- Страхование

Какой штраф если не пропустил пешехода в 2023 г.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф если не пропустил пешехода в 2023 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сначала о наказаниях за непропущенного пешехода. Уже упомянутая ст.12.18 КоАП прямо указывает на штрафные санкции в размере 1500 – 2500 рублей. Причем точный размер определяет инспектор ГИБДД, выписывающий постановление на месте фиксации правонарушения.

Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан «пропустить» пешехода, ныне же есть обязанность «уступить дорогу», а в чём разница, Вы поймёте ниже.

Изменение в пункте 14.1 Правил
Было Новая редакция
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Разъяснения как правильно пропускать пешехода на пешеходном переходе

По большому счету, главная сложность в возможности доказать, что пешеход не изменял скорости и направления. Что зебра была им пересечена в запланированном темпе. Сделать это без видеофиксации довольно сложно.

Мы говорим о правилах и законах, но практическую сторону будем рассматривать в категориях наиболее частых случаев, что не означает однозначных трактовок во всех 100%, а только в большинстве вариантов.

Дополнительной неразберихи добавляют и системы автоматической фиксации. Кроме того, что технология их работы не до конца понятна, еще и существует несколько разных комплексов, работающих по отличающимся правилам.

  • «Автоураган». Уверяется, что данная система умеет сопоставлять множество факторов, в том числе и скорости пешехода и ТС, расчет их траекторий и точки пересечения зебры каждым из них. В результате устанавливается факт изменения скорости и направления пешехода по вине водителя.
  • «Оливия» и др. Это более простые системы, но, к сожалению, об их работе известно еще меньше.

Существует мнение, что на практике все работает гораздо проще. Системы оценивают расстояние от машины до пешехода в полосах движения. Если этот интервал достаточен (одна и более свободных полос), нарушение не фиксируется. Небольшая дистанция станет основанием для штрафа.

Еще раз подчеркнем, это лишь одно из мнений, а не официальная информация. Но эти сведения (в совокупности с остальными) помогут создать рекомендации, как не получить штраф за непредоставление преимущества пешеходу:

  1. В любом случае снизьте скорость перед переходом.
  2. Если есть возможность пропустить пешехода без опасности столкновения с идущим следом транспортом, пропустите его.
  3. На узкой дороге началом перехода пешехода можно считать факт его вступления на зебру.
  4. На многополосном шоссе оценивайте ситуацию по дистанции до места, где потенциально пересекутся направления движения ТС и пешехода. Если расстояние друг от друга будет более чем ширина одной полосы, правило не нарушено.

Законность штрафа за неправильный переход

Теперь перейдём к самому главному.

Итак, ПДД не запрещают переходить дорогу вне пешеходного перехода, если речь идёт не о красном сигнале светофора. Как мы уже описали выше, нарушение будет, только если в зоне видимости есть переход (в том числе подземный или надземный) либо создана помеха автомобилям (вы как пешеход обязаны при неположенном переходе уступать машинам).

Если критериев правонарушения не было, то и штраф незаконен. Но главный вопрос тут заключается в том, сможете ли вы доказать, что нарушения Правил не было по этим указанным причинам. Увы, но презумпция невиновности у нас работает только формально.

Для доказательств вашей невиновности идеально подошла бы видеозапись вашего перехода. Вот только редкий пешеход будет идти и снимать видео – это, к тому же, небезопасно при итак опасном движении вне перехода. Но даже если такое видео есть у инспектора, предоставлять его вам он не обязан.

Читайте также:  Должна ли я платить за капремонт, если снимаю квартиру?

Конечно, самый разумный вывод из всего этого – просто избегать перехода вне «зебры». И 250 рублей штрафа со скидкой за это – не такая большая сумма сравнительно с другими размерами санкций.

Тем не менее, попытаться обжаловать незаконное постановление можно и нужно. Благо, это почти бесплатно и занимает мало времени (ниже мы ещё объясним формальный порядок оспаривания штрафов пешеходу).

Ответственность за не предоставление преимущества пешеходу

Статья 12.18 КоАП не предусматривает какого-либо разграничения по объективной стороне правонарушения. В любом из случаев, за нарушение правил предоставления преимущества к водителю будут применены меры административной ответственности. Санкция предусматривает штраф от 1500 до 2500 рублей.

Ответственность может наступить только, когда у водителя была прямая обязанность предоставить преимущество. Про конкретные случаи было рассказано раннее в статье. Поэтому, штраф за нарушение на переходе 2023 будет полностью законным.

ВНИМАНИЕ !!! В случае, если человек пересекает проезжую часть вне установленного для этого места, водитель не обязан предоставлять ему преимущество. Поэтому штраф за отказ от пропуска пешехода вне перехода 2023 или в ином неподходящем месте не может быть законным основанием.

Стоит отметить, что для применения санкций административного права необходимо доказать, что его действия принесли неудобства непосредственно для пешехода. Для этого следует требовать его привлечения в качестве свидетеля и просить с него дачу показаний. В большинстве случаев это невозможно и на этом основании можно отменять наложенные штрафы.

Однако в любой из вышеперечисленных ситуаций водитель может понести ответственность за совершение наезда на человека. В этом случае ответственность будет варьироваться от степени причинённого вреда. За вред легкой и средней тяжести водителю грозит крупный штраф и лишение права управлять транспортным средством до 2 лет.

ВНИМАНИЕ !!! Если столкновение привело к тяжким последствиям или смерти человека – наступает уголовная ответственность. Уголовное законодательство допускает лишение свободы до 5 лет, а для лица, находящегося в состоянии опьянения до 9 лет.

Обязательным признаком преступления является наличие вины, однако доказать обратное – свою невиновность практически невозможно.

Алгоритм действий водителя, если он наехал на пешехода

Если произошел наезд на пешехода, то в соответствии с п. 2.6 ПДД водитель, причастный к такому ДТП, обязан:

  • Принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию.

  • В экстренных случаях отправить пострадавших в больницу на попутном транспорте и остаться на месте ДТП. Но если такой возможности нет, он должен доставить пострадавшего в ближайшую больницу сам. Там водитель обязан сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и вернуться на место происшествия.

  • Освободить проезжую часть, если движение для других водителей стало невозможным. Но перед тем как уехать, сфотографируйте как стоит машина, все следы и предметы, относящиеся к происшествию.
  • Записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Если факт наезда на пешехода есть, а сам пострадавший ушел, что делать?

Бывают случаи, когда автолюбитель сбивает пешехода. Если степень тяжести телесных повреждений легкая или средняя, человек просто уходит с места ДТП, можно ли уезжать водителю в этом случае? Ответ однозначен, нет.

Внимание! Если вы покинете место аварии, а ДТП было зафиксировано техническими средствами, вам вменят не только штраф, но и побег с места аварии.

В этом случае, нужно придерживаться правил, которые установлены для водителей, сбивших пешехода. Когда на место приедут сотрудники ГИБДД, расскажите им что случилось и предъявите показания свидетелей или запись с видеорегистратора. В этом случае штраф на вас будет наложен, но вы не лишитесь водительского удостоверения.

Когда требуется уступить дорогу

Существует несколько преимущественных ситуаций для пешехода:

  • Пеший участник переходит дорогу на зеленый свет. Независимо какой сигнал светофора будет для водителя, последний должен «дать дорогу» идущему.
  • На бессветофорном перекрестке при наличии «зебры» человек главенствует на дороге.
  • Заезд на главную дорогу и съезд с нее. Если при таком маневре водитель встречает человека, пересекающего его маршрут.
  • Правила «поворота». Какой бы ни была дорожная обстановка, какие не были бы знаки/сигналы, шофер, поворачивая налево/направо, должен подождать, когда бесколесный участник сойдет с проезжей части.
  • Посадка/высадка на автобусы/троллейбусы/трамваи. Иногда место остановки городского транспорта размещается прямо на дороге. Путь от дверей транспорта до края проезжей части для пассажиров свободен и водители не должны его преграждать.
  • Жилая зона. На любых участках в дворовой зоне человек имеет абсолютное превосходство.
Читайте также:  Какая надбавка военнослужащим за выслугу лет в 2023 году

Что следует понимать под пропуском пешехода

Этот пункт является самым сложным и противоречивым в понимании темы. Правила дорожного движения, а также КоАП не дают четкого определения и процедуры. Поэтому водителям приходится самим интерпретировать правила, что не всегда хорошо получается. Правила дорожного движения не требуют безоговорочной остановки или начала торможения, поскольку каждая ситуация на дороге индивидуальна. Преимущество должно быть предоставлено, как только человек вступает на пешеходный переход (если переход не управляется светофором).

ВНИМАНИЕ!!! Если пешеход переходит проезжую часть в запрещающий сигнал светофора, а также вне пешеходного перехода, водитель не должен безоговорочно пропускать пешехода. Этот аспект не регулируется правилами дорожного движения, но большинство инспекторов и преподавателей автошкол придерживаются мнения, что пешехода следует пропускать только в установленном месте. Резкое торможение в непредусмотренном месте (где другие водители могут этого не ожидать) может стать причиной аварии иного рода. Конечно, нельзя сбивать пешеходов, поэтому водитель должен правильно расставлять приоритеты в каждой ситуации.

В последних изданиях эти требования стали применяться и в трамвайной зоне. Кроме того, термин «пас» был заменен на «выход». В основном это связано с конкуренцией понятий, так как термин «пропуск» не прописан в правилах, в то время как «доходность» включен и четко объяснен. Пропустить — значит не делать ничего, что может причинить неудобства другому участнику дорожного движения (если у него есть преимущество). Неудобство заключается в изменении скорости или направления движения.

Велосипедист также обязан уступить дорогу. Не разрешается ездить на велосипеде в пределах пешеходной зоны. Чтобы пересечь проезжую часть, вы должны сойти с лошади и идти рядом. С введением этого положения водители получают снижение ответственности за наезд на велосипедиста в зоне «зебры», если нарушение было спровоцировано самим велосипедистом.

Расшифровка понятия «Непропуск пешехода»

Многие люди по-своему интерпретируют слово «уступить». Четкое объяснение содержится в Правилах дорожного движения РФ (1.2). Этот термин относится к обязанности водителя остановиться, чтобы не вынудить пешехода изменить скорость или направление движения.

Кроме того, 29.11.2014 были внесены изменения в Правила дорожного движения. Они регулируют порядок пересечения пешеходных переходов, где нет светофоров или регулировщиков. Теперь, согласно разделу 14.1 правил дорожного движения, мотоциклист, приближающийся к такому участку дороги, должен снизить скорость, если на «зебре» находятся пешеходы или они только что вступили на нее.

Изменения также затронули п. 14.2 ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Согласно нововведениям, если автомобиль, движущийся по соседней полосе, снизил скорость или затормозил перед перекрестком, не оборудованным светофором или регулировщиком, другие водители также будут вынуждены остановиться или снизить скорость.

Ранее пара. 11(4) Правил дорожного движения запрещает обгон на пешеходном переходе только в том случае, если на переходе находились люди. Изменения полностью исключили возможность совершения такого маневра на «зебре», даже если на ней никого нет. Невыполнение этого требования может привести к штрафу для пешехода.

Должен ли водитель пропускать пешехода вне пешеходного перехода

Конечно нет, не должен, а обязан. Давить же его не будете, т.к. еще и посадят, а кого признают виновным и с кого взыскивать издержки определит суд, на основании доказательств, на которые нужно потратить уйму времени.

Поэтому, всегда пропускайте и анализируйте обстановку на дороге и поведение пешехода.

Я лично сам, когда стою на пешеходном, то отворачиваюсь от водителя, чтобы он не надумал меня пропустить, потому что он остановится и остановит поток. Мне лично не сложно пропустить водителей, постоять минутку и пойти спокойно, ведь я сам водитель.

Сколько было таких случаев, когда пешеход даже не смотрит по сторонам, а как шел, так и пошел. А сколько раз я сам лично наблюдал картину, что едет одна машина на дороге и нет никого больше, но нет, надо пешеходу выпереться и заставить машину остановиться. А если тормоза отказали или водитель отвлекся.

Нет, я не говорю, что водитель главнее, я про то, что должно быть взаимное уважение. Больше всего меня раздражают старики и неважно бабка это ли дедка. Они могут и на красный пойти, даже не смотря по сторонам. Что ими движет? Непонятно. Может, что жизнь уже прожили? Мне этого не понять. Должен же быть инстинкт самосохранения.

Читайте также:  Когда и как удерживать алименты относительно НДФЛ

Где пешеход может перейти дорогу?

С развитием автотранспорта происходила эволюция дорог, и получилось так, что их большая часть была отдана средствам передвижения. Почти сразу возникли проблемы: нужны были места, где любители пеших прогулок могли бы пересекать улицы без риска для жизни и здоровья. Первыми «ласточками» были наземные переходы. Одно время для их обозначения не нашли ничего лучше установки металлических кружков прямо под ногами, после появилась дорожная разметка типа «зебра».

Такой способ пересечения улицы используется чаще, чем другие разновидности (надземные и подземные переходы), потому что дешевле и выгоднее: не надо задействовать специальную землеройную или мостостроительную технику, разоряться на зарплаты подсобным рабочим и проектировщикам. Виадуки или тоннели строят, когда проезд согласно ПДД после установки светофоров и нанесения разметки через пешеходный переход может создать проблемы при движении по скоростным автотрассам.

Правила проезда зебры на перекрестках

Они регламентируются пунктом 13.1 ПДД. Согласно Правилам, водитель во всех случаях обязан уступить дорогу пешеходам при повороте налево или направо. Кроме того, в этом случае преимущество имеют и велосипедисты.

Данное правило действует в отношении как регулируемых, так и нерегулируемых перекрестков (в том числе с круговым движением). Если пешеходный переход оснащен светофором, водителям необходимо знать о том, что зеленый сигнал (одного направления, это важно!) чаще всего разрешает продолжать движение и прохожим, и транспортным средствам. При повороте автомобиля направо или налево ситуация складывается таким образом, что траектории обоих участников пересекаются. В этом случае водитель обязан уступить дорогу прохожим.

При необходимости продолжения движения в прямом направлении не нужно ехать сразу после включения зеленого сигнала светофора. Управляющий транспортным средством человек первоначально должен убедиться в том, что пешеходы завершили переход. Если они не успели пересечь проезжую часть до того, как произошла смена сигналов светофора (с зеленого на красный), водитель должен дать им такую возможность. При этом подавать звуковые сигналы, стимулируя пешеходов увеличить скорость, категорически запрещено.

Прохожим также не нужно начинать стремительно перебегать дорогу в ту же секунду, как загорелся зеленый цвет. Подобным действием пешеходы буквально вынуждают водителей совершать остановку транспортного средства на зебре. А это уже нарушение, которое влечет за собой денежный штраф. Пешеходам необходимо предоставить возможность автомобилям закончить проезд перекрестка.

В каких случаях можно не пропускать пешеходов на зебре

Существуют обстоятельства, в которых водитель вправе не останавливать транспортное средство перед соответствующим переходом. К ним относится:

  • Наличие рядом с «зеброй» светофора, на котором горит разрешающий сигнал для автолюбителей. Это означает, что для пешеходов включен красный свет. Это обязывает граждан не выходить на проезжую часть, чтобы ее перейти.
  • Высокий риск столкновения с машиной, которая едет сзади, из-за резкого торможения. В этом случае водитель обязан нажать на звуковой сигнал, чтобы сообщить впереди идущему человеку об опасности.

Наказание для пешехода

Что касается пешехода, то за нарушения правил ПДД он должен будет заплатить штраф 1 000 рублей согласно ст. 12.30 КоАП:

«1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, …, повлекшее создание помех в движении транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей».

Также согласно ст. 1064 ГК РФ пешеход вроде как обязан возместить ущерб водителю, если возникли повреждения автомобиля:

«Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред».

Но на практике это происходит крайне редко и суд редко обязывает пешехода выплачивать компенсацию водителю.

В новых правилах даются более точные определения пешеходного перехода, велосипедистам вводится запрет на езду по нему, запрещается обгонять по пешеходному переходу.

Рассмотрим поподробнее каждое изменение:

  • Отныне пешеходом является не только тот, кто находится на «зебре», но и тот, кто переходит дорогу на трассе вне специальной разметки.
  • Ранее водители не имели права обгонять на пешеходном переходе, если на нем находятся люди (пункт 14.1). Теперь же на обгон стоит жесткий запрет, и неважно, переходит человек дорогу в это время или нет.
  • По новым правилам водитель в любой ситуации обязан пропустить пешехода, даже если он одной ногой стоит на переходе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *