансово-хозяйственных процедур. Все они играют свою роль в определении корреспонденции счетов, аналитики, всех сведений, которые нужны, когда формируется первичка.

Когда ведется документооборот, «Бухгалтерия государственного учреждения» обеспечивает ввод, печать, хранение в базе первички. Когда проводится электронная документация, еще «Бухгалтерия государственного учреждения 1.0» формирует необходимые проводки. Ими являются записи на счетах бухучета.

Первичка и бухгалтерские записи в электронной документации соответствуют законодательным актам по бухучету в официальных предприятиях.

Главным методом фиксации хозяйственных операций считается введение документации. Кроме того, вводят проводки в единые акты «Операция». Чтобы ввести сформированные по группам проводки, пользуются типовыми процедурами – простыми средствами автоматизации, которые очень просто настраиваются вручную.

Об оформлении отчетов

В «1С» имеются обычные и особые отчеты, регистры бухучета, отчетность по бюджетным, бухгалтерским, статическим и налоговым регламентам. Стандартные и специализированные отчеты обладают большим потенциалом по группированию, выборке сведений. Именно благодаря им получаются нужные регистры учета, предоставляются бухгалтерские сведения в форме, в которой их удобно анализировать.

Почти всю отчетность формируют на основе процедур, введенных в отчетном периоде. Происходит это автоматизированным образом, что также является выгодным преимуществом используемой программы «1С: Бухгалтерия государственного учреждения» на предприятиях.

Бланки, представленные в электронном формате, заполняются и вручную с перерасчетом итоговых характеристик. Когда формируют отчеты, обязательно проверяют и увязывают показатели.

Отчеты, уже готовые для пуска в печать, всегда разделяют по страницам. В каждом отчете автозаполнением получают расшифровки суммы всех характеристик. То есть доходят до первички, сумма которой была включена в сумму показателя.

Многие пользователи недовольны программой «1С» в целом, а также ее восьмой версией. Люди, занимающиеся бухучетом, пишут, что эта программа имеет существенные недоработки, очень много лишних приложений. Особенно она не нравится сотрудникам малых предприятий, где с «1С» работать очень трудно. Пользователи отмечают, что приходится весь день заниматься изучением изменений, постоянно вводимых в программу, а на работу времени не остается. Кроме того, часто приходится приглашать профессионального программиста, чтобы тот разъяснил, как настраивать программу под конкретное предприятие или задачу. Такой специалист требует хорошее вознаграждение, что для малых предприятий накладно.

Читайте также:  Сколько получают аллименты новосиб в 2024 году

Положительно зарекомендовала себя программа «1С» только на крупных предприятиях, но и там бухгалтеру нужно ее скрупулезно изучать и долго вникать во все тонкости.

Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется

Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.

П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).

Таблица 1

Вид госорганизации

Приказ, утверждающий соответствующий план счетов

Автономные учреждения

Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н

Бюджетные учреждения

Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н

Казенные учреждения

Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н

Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).

Бухучет у бюджетников

Для отражения сумм начисленных вознаграждений за труд работников учреждений бюджетной сферы следует применять отдельные инструкции по БУ. Иными словами, общий План счетов (Приказ № 94н) в данном случае применять нельзя.

Так, общая инструкция для организаций — это Приказ Минфина № 157н. Однако это не единственный документ. Дополнительные рекомендации и требования даны в отдельных приказах:

  1. Инструкция № 174н — для бюджетного типа учреждений.
  2. Инструкция № 183н — для автономных организаций.
  3. Инструкция № 162н — для казенного типа госучреждений.

Так, в соответствии с данными нормативно-правовыми актами, бюджетники для отражения начислений в пользу своих работников обязаны использовать счет 0 302 10 000 «Расчеты по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда».

Для организации достоверного синтетического учета необходимо детализировать информацию. Для этого предусмотрите соответствующие коды аналитического учета:

  1. Код «1» или 0 302 11 000 — предназначен для отражения операций по начислению непосредственно заработной платы. К примеру, на данном бухсчете отражайте начисленный должностной оклад, стимулирующие, компенсационные выплаты. Если к заработку применяется территориальный (районный) коэффициент, то данные суммы также отражайте с кодом «1». Также в группу отнесите суммы начисленных отпускных и больничное пособие за счет работодателя.
  2. Код «2» или 0 302 12 000 — аккумулируется информация по прочим выплатам в пользу работников. Например, в данную группу относите начисления в пользу женщин, получающих пособие на ребеночка до трех лет. В настоящий момент размер такой выплаты — 50 рублей. Если в вашем регионе действует районный коэффициент, то его также включите в группу с кодом «2».
  3. Код «3» или 0 302 13 000 — в группу относите все расчеты по начислению пособий по болезни, беременности и родам, единовременные выплаты за счет средств ФСС. То есть код «3» предназначен для отражения начислений на выплаты по оплате труда.

Начисление расходов по оплате труда отражается по кредиту счета 0 302 00 000, в корреспонденции со счетами:

  • 0 109 00 000 — при отражении выплат в пользу работников, непосредственно участвующих в выполнении муниципального задания;
  • 0 401 20 000 — для начисления выплат прочему персоналу.

На текущий момент счета бюджетного учета имеют довольно ограниченную сферу применения, связанную с учреждениями государственного сектора. В качестве основного документа, регламентирующего порядок ведения бухгалтерского учета в таких учреждениях, выступает приказ Минфина № 152 н. Опираясь на разъяснения, приведенные в инструкции к нему, специалист государственной компании сможет корректно составить проводки, используя соответствующие счета учета.

Бухгалтерские проводки в бюджетном учете должны отразить все экономические операции в учреждении. Не будем повторять основные принципы, которыми руководствуются работники финансовых отделов, но напомним один, характерный для бюджетников момент. В одной проводке не должны присутствовать счета с различными источниками финансирования или различными КБК одного типа. К примеру не может быть проводки, в дебите которой счет с одной классификацией расходов, а в кредите — с другой. Также нельзя смешивать бюджетный источник финансирования с приносящей доход деятельностью. В указанных случаях счета принадлежат к различным сметам, что неприемлемо в бюджетном учете. В дальнейших примерах проводок будем использовать счета без первых восемнадцати символов, только синтетический, аналитические счета и КОСГУ. Ниже приведем основные примеры проводок в бюджетном учете , которые дадут представления о нем.

Читайте также:  Страховые взносы – 2023: начисление, уплата, отчетность

Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется

Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.

П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).

Таблица 1

Вид госорганизации

Приказ, утверждающий соответствующий план счетов

Автономные учреждения

Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н

Бюджетные учреждения

Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н

Казенные учреждения

Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н

Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).

Некоммерческие организации обязаны вести бухучет по общепринятым нормам, согласно Приказу Минфина № 94н. Так, все начисленные вознаграждения за труд аккумулируйте на бухсчете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Независимо от типа организации (некоммерческая, бюджетная, коммерческая) ведите учет начислений отдельно по каждому работнику. Не допускается внесение обобщенной информации по предприятию в целом либо записи по цеху, участку, отделу, смене.

Допустимо открыть соответствующие субсчета к счету 70. Например, чтобы детализировать информацию по цехам, отделам и прочим структурным подразделениям предприятия.

Для отражения начислений оформляется запись по кредиту счета 70 в корреспонденции со счетами производственных затрат. К примеру, чтобы отразить заработок основного персонала, используется счет 20 «Основное производство», для вспомогательного персонала — счет 23.

Активы, пассивы и их баланс

Бухгалтерский баланс — это главное в бухгалтерском учете. По сути это цель всего бухучета. А все остальное — первичные документы, проводки, регистры и так далее — это шаги на пути к ней.

Форма бухгалтерского баланса утверждена приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Бланк можно скачать в начале статье или распечатать с сайта . Распечатайте баланс, чтобы он был перед глазами, иначе вам будет сложно разобраться с тем, о чем сейчас пойдет речь.

Первое, что бросается в глаза — это графы активов и пасивов. Активы предприятия записывают в левую половину баланса, а в правую — пассивы. Это сделано для того, чтобы имущество и долги организации не перемешались. Имущество должно быть в активах, долги — в пассивах. Иначе быть не может.

Подробнее об активах и пассивах можно узнать из курсов по основам бухгалтерского учета для начинающих. Обучиться бухгалтерскому учету с нуля бесплатно самостоятельно помогут эксперты .

Во второй части обучения бухгалтерии с нуля в режиме онлайн эксперты подробно расскажут про принцип двойной записи и о том, как составить бухгалтерский баланс.

Бухгалтерская отчетность

С главным отчетным документом вы уже знакомы — это бухгалтерский баланс. В паре с ним всегда идет отчет о финансовых результатах. Эти документы оформляют как по итогам года, так и по итогам любого установленного в компании отчетного периода.

Обязательной является только годовая отчетность. Вопрос о том, нужна ли компании отчетность за более короткие периоды, в каждом случае решается отдельно. Промежуточная отчетность нужна, если требование об этом прописано в законодательстве, учредительных документах или в договоре с контрагентом.

В годовую отчетность коммерческой организации помимо баланса и отчета о финансовых результатах включают приложения к ним:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Компании, которые по закону должны проходить аудиторскую проверку, также прикладывают к отчетности аудиторское заключение.

Для компаний, которые относятся к малому бизнесу, предусмотрены упрощенные формы отчетности. Критерии малого предпринимательства можно найти в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

На подготовку итогового баланса и остальных форм дано три месяца после окончания отчетного года. То есть крайний срок — 31 марта следующего года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *