- Семейное право

Правила использования путевых листов в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила использования путевых листов в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно нормативу об административном правонарушении по ст. 12.31.1. КоАП РФ Юрлица и ИП несут одинаковую ответственность. Хотя доходы крупной транспортной компании и небольшого индивидуального предприятия несравнимы. Штрафы за езду без путевого листа больнее всего бьют по карману малого бизнеса. Чем меньше зарабатываете, тем тщательнее надо выполнять требования российского законодательства.

Срок действия путевого листа с 2023 года

Правила, касающиеся периода действия п/л, отражены в новом Приказе №390. В I главе п. 2 регламентирован порядок заполнения срока действия путевки:

  • заполняют число, м-ц, год, когда документ выдается на 1 день;
  • если рейс длится более, необходимо указывать период (даты) с какого по какое число длится командировка.

Раньше путевой лист могли оформить максимум на 30 дней. Если поездка длилась дольше, требовалось выписывать 2 путевки. Теперь срок действия не ограничен. Вместе с тем нельзя использовать 1 путевой лист несколько дней, если график работы водителя укладывается в рамки ежедневной смены. Во II главе (пункты 8; 9; 10) норматива говорится:

  • путевка оформляется на каждое ТС юрлица или ИП;
  • документ выдается перед началом рейса, который может длиться более суток, или на 1 смену. Срок действия: восьми часовой день + не более 4 (в исключительных случаях — 5) часов на отдых;
  • допускается на 1ТС выписывать 2 п/л, если водители работают посменно.

Из вышесказанного следует, что водитель может находиться за рулем не более 12 часов. Время выезда с места постоянной парковки фиксируется. Поэтому за превышение трудовой нормы могут наложить штраф, как за просроченный, а значит недействующий или отсутствующий путевой лист. Если график превышен незначительно (отвозили последнего пассажира, занимались устранением поломки), наказания не будет. Но за продолжительную работу более установленной нормы могут последовать административные санкции в виде штрафа.

Водителей, совершающих длительные командировки, тем более заграничные, тоже контролируют. В таких ТС должен устанавливаться тахограф. Кто ездит в европейские страны, знает, за нарушение трудового графика (отсутствие прибора или его неисправности) налагают штрафы (от 400 €), несравнимые с нашими.

Кто платит штраф назначенный водителю такси?

В 2023 году штраф оплачивает то лицо, на которое он выписан. В постановлении указывается ответственный за нарушение, независимо от того, кто выносит документ, суд или сотрудник ГИБДД.

Так, если вина лежит именно на водителе такси, как на физическом лице, то он и будет выплачивать штраф. Если речь идёт о вине должностного лица или организации в целом, то и санкция будет наложена на них. Например, организация, занимающаяся перевозками, не предоставила сотрудникам техническую возможности выдачи чека. Соответственно, штраф будет наложен на юридическое лицо.

Лицо, привлекаемое к ответственности, может попытаться изменить субъект. Например, организация предоставит доказательства, она выдавала детские кресла и их отсутствие в машине – вина только таксиста. В таком случае ответственность налагается именно на таксиста.

Как заполнять путевые листы в этом и следующем году

Наименование и номер путевого листа указываем в шапке документа. Обычно для наименования используют комбинацию: путевой лист + тип транспортного средства. Например, «Путевой лист для грузового автомобиля». И ведут внутреннюю нумерацию.

Путевые листы разделяют на однодневные и многодневные, со сроками начала и окончания. Максимального срока действия путевого листа нет.

Собственником (владельцем) транспортного средства может быть юрлицо или ИП – от его имени и заполняем документ.

Исчерпывающую информацию приводим в графе «Сведения о ТС»:

  • тип ТС,

  • марка и модель (при наличии прицепа – марка и модель прицепа),

  • государственный регистрационный номер (при наличии прицепа – госномер прицепа),

  • дата и время предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС,

  • дата и время выпуска ТС на линию и его возвращение.

Путевые листы 2022: изменения

Новые правила оформления путевых листов в 2021 году утвердил Минтранс. Им обязаны следовать юрлица и ИП, которые используют легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Что изменилось?

  1. Сведения о перевозке. В путевом листе появился новый обязательный реквизит — в этой графе надо отметить вид сообщения и перевозки. Это указано в письме Минтранса от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Виды перевозок в путевом листе 2022 года:

    • регулярная перевозка пассажиров и багажа,
    • перевозка пассажиров и багажа по заказу,
    • организованная перевозка группы детей,
    • перевозка пассажиров и багажа легковым такси,
    • перевозка грузов,
    • перевозка для собственных нужд.

    Срок действия путевого листа в 2022 году

    Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов.

    Продолжительность рейса Когда оформлять Срок действия

    В день делается один или несколько рейсов в течение смены

    До старта первого рейса

    В течение дня

    Рейс продолжается больше одной смены

    До начала рейса

    На срок рейса или на число календарных дней, на которые приходится смена

    Отсутствие путевого листа у ТАКСИ

    Сложнее всего приходится водителям Такси. Они практически всегда обязаны иметь заполненный бланк п/л. В случае управления собственным таксомотором доказать, что цель поездки – личные нужды, труднее. Особенно в столице, где контроль может проводиться сотрудниками ГИБДД совместно с МАДИ. Водитель такси без путевого листа может лишиться автомобиля, который отправят на штрафстоянку. Чтобы этого не случилось, соблюдайте ряд условий:

    1. Уберите опознавательные знаки ТАКСИ, которые возможно: снимите оранжевый фонарь с крыши, отключите зеленый сигнал – “свободен”.
    2. Двигайтесь только в общем потоке, а не по выделенной полосе.
    3. Не производите посадку/высадку пассажиров. Если видеокамеры это зафиксируют, потом ничего не докажете.
    4. Не берите заказов у агрегаторов или диспетчеров таксопарка.
    5. Когда сотрудники ДПС оформляют протокол, проверьте, по каким статьям предъявлено административное правонарушение. Если с решением не согласны, отразите это в документе рядом с собственной подписью.

    Соблюдая эти условия, даже при аресте автомобиля, докажете в суде незаконность предъявленного обвинения, аннулировав штраф за путевой лист. Это касается только тех водителей, которые являются автовладельцами. Во всех остальных случаях таксисты обязаны иметь заполненную путевку. Для них личных поездок, без оформления п/л, не существует.

    Штрафы назначают, когда путевой лист:

    • отсутствует — во время рейса он обязательно должен быть у водителя. При этом нет разницы, что и как транспортируется — груз или пассажиры, на арендованном или собственном автомобиле организации, каким видом транспорта. Если путевого листа нет, инспектор может подумать, что работодатель не проводит предрейсовые медосмотры водителей и техосмотр транспорта. За такие нарушения тоже назначается штраф;
    • неправильно оформлен — штраф выписывают за ошибки по двум моментам. Во-первых, если медработник не указал дату и время проведения медосмотра водителя, а также свою подпись с расшифровкой и штамп в специально предназначенной для этого графе («предрейсовый медицинский осмотр»). Во-вторых, если работник, проводящий техосмотр автомобиля, не указал дату и время проведения осмотра, свою подпись с расшифровкой и пометку о выпуске ТС на линию;
    • не подтверждает расходы на ГСМ — в путевом листе должны указываться обязательные реквизиты, соответствующие требованиям Приказа Минтранса от 11.09.2020 г. № 368. Эти моменты контролирует ИФНС, и когда при проверке выявляется, что путевого листа нет или он неправильно оформлен, компания не сможет доказать свои расходы на ГСМ. Тогда ИФНС подозревает налогоплательщика в занижении прибыли.

    Чаще всего выписывают штраф за езду без путевого листа сотрудники ГИБДД. Если они видят, что водитель занимается перевозкой, то просят при проверке вместе с другими обязательными документами предоставить путевой лист.

    Также отсутствие путевого листа может стать причиной наложения штрафа на организацию при её проверке трудовой инспекцией. Храниться путевые листы должны в течение пяти лет. Оштрафовать могут и сотрудники ФНС, если при проверке учёта затрат ГСМ найдут грубые нарушения.

    Кто платит штраф назначенный таксисту?

    В ситуации, когда таксист является частником, не работает ни на одну из компаний, ответ на этот вопрос остается понятным и закономерным. Все штрафы оплачивает он сам, и ответственность за свои действия он также несет самостоятельно. Однако таких частников на улицах большинства городов страны становится все меньше. Тех же водителей, что работают на одну из компаний, предлагающих услуги такси, подобные вопросы интересуют самым живым образом. Кто должен платить за нарушения, особенно если человек работает не на собственном автомобиле, а на машине из таксопарка компании?

    Согласно ст. 2.6.1 КоАП РФ , ответственность за все административные нарушения должен нести собственник автомобиля. То есть, в первую очередь все штрафы должны направляться именно в сторону таксопарка. Но это еще не все. Собственник автомобиля имеет возможность освободиться от ответственности, доказав, что за рулем был арендатор. Либо взыскать сумму, которую пришлось выплатить, с этого лица (ч.3 ст. 28.6, ФЗ 210).

    При этом стоит иметь в виду, что нарушения одного и того же типа могут потребовать совершенно разных выплат со стороны юридических и физических лиц. Как правило, юрлицо платит значительно больше. Учитывая, что эта сумма может быть в дальнейшем взыскана с водителя, ему часто бывает целесообразнее принять штраф на себя изначально, ответив за нарушение как физлицо, если такая возможность у него имеется. Если можно доказать, что за рулем был именно арендатор, а не владелец, то это реально.

    В стиуации, когда останавливает сотрудник ГИБДД, штраф оформляется на самого таксиста, ведь он подает собственные документы. Однако взыскания через камеры приходят изначально на собственника, это необходимо иметь в виду.

    Что делать таксисту в случае назначения штрафа?

    Автомобилист обязан остановиться по требованию сотрудника, предоставить документы, подтверждающие его право управления транспортным средством, а также касаемо его деятельности в сфере оказания услуг такси (п. 2.1.1 ПДД). В то же время, водитель имеет право потребовать документы у инспектора, если он не предоставил таковых (согласно п. 5 регламента Приказа №664).

    В ряде случаев инспектор может настаивать на составлении протокола даже в такой ситуации, когда водитель не соглашается с правонарушением. Специалисты рекомендуют в этих случаях не спорить, и в дальнейшем просто оспорить данное решение если не в вышестоящей инстанции, то в суде. Если же есть возможность оспорить ситуацию на месте, нужно приводить прямые доказательства.

    Кроме того, свою роль могут играть свидетельские показания. Если очевидна неправомерность действий сотрудника ГИБДД, в качестве свидетелей могут рассматриваться и пассажиры, если таковые находятся на тот момент в автомобиле таксиста. В этой ситуации рекомендуется обменяться с ними телефонами и заручиться их поддержкой для дальнейшего оспаривания санкций со стороны сотрудника или его действий.

    Если протокол составляется вопреки нарушению, и водитель не согласен, он имеет право указать в этом документе свое несогласие. Имеется возможность даже дополнить протокол собственным описанием ситуации, причинами выражения несогласия. Если же опровергнуть факт нарушения нечем, разумнее просто подчиниться требованиям сотрудника, подписать протокол и выплатить в дальнейшем причитающийся штраф. В этой ситуации разумнее будет оплатить штраф своевременно, ведь в большинстве нарушений, актуальных для таксистов, прослеживается возможность получения скидки в 50 процентов, если оплата произойдет в течение 20 дней с момента наложения штрафа. Так что разумное поведение может предполагать даже определенную выгоду.

    Обжалование штрафа таксисту

    Сегодня каждый автомобилист имеет право на обжалование штрафа. Делать это можно в любой ситуации и с полной уверенностью, так как никаких нежелательных последствий не наступит даже в том случае, если наказание все равно посчитают правомерным. Существует определенная инструкция, позволяющая оспаривать штрафы, и она будет актуальной как для таксиста, так и для любого другого автомобилиста, попавшего в неоднозначную ситуацию.

    Так, для того, чтобы оспорить штраф, полученный от инспектора, необходимо:

    • Уложиться в срок 10 дней с момента выставления штрафа, иначе придется обжаловать сроки, что следует делать с указанием уважительной причины;
    • Подать жалобу по месту нарушения, либо начальству подразделения, где служит инспектор, выписавший протокол, либо в районный суд — также по месту, где происходила ситуация;
    • Можно отправить жалобу заказным письмом, это будет оптимальным вариантом, ведь ее тогда гарантированно зафиксируют;
    • Выждать 10 дней, если письмо направлено в ГИБДД, и до 2 месяцев, если в суд;
    • Получить письмо, которое будет свидетельствовать об отмене штрафа, сохранении санкций, либо смягчении — в зависимости от ситуации.

    Чтобы обеспечить себе наиболее высокие шансы обжалования в ваших интересах, необходимо подробно указать причину вашего несогласия, указать все обстоятельства, которые играют в вашу пользу. Если есть несколько причин для отмены штрафа — стоит указывать каждую из них, и все сопутствующие обстоятельства, которые могут трактоваться в вашу пользу. Ведь среди всех прочих обстоятельств для отмены штрафа, в перечень которых входят двойные штрафы, истечение сроков, отсутствие состава или события нарушения, отмечаются еще и процессуальные ошибки. Так, если инспектор неправильно заполнил протокол, нарушил необходимый ход процедур, все это также рассчитывается в пользу таксиста, который может быть освобожден от штрафов на основании подобных вещей.

    Зачем нужна путевка для такси

    Это своеобразная гарантия безопасности для пассажира. Водитель должен два раза пройти медкомиссию: в начале и в конце смены. Многие возмущаются таким порядком, но на самом деле потребность в нем доказана практикой. Медицинский работник не выпустит на линию водителя, который плохо себя чувствует или выпил накануне. Это гарантирует пассажиру, что его обслуживанием займется человек, состояние здоровья которого дает ему возможность управлять авто.

    Требование относительно проверки в конце смены обусловлено недобросовестностью некоторых таксистов, которые сразу после медосмотра позволяли себе выпить пива. Раньше им мог позвонить диспетчер, который по голосу определял состояние водителя. Но теперь большинство таксистов считаются партнерами, а не наемными служащими. Проверка в конце смены позволяет выявить лиц, склонных к употреблению алкогольных напитков, и распрощаться с ними.

    Техосмотр автомобиля — вполне оправданная процедура, в процессе которой выявляются возможные неисправности, мешающие эксплуатации ТС.

    Кого оштрафуют таксопарк или водителя за отсутствие лицензии

    К тому же индивидуальные перевозки отличаются более высоким комфортом для пассажиров. Выгодность рассматриваемого вида деятельности обусловила его притягательность для людей, предпочитающих работать неофициально.

    Как показывает практика, доход у нелегалов значительно больше, чем у официально трудящихся на рынке, ведь им не приходится покупать лицензии, а за каждую поездку они договариваются сдельно. Счетчиками, как правило, такие предприниматели не пользуются.

    Более того, практически повсеместно машины, нелегально используемые в качестве такси, не отвечают стандартам введенным государством. Все это в результате негативным образом сказывается на безопасности пассажиров.

    Штраф за неимение техосмотра в Беларуси Федеральный закон, регламентирующий работу такси на рынке перевозок за номером 69, был введен в действие еще в 2011 году.

    Ответственность за отсутствие путевого листа

    Отсутствие путевого листа для такси фактически означает, что водитель и автомобиль не проходили медицинский и технический осмотр. Соответственно, появляется несколько оснований для привлечения таксопарка к ответственности. Она установлена ст. 12.31.1 КоАП РФ. Итоговая сумма в 2021 году составляет 60 000 руб. и включает:

    • 30 000 руб. – за отсутствие отметки медработника;
    • 30 000 руб. – за отсутствие отметки о механика.

    Организационная форма таксопарка не имеет значения – ИП будет уплачивать такие же суммы штрафов, как и юридическое лицо, что также предусмотрено примечанием к ст. 12.31.1 КоАП РФ.

    Кроме того, для ООО возможен штраф в размере 100 000 руб. если квалификация должностных лиц, ответственных за оформление документа (медработника и механика), не соответствует установленным требованиям.

    Автомобиль, для которого выявлено нарушение, может быть отправлен на штрафстоянку на срок два месяца без возможности забрать его ранее, что несет дополнительные потери в виде:

    • оплаты эвакуационных услуг и периода пребывания на штрафстоянке;
    • отсутствия прибыли;
    • затрат времени на оформление решения о возврате авто и его вывоз.

    Еще одной ощутимой статьей расходов может стать ремонт в случае повреждения авто при транспортировке на штрафстоянку, поскольку компенсировать их никто не будет.

    Что такое путевой лист

    Ваша машина — это ваша собственность. Вы можете ездить на ней когда угодно, куда угодно и сколько угодно. Никаких ограничений и никаких запретов, кроме езды без водительских прав и управления авто в нетрезвом виде, на пользование таким транспортным средством не устанавливается. Путевой лист водителю личного автомобиля не нужен. Штрафы выписываются только за нарушение правил дорожного движения и отсутствие водительских документов (прав, страховки, ПТС).

    Другое дело, когда машина принадлежит организации или индивидуальному предпринимателю. Здесь без путевого листа не обойтись. Отсутствие путевки всегда означает штраф. Избежать административного наказания можно, только если оформить доверенность на водителя.

    Итак, разбираемся подробно. Что такое путевой лист? Это документ, который определяет не только цель, но и саму возможность поездки на служебном автомобиле. Оформляется такой только для поездок по работе и только в организациях (и у ИП), занимающихся перевозками (ст. 6 259-ФЗ от 08.11.2007). Официальный лист понадобится:

    • при любых видах перевозки пассажиров (автобусы, троллейбусы, такси);
    • при транспортировке грузов (грузовой транспорт);
    • при доставке багажа, товаров, заказов (любой тип транспорта экспедиторов).

    Учтите: если вы работаете в такси на своем личном авто, то путевой лист все равно понадобится. Пока вы занимаетесь перевозками пассажиров, все надлежащие документы (в том числе и путевка) должны быть на руках. Как только вы заканчиваете работу и едете домой (на этой же машине), лист вам уже не нужен: это личное авто, которое используется в частных целях, отсутствие путевки проверяться не будет, и штраф вам никто уже не выпишет.

    Зачем нужен путевой лист? Путевку оформляют для того, чтобы зафиксировать маршрут водителя, отследить расход топлива, проверить техническое состояние машины. Но это не все. Подписанный руководством путевой лист — это не только регистрация маршрута, но и подтверждение состояния здоровья водителя. Перед тем как отправиться по указанному пути следования, работник обязан пройти предрейсовый контроль и медицинское обследование. Делается это ежедневно/ежесменно — каждый раз, когда сотруднику нужно сесть за руль. Контрольная информация отражается в путевке и утверждается руководителем организации.

    Виды штрафов за путевые листы

    Отсутствие у водителя путевки при проверке сотрудником ГИБДД является административным правонарушением, ответственность наступает как для самого водителя, так и для хозяина ТС — ИП или юридического лица. То, какой штраф за отсутствие путевого листа грозит, установлено нормами КоАП РФ.

    Требовать учетный документ вправе сотрудник ГИБДД, остановивший транспортное средство для проверки, при фиксации нарушения ПДД или при дорожно-транспортном происшествии. Проверку путевок вправе провести:

    • трудовая инспекция, которая проверяет соблюдение организацией прав работников;
    • налоговая инспекция, проверяя правильность учета затрат организации на бензин, в ходе выездной или камеральной проверки.
    Нарушение Размер штрафа Основание Комментарий
    Непредоставление путевки при проверке инспектором. На водителя — 500 руб. Статья за отсутствие путевого листа — ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ. КоАП РФ не предполагает, что возможна эвакуация за отсутствие путевого листа — это правонарушение не входит в перечень нарушений, требующих задержания ТС.
    Путевки нет или она неверно оформлена, организации грозит штраф за отсутствие медосмотра в путевом листе. На юрлицо или ИП — 30 000 руб. Ч. 2 ст. 12.31.1.

    Кодексом об административных правонарушениях РФ не установлены штрафы за отсутствие путевого листа для ИП или юридических лиц — они несут ответственность за сопутствующие нарушения, предусмотренные ст. 12.31.1 КоАП РФ.

    Санкций для ИП отдельно нет, предприниматели несут ту же ответственность, что и организации, — это правило установлено примечанием к ст. 12.31.1 КоАП РФ.

    Санкция в форме направления на штрафстоянку за отсутствие путевого листа ни за одно из этих правонарушений не предусмотрена.

    В документе нет отметки о прохождении предрейсового ТО либо если его нет вовсе. На юрлицо или ИП — 30 000 руб. Ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
    Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. На должностное лицо — 5000 руб. П. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *