Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Последствия отказа от административного иска». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прием граждан (физических лиц), представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам: письменных (устных) обращений, заявлений не процессуального характера, подачи апелляционных (частных) жалоб, представлений, заявлений о выдаче копий судебных актов, исполнительных документов,производится ежедневно (кроме субботы, воскресенья) Понедельник — четверг 09:00 — 13:00, 14:00 — 17:30 Пятница 09:00 — 13:00, 14:00 — 16:15 Прием исковых заявлений, заявлений по делам особого производства, административных исковых заявлений, заявлений процессуального характера производятся Понедельник, среда, пятница 09:30 — 13:00 Вторник, четверг 14:00 — 16:00 Выдача копий судебных актов, исполнительных документов производятся Понедельник, среда, пятница 09:30 — 13:00 Вторник, четверг 14:00 — 16:00 АДМИНИСТРАТОР СУДАКаб.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Необходимость в выделении административного судопроизводства в отдельную отрасль в России, возникла уже довольно давно.
С 15. 09. 2015 года в силу вступил КАС РФ – Кодекс административного судопроизводства. Это кодифицированный нормативный акт, которые регулирует порядок рассмотрения судами общей юрисдикции Верховным судом РФ, административных дел, которые возникают из публичных правоотношений.
Не нужно путать административные правонарушения, которые регулируются КоАП РФ, и административное судопроизводство, которое регулируется КАС РФ.
В ст. 1 КАС РФ указано, какие административные дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Это дела:
Отказ от административного иска — образец
Что представляет собой отказ от административного иска по КАС РФ
В системе гражданского судебного производства отказ от иска не редкость. Обычно это происходит в тех случаях, когда стороны заключили между собой мировое соглашение и все вопросы, связанные с нарушением прав или возмещением решены, улажены и нет смысла в долгом судебном разбирательстве.
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Например, изменилось наименование сторон в административных делах, возникающих из публичных правоотношений.
Таким образом, Вы в судебном заседании можете заявить отказ от иска, указав, что Вам понятны последствия такого отказа.
Ранее согласно ГПК РФ в качестве сторон выступали заявители и заинтересованные лица. В настоящее время сторонами в административных делах являются административный истец и административный ответчик (статья 38 КАС РФ).
Теперь наша задача вычленить ключевые рекомендации, которые Верховный Суд даем в своем Обзоре практики.
Например, удовлетворяя требование о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными, суд в судебном решении должен указать на обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС).
Кодекс административного судопроизводства ( ст 157 КАС РФ 2022 )
При отказе административного истца от административного искового заявления понесенные им судебные расходы административным ответчиком не возмещаются.
Обращаем Ваше внимание на то, что посредством электронной почты, а также раздела «Обращения граждан» на Интернет-сайте Сакского районного суда Республики Крым не могут направляться жалобы, исковые заявления, заявления о выдаче копий процессуальных актов, ходатайство (в том числе об отложении дела, рассмотрение в отсутствии и так далее) и другие обращения, связанные с реализацией процессуальных прав.
Письменное заявление также подается в процессе, и оно заносится в материала дела. Процессуальные лица, участвующие в ходе судебного процесса должны ознакомиться с заявлением и дать свои пояснения или возражения по поводу волеизъявления истца.
Судья вправе отказать в принятии административного искового заявления на основании п. 3 ч. 1 ст.128 КАС РФ только в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт **очевидно и бесспорно не затрагивает**права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 45 обзора).
Согласно ч. 1 ст. 113 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при отказе административного истца от административного искового заявления понесенные им судебные расходы административным ответчиком не возмещаются. Административный истец возмещает административному ответчику расходы, понесенные им в связи с ведением административного дела.
Комментарий к статье 12 Уголовного Кодекса РФ
1. Принцип гражданства (ч. 1 ст. 12 УК) состоит в том, что граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие вне пределов РФ преступление против интересов, охраняемых УК, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК, если в отношении этих лиц за данное преступление не имеется решения суда иностранного государства.
2. Для привлечения лица к уголовной ответственности по УК необходимо, чтобы совершенное общественно опасное деяние признавалось преступлением по УК России независимо от того, является ли оно преступлением по уголовному закону государства, на территории которого оно было совершено. До внесения в ч. 1 ст. 12 УК изменений Федеральным законом 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» принцип гражданства основывался на двойной преступности. Однако предусматривавшиеся в ч. 1 ст. 12 УК правила о двойной криминальности и невозможности двойного осуждения фактически исключали уголовную ответственность некоторых лиц (например, должностного лица РФ за получение взятки в Польше).
В настоящее время рассматриваемые лица за совершенные на территории иностранного государства преступления подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК РФ. Единственным ограничением для реализации такой уголовной ответственности является вынесенный в иностранном государстве судебный акт, в том числе оправдательный приговор лицу в отношении инкриминируемого деяния.
3. Лицом без гражданства, постоянно проживающим в РФ, является лицо, получившее вид на жительство (ст. 2 Федерального закона от 21 июня 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), который выдается на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению лица без гражданства может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8 названного Закона).
4. Принцип специальной миссии состоит в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 2 ст. 12).
Действие этого принципа осуществляется при вводе войск на территорию иностранного государства по согласованию с этим государством. Согласно договоренностям государств по делам о преступлениях, совершенных указанными лицами, а также членами их семей, применяется уголовное законодательство страны пребывания, т.е. используется территориальный принцип.
Из данного правила имеется исключение. Военнослужащие несут ответственность по УК РФ за совершенные в стране пребывания преступления, направленные только против интересов РФ либо ее граждан, а также за совершенные преступления против военной службы.
5. Реальный принцип действия закона состоит в том, что иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12).
Реальный принцип восполняет пробел территориального принципа и принципа гражданства, поскольку предусматривает преступность и наказуемость совершенных вне пределов РФ деяний иностранцев и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории РФ. Под преступлениями, направленными против интересов РФ, понимаются любые преступления, совершенные против российских граждан, организаций и РФ (БВС РФ. 1998. N 9. С. 4 — 5).
6. Лицом без гражданства, не проживающим постоянно в РФ, является лицо, временно проживающее в РФ, т.е. получившее разрешение на временное проживание (ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ст. 6 указанного Закона).
7. Универсальный принцип состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12). Универсальный принцип пользуется абсолютным приоритетом перед другими принципами действия закона в пространстве.
В соответствии с универсальным принципом определяются преступность и наказуемость наиболее опасных международных преступлений и преступлений международного характера по национальному законодательству государства места привлечения лица к уголовной ответственности независимо от его государственной принадлежности и территории, где было совершено преступление, если иное не предусмотрено международно-правовыми нормами.
8. Универсальный принцип действует, когда лицо не осуждалось в иностранном государстве. Такое условие является реализацией принципа невозможности двойного осуждения лица за одно и то же преступление.
1. Заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Субъекты, которые могут подать административный иск
Административное право предоставляет определенные возможности гражданам и организациям для защиты своих прав и интересов. В случае нарушения административных правил или причинения ущерба, субъекты имеют право обратиться в суд с административным иском.
Субъектами административного иска могут быть как граждане, так и юридические лица. Граждане имеют право обратиться в суд, если их права и законные интересы были нарушены административными органами или должностными лицами. Юридические лица также имеют право на защиту своих прав и интересов в административном порядке, и могут предъявить иск, если их деятельность подвергается незаконным ограничениям или ущербу.
Важно отметить, что субъектами иска могут быть также государственные органы и организации, которые имеют право обратиться в суд с требованиями о восстановлении нарушенных прав и интересов. Такие иски могут быть поданы, например, против субъектов местного самоуправления или других государственных органов.
- Граждане и юридические лица, чьи права и интересы нарушены административными органами или должностными лицами;
- Юридические лица и государственные органы, чья деятельность подвергается незаконным ограничениям или ущербу;
- Государственные органы и организации, которые имеют право обратиться в суд с требованиями о восстановлении нарушенных прав и интересов.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Необходимость в выделении административного судопроизводства в отдельную отрасль в России, возникла уже довольно давно.
С 15. 09. 2015 года в силу вступил КАС РФ – Кодекс административного судопроизводства. Это кодифицированный нормативный акт, которые регулирует порядок рассмотрения судами общей юрисдикции Верховным судом РФ, административных дел, которые возникают из публичных правоотношений.
Не нужно путать административные правонарушения, которые регулируются КоАП РФ, и административное судопроизводство, которое регулируется КАС РФ.
В ст. 1 КАС РФ указано, какие административные дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Мирный путь всегда разумнее
Иногда ситуация может измениться таким образом, что разумнее закончить разбирательство мирным путем: чиновники согласились с требованиями, дело утратило актуальность. В таких случаях суд прекращает производство. Если ответчик, получив претензию, не согласен с требованиями, а вы продолжаете считать его действия незаконными – дело продолжается. И тогда последнюю точку в этом споре может поставить только суд.
1. Право на совершение таких распорядительных действий, как отказ административного истца от иска, признание административного иска ответчиком и заключение сторонами административного спора соглашения о примирении в суде апелляционной инстанции, непосредственно предусмотрено в ст. 46 КАС.
Так, ч. 2 ст. 46 КАС указывает, что административный истец вправе отказаться от административного иска полностью или частично до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции. Часть 3 данной статьи регламентирует, что административный ответчик вправе признать административный иск полностью или частично при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции.
С учетом этого сразу же следует отметить, что хотя в комментируемой статье не оговаривается, в какой части административного иска могут быть осуществлены отказ от иска и признание иска, а также соглашение о примирении сторон, однако в силу общих правил они могут быть совершены как полностью, так и частично.
Комментируемая статья имеет целью регламентировать лишь особенности порядка совершения указанных распорядительных действий в суде апелляционной инстанции, порядка рассмотрения заявлений об их совершении и последствий их принятия (утверждения).
Однако анализ комментируемой статьи наряду со ст. ст. 46, 137 и 157 КАС, регулирующими совершение вышеуказанных распорядительных действий в суде первой инстанции, позволяет сделать вывод, что, по сути, особенность их совершения в суде апелляционной инстанции заключается лишь в последствии их принятия (утверждения), поскольку на этом этапе административного судопроизводства имеется постановленное судом первой инстанции решение суда, не вступившее в законную силу, судьба которого зависит от результата рассмотрения судом апелляционной инстанции вопроса о принятии отказа административного истца от иска, принятии признания административным ответчиком иска, а также об утверждении соглашения о примирении сторон.
В частности, не только в силу ч. 1 комментируемой статьи, но и в соответствии с ч. 1 ст. 157 КАС отказ от административного иска, признание административного иска, соглашение о примирении сторон могут быть осуществлены как до судебного заседания, так и непосредственно в судебном заседании. До судебного заседания они могут быть совершены только в письменной форме (в заявлении, адресованном соответствующему суду), поскольку иного варианта их процессуального отражения в материалах административного дела не имеется. В судебном заседании они совершаются либо в письменной, либо в устной форме, поскольку имеется вариант их процессуального отражения в материалах административного дела — занесение таких заявлений в протокол судебного заседания. Во всяком случае письменные заявления приобщаются к материалам административного дела.
Независимо от времени совершения данных распорядительных действий в суде апелляционной инстанции вопрос о рассмотрении заявлений об их принятии (утверждении) разрешается исключительно в судебном заседании суда апелляционной инстанции (см. комментарий к ч. 4 ст. 137 и ч. 2 ст. 157 КАС).
Критерии оценки допустимости указанных распорядительных действий по конкретному административному делу, влияющие на то, будут ли они приняты (утверждены) судом апелляционной инстанции, определяются в соответствии с ч. ч. 5 и 6 ст. 46, ч. ч. 1 и 5 ст. 137, ч. 2 ст. 157 КАС (см. комментарий к указанным статьям).
2. В отношении порядка рассмотрения заявлений о распоряжении предметом административного спора хотелось бы отметить, что только ч. 4 ст. 137 КАС касательно соглашения о примирении сторон предусматривает последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, заключивших такое соглашение (неявка является препятствием для утверждения соглашения о примирении сторон). При этом данное правило, несмотря на расположение ст. 137 КАС в гл. 13 КАС, посвященной подготовке административного дела к судебному разбирательству, распространяется в силу прямого указания не только на предварительное, но и на основное судебное заседание. Иные нормы КАС, так или иначе касающиеся распорядительных действий сторон, последствия неявки лиц, участвующих в деле, в судебное заседание специально не регулируют.
Однако представляется, что неявка в судебное заседание административного истца, подавшего до судебного заседания заявление об отказе от административного иска, административного ответчика, подавшего до судебного заседания заявление о признании административного иска, также должны являться препятствием к принятию отказа от административного иска или признания административного иска, поскольку в этом случае суд как первой, так и апелляционной инстанции лишен возможности соблюдения процедуры, предусмотренной ст. 157 КАС, в частности по непосредственному разъяснению последствий совершения указанных распорядительных действий и выявлению действительной воли лица, участвующего в деле.
Кроме того, если до судебного заседания или в судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны заявят о намерении заключить соглашение о примирении, то с учетом положений ч. 2 ст. 137 КАС по ходатайству сторон, их представителей суд апелляционной инстанции приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон, до истечения этого срока (п. 6 ч. 1 ст. 190 КАС).
Последствия принятия (утверждения) судом апелляционной инстанции анализируемых распорядительных действий различны.
Принятие судом апелляционной инстанции отказа административного истца от иска полностью или частично влечет отмену решения суда первой инстанции в соответствующей части с прекращением производства по административному делу в этой части на основании ч. 3 ст. 157, п. 3 ч. 1 ст. 194, п. 4 ст. 309 КАС.
В целях обеспечения единства практики применения судами общей юрисдикции законодательства об административном судопроизводстве Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.
Комментарий к ст. 157 КАС РФ
Положения ст. 157 КАС РФ, регламентирующие процессуальное оформление таких процедур, как отказ административного истца, его представителя от административного иска, признание административного иска административным ответчиком, его представителем и соглашение о примирении сторон, закреплены по аналогии с положениями ст. 173 ГПК РФ, регламентирующими отказ истца от иска, признание иска ответчиком и мировое соглашение сторон. Общие положения об отказе от административного иска, признании административного иска, заключении сторонами соглашения о примирении закреплены в ст. 46 КАС РФ.
В ч. 1 ст. 157 КАС РФ содержатся положения, аналогичные следующим установленным в ч. 1 ст. 173 ГПК РФ: заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами; в случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Часть 2 ст. 173 ГПК РФ предусматривает, что суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон. Аналогичные данному положению положения ч. 2 ст. 157 КАС РФ учитывают, что принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон допускаются не по всем категориям административных дел. Как предусмотрено в ч. ч. 5 и 6 ст. 46 КАС РФ: суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит данному Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч. 5); суд не утверждает соглашение сторон о примирении, если заключение соглашения прямо запрещено законом, противоречит существу рассматриваемого административного дела или нарушает права других лиц (ч. 6).
В ч. ч. 3 и 4 ст. 157 КАС РФ вошли положения, аналогичные следующим положениям ч. ч. 3 и 4 ст. 173 ГПК РФ:
— при отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого судом мирового соглашения сторон. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч. 3);
— в случае непринятия судом отказа истца от иска, признания иска ответчиком или неутверждения мирового соглашения сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу (ч. 4).
Определения суда, о которых идет речь в ч. 3 ст. 157 КАС РФ, могут быть обжалованы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 313 данного Кодекса как определения, исключающие возможность дальнейшего движения административных дел. Возможность подачи частной жалобы на определения, о которых говорится в ч. 4 ст. 157 КАС РФ, не предусмотрена. Согласно ч. 3 ст. 313 данного Кодекса возражения относительно таких определений суда могут быть включены в апелляционные жалобу, представление.
Наличие определения суда о прекращении производства по административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ является основанием для прекращения производства по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
«КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ
1. Отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком, условия соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно административным истцом, административным ответчиком, сторонами соглашения.
2. Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьями 137.1 и 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу. В случае признания административным ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Комментарий к статье 12 Уголовного Кодекса РФ
1. Принцип гражданства (ч. 1 ст. 12 УК) состоит в том, что граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие вне пределов РФ преступление против интересов, охраняемых УК, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК, если в отношении этих лиц за данное преступление не имеется решения суда иностранного государства.
2. Для привлечения лица к уголовной ответственности по УК необходимо, чтобы совершенное общественно опасное деяние признавалось преступлением по УК России независимо от того, является ли оно преступлением по уголовному закону государства, на территории которого оно было совершено. До внесения в ч. 1 ст. 12 УК изменений Федеральным законом 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» принцип гражданства основывался на двойной преступности. Однако предусматривавшиеся в ч. 1 ст. 12 УК правила о двойной криминальности и невозможности двойного осуждения фактически исключали уголовную ответственность некоторых лиц (например, должностного лица РФ за получение взятки в Польше).
В настоящее время рассматриваемые лица за совершенные на территории иностранного государства преступления подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК РФ. Единственным ограничением для реализации такой уголовной ответственности является вынесенный в иностранном государстве судебный акт, в том числе оправдательный приговор лицу в отношении инкриминируемого деяния.
3. Лицом без гражданства, постоянно проживающим в РФ, является лицо, получившее вид на жительство (ст. 2 Федерального закона от 21 июня 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), который выдается на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению лица без гражданства может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8 названного Закона).
4. Принцип специальной миссии состоит в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 2 ст. 12).
Комментарий к ст. 157 КАС РФ
Положения ст. 157 КАС РФ, регламентирующие процессуальное оформление таких процедур, как отказ административного истца, его представителя от административного иска, признание административного иска административным ответчиком, его представителем и соглашение о примирении сторон, закреплены по аналогии с положениями ст. 173 ГПК РФ, регламентирующими отказ истца от иска, признание иска ответчиком и мировое соглашение сторон. Общие положения об отказе от административного иска, признании административного иска, заключении сторонами соглашения о примирении закреплены в ст. 46 КАС РФ.
В ч. 1 ст. 157 КАС РФ содержатся положения, аналогичные следующим установленным в ч. 1 ст. 173 ГПК РФ: заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами; в случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Часть 2 ст. 173 ГПК РФ предусматривает, что суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон. Аналогичные данному положению положения ч. 2 ст. 157 КАС РФ учитывают, что принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон допускаются не по всем категориям административных дел. Как предусмотрено в ч. ч. 5 и 6 ст. 46 КАС РФ: суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит данному Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч. 5); суд не утверждает соглашение сторон о примирении, если заключение соглашения прямо запрещено законом, противоречит существу рассматриваемого административного дела или нарушает права других лиц (ч. 6).
В ч. ч. 3 и 4 ст. 157 КАС РФ вошли положения, аналогичные следующим положениям ч. ч. 3 и 4 ст. 173 ГПК РФ:
— при отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого судом мирового соглашения сторон. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч. 3);
— в случае непринятия судом отказа истца от иска, признания иска ответчиком или неутверждения мирового соглашения сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу (ч. 4).
Определения суда, о которых идет речь в ч. 3 ст. 157 КАС РФ, могут быть обжалованы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 313 данного Кодекса как определения, исключающие возможность дальнейшего движения административных дел. Возможность подачи частной жалобы на определения, о которых говорится в ч. 4 ст. 157 КАС РФ, не предусмотрена. Согласно ч. 3 ст. 313 данного Кодекса возражения относительно таких определений суда могут быть включены в апелляционные жалобу, представление.
Наличие определения суда о прекращении производства по административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ является основанием для прекращения производства по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
«КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ
1. Отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком, условия соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно административным истцом, административным ответчиком, сторонами соглашения.
2. Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьями 137.1 и 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу. В случае признания административным ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Комментарий к ст. 157 КАС РФ
1. Когда административный истец реализует свое право на отказ от административного иска, а административный ответчик — право на признание административного иска либо стороны выражают намерение заключить соглашение о примирении (см. комментарий к ст. 46 КАС), для суда становится обязательным совершение действий, указанных в анализируемой статье. Стороны не лишены возможности заявить о таких намерениях и в судебных прениях, но это повлечет возврат к рассмотрению дела по существу, поскольку необходима проверка законности отказа от иска, признания иска, правомерности условий предлагаемого сторонами соглашения (ч. ч. 5, 6 ст. 46 КАС). Кроме того, выраженное на подготовительном этапе волеизъявление на отказ от иска, признание иска или заключение соглашения о примирении снимает с суда обязанность рассматривать дело по существу.
2. Оформляются отказ от иска, признание иска и заключение соглашения о примирении путем подачи письменных заявлений либо в виде устного заявления, внесенного в протокол судебного заседания. Заявления об отказе от иска, о признании иска и об условиях заключения соглашения о примирении подписываются соответственно истцом, ответчиком или обеими сторонами, а поданные ими письменные заявления об этом приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания (п. 9 ч. 3 ст. 205 КАС).
3. Председательствующий в зависимости от конкретной ситуации дает одно из двух разъяснений по факту изъявления стороной (сторонами) желания совершить тот или иной распорядительный акт из числа предусмотренных комментируемой статьей — о последствиях принятия отказа административного истца от административного иска, признания административным ответчиком административного иска и утверждения соглашения о примирении сторон либо о недопустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел.
В КАС отсутствуют перечни административных дел, по которым не допускаются отказ административного истца от административного иска, признание административного иска административным ответчиком и утверждение соглашения о примирении сторон. Лишь по одной категории дел — об оспаривании нормативного правового акта в КАС установлен прямой запрет на утверждение соглашения о примирении сторон (ч. 12 ст. 213). По-видимому, законодатель оставил вопрос о пределах допустимости отказа от иска, признания иска и соглашения о примирении нерешенным сознательно, полагая, что однозначный ответ на него может быть получен только в процессе применения КАС. Тем не менее некоторые положения КАС позволяют судить о позиции законодателя по рассматриваемому вопросу достаточно определенно. Речь идет прежде всего о специальных нормах, регулирующих полномочие суда по прекращению производства по отдельным категориям административных дел (ч. 1 ст. 225, ч. 1 ст. 245 КАС). В этих нормах законодатель совершенно определенно говорит о возможности прекращения производства в связи с отказом административного истца от административного иска, если отказ принят судом, и в связи с заключением сторонами соглашения о примирении, если оно утверждено судом по двум категориям дел: об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. По делам об оспаривании нормативных правовых актов в силу упомянутого запрета на утверждение соглашения о примирении сторон ч. 1 ст. 214 КАС связывает возможность прекращения производства только с одним распорядительным актом — отказом административного истца от заявленного им административного иска. По остальным категориям административных дел специальных указаний относительно оснований прекращения производства в КАС не имеется. Что касается пределов допустимости признания административного иска по кругу категорий административных дел, КАС вообще не содержит каких-либо указаний.
Решая вопрос о допустимости или недопустимости отказа от иска, признания иска и заключения соглашения о примирении по той или иной категории дел, на наш взгляд, необходимо исходить из правовой природы каждой конкретной категории дел и тех последствий, которые влечет за собой то или иное распорядительное действие. На основании вышеизложенного проблематичным представляется совершение всех трех распорядительных актов по административным делам, перечисленным в п. п. 4 — 8 ч. 3 ст. 1 КАС.
Таким образом, при допустимости совершения распорядительного действия по конкретному административному делу суд разъясняет сторонам, что при прекращении производства по административному делу в связи с отказом административного истца от административного иска и утверждением соглашения о примирении вторичное обращение их в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (п. 4 ч. 1 ст. 128, ч. 1 ст. 195 КАС). При невозможности совершения распорядительного действия по конкретному административному делу судом дается пояснение о недопустимости отказа административного истца от административного иска, признания административным ответчиком административного иска и утверждения соглашения о примирении сторон по данной категории административных дел со ссылкой на соответствующие нормы действующего законодательства.157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу…
Подача ходатайства и процедура его рассмотрения
Чтобы грамотно составить заявление в суд о желании истца отказаться от заявленных требований, рекомендуется использовать образец ходатайства об отказе от иска.
Заявление с отказом может быть подано в судебную канцелярию либо заявлено непосредственно в процессе судопроизводства лично истцом.
Специалисты, компетентные в сфере гражданско-процессуального права, рекомендуют личную форму заявления таких ходатайств, поскольку суд сразу же сможет установить соответствие действительной воли заявителя просьбе, содержащейся в ходатайстве.
Законодательство допускает подачу ходатайства истцом на любом этапе судебного процесса, то есть с момента принятия дела к судопроизводству до оглашения судебного решения. Если истец передумал отстаивать права в порядке судопроизводства еще до возбуждения гражданского дела судом, он, согласно 135 статье ГПК РФ, вправе подать заявление с просьбой вернуть иск.
Решая вопрос о возможности принятия ходатайства, суд вправе задавать различные вопросы, направленные на выявление действительной воли заявителя. В это время и ответчик, и третьи лица могут возразить против отказа истца от ранее заявленных требований, приводя конкретные доказательства и доводы для подтверждения высказанной позиции.
Приняв решение об удовлетворении ходатайства истца (либо об отказе в удовлетворении), судья выносит аргументированное определение. Если суд одобрил заявление истца, судопроизводство прекращается.
Примеры и образцы ходатайств можно скачать на нашем сайте.
В гражданском судопроизводстве не редки случаи, когда истец отказывается от иска и дело прекращается. Причинами отказа могут быть любые факторы — например, удовлетворение ответчиком всех требований истца.
После приобщения заявления к делу и принятия судом отказа от иска, суд разъясняет истцу последствия такого шага. Основным последствием является то, что повторное обращение в суд с теми же претензиями, основаниями и к тому же ответчику не допускается (об этом гласит ). Таким образом, истец, отказавшись от иска, теряет право на повторное обращение в суд, если вдруг передумает. Повторное обращение в суд по тому же предмету и к тому же ответчику возможно лишь в том случае, если появятся новые обстоятельства дела, которые доказывают вину ответчика.
Если отказ истца от иска принят судом, то об этом выносится определение с одновременным прекращением производства по делу. Если суд не принимает отказ истца, то об этом также выносится определение, но производство по делу продолжается. Согласно суд может не принять отказ в том случае, если таким отказом нарушаются права третьих лиц или принятие отказа противоречит закону.
Отказ истца от иска имеет для самого истца не слишком приятные последствия в материальном плане. Во-первых, судебные расходы, понесенные истцом, ложатся на самого истца; во-вторых, истец обязан возместить ответчику издержки, которые тот понес в связи с производством по делу ().
Если истец не хочет иметь указанных выше материальных последствий, но и продолжение производства по делу для него не желательно, хорошим выходом является заключение мирового соглашения. Такое соглашение позволит сторонам урегулировать все вопросы, касающиеся как исковых требований, так и распределения понесенных судебных расходов.
В гражданском судопроизводстве не редки случаи, когда истец отказывается от иска и дело прекращается. Причинами отказа могут быть любые факторы — например, удовлетворение ответчиком всех требований истца.
Согласно статье 220 ГПК РФ отказ истца от иска является одним из оснований прекращения производства по делу. Но есть одно условие — суд должен принять этот отказ, т.е. мало одного желания истца, необходимо, чтобы ничто не препятствовало прекращению производства.
Перед началом рассмотрения дела по существу судья выясняет, не желает ли истец отказаться от иска, не желает ли ответчик признать иск или не желают ли стороны заключить мировое соглашение. Если истец желает отказаться от иска, он подает письменное заявление об отказе. Заявление может быть как устным, так и письменным. Устное заявление заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом. Если заявление подается в письменной форме (пишется по правилам искового заявления), то оно приобщается к делу, на что делается указание в протоколе судебного заседания (статья 173 ГПК РФ).
После приобщения заявления к делу и принятия судом отказа от иска, суд разъясняет истцу последствия такого шага. Основным последствием является то, что повторное обращение в суд с теми же претензиями, основаниями и к тому же ответчику не допускается (об этом гласит статья 221 ГПК РФ). Таким образом, истец, отказавшись от иска, теряет право на повторное обращение в суд, если вдруг передумает. Повторное обращение в суд по тому же предмету и к тому же ответчику возможно лишь в том случае, если появятся новые обстоятельства дела, которые доказывают вину ответчика.
Если отказ истца от иска принят судом, то об этом выносится определение с одновременным прекращением производства по делу. Если суд не принимает отказ истца, то об этом также выносится определение, но производство по делу продолжается. Согласно статье 39 ГПК РФ суд может не принять отказ в том случае, если таким отказом нарушаются права третьих лиц или принятие отказа противоречит закону.
Отказ истца от иска имеет для самого истца не слишком приятные последствия в материальном плане. Во-первых, судебные расходы, понесенные истцом, ложатся на самого истца; во-вторых, истец обязан возместить ответчику издержки, которые тот понес в связи с производством по делу (статья 101 ГПК РФ).
Если истец не хочет иметь указанных выше материальных последствий, но и продолжение производства по делу для него не желательно, хорошим выходом является заключение мирного соглашения. Такое соглашение позволит сторонам урегулировать все вопросы, касающиеся как исковых требований, так и распределения понесенных судебных расходов.
Гражданское судопроизводство – отрасль права, рассматривающая дела, связанные с финансовыми, семейными, трудовыми и иными спорами, его цель – помощь в осуществлении гражданами прав, положенных по закону. Гражданские иски подаются ежедневно, но не всегда дело решается непосредственно в зале суда. Истец (тот, кто подает заявление) может отказаться от своего иска, этим правом он может воспользоваться в любое время. Отказ от иска в гражданском процессе может иметь несколько причин, и самая распространенная из них – удовлетворение требований истца во внесудебном порядке. Если требования были выполнены, или стороны пришли к компромиссу, можно отозвать иск, тогда дело будет прекращено.
Уважаемые читатели! В статье рассказаны типичные способы того, как решать юридические проблемы. Ваш случай индивидуален.
Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ
Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.
С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.
КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.
Общие положения по отказу от иска
В судопроизводстве рассматриваются дела сферы финансовых (взыскание долгов), трудовых, семейных и других споров. Гражданское производство характеризуется возможностью оказать лицам помощь в осуществлении прав, поэтому иски в судебные органы подаются ежедневно.
Вне зависимости от такого фактора, дело не в обязательном порядке решается после судебного заседания. Согласно нормам гражданского процессуального, арбитражного процессуального кодекса, также кодекса административного судопроизводства, истец может использовать право отказа от искового заявления.
Наиболее распространенной причиной подобного юридически значимого действия на 2017 год считается урегулирование конфликтной ситуации во внесудебной форме. Стороны могут прийти к компромиссу с удовлетворением полного списка отказа от исковых требований гпк и тогда получится остановить производство.
Какое заявление об отказе от иска примет суд
Отказаться от иска может только истец. Означает он полный отказ от требований к ответчику и от дальнейшего продолжения гражданского процесса. Отказ от иска должен быть безусловным, то есть истец не может поставить свой отказ в зависимость от каких-то действий ответчика, других лиц или суда.
Истец, отказываясь от иска, должен действовать добровольно, без принуждения с чьей-то стороны, не в силу сложившихся обстоятельств. Он должен полностью осознавать значение и последствия своих действий. Отказ должен быть высказан четко и недвусмысленно.
Причины отказа от иска могут быть различными. Это и утрата интереса к процессу, осознание необоснованности требований, решение простить долг ответчику, выплата последним долга истцу в ходе рассмотрения гражданского дела и т.д.
Суд выясняет причины и в случаях, если отказ не соответствует действительной воле истца, противоречит закону или нарушает права других лиц, заявление не принимается. В качестве очевидных примеров можно привести случаи, когда в результате отказа от иска могут быть нарушены права ребенка.