- Трудовое право

Автовладельцам на заметку: изменения по ОСАГО в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автовладельцам на заметку: изменения по ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.

Почему нужны изменения

По словам председателя комитета автострахования Союза страховщиков Санкт-Петерубрга и Северо-Запада Александра Баклушина, в России давно существует проблема низких выплат по полису ОСАГО.

— Например, если человек погибнет в самолете, выплаты составят несколько миллионов рублей, а если в автомобильной аварии — выплата будет равна 500 тысячам рублей. Конечно, заметен характерный перекос, — обратил внимание Баклушин.

Он обратил внимание на то, что система выплат по жизни и здоровью однажды уже изменялась. Тогда изменения были позитивными, потому что конкретные телесные повреждения привязали к процентам страховых выплат (в зависимости от того, какую часть тела повредил человек — прим. «ВМ»).

— Я считаю, что главное изменение, которое надо реализовать в ОСАГО, — это лимит выплат по жизни и здоровью, который необходимо поднять до двух миллионов, — сказал эксперт.

В свою очередь, автоюрист Лев Воропаев заметил, что страхование ОСАГО в большинстве своем не относится к здоровью, а касается возмещения вреда, причиненного имуществу:

— Закон предусматривал возмещение последствий в натуральной форме, то есть путем ремонта авто. Но эта система работает неэффективно.

Страховые компании понимают, что для них экономически выгоднее выплатить денежные средства, а не отправить машину на ремонт. Поэтому более 80 процентов компаний склоняют клиентов к получению денежного возмещения, а не к ремонту.

— Эти выплаты производятся с учетом износа автомобиля, а для страховых компаний это гораздо выгоднее, чем произвести ремонт, — пояснил Воропаев.

Он обратил внимание, что за 2022 год уже несколько раз поднимались тарифы по ОСАГО (покупка самого страхового документа — прим «ВМ»), а сами страховые выплаты не повышались:

— В принципе, я считаю, что можно поднять планку выплат по здоровью до двух миллионов рублей, но тогда и стоимость самого ОСАГО увеличится в разы.

Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.

Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).

В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.

Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.

Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:

  • получение и пересылку документов;
  • предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.

Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.

Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.

Штраф за нарушение тишины готовятся поднять с 500 руб. до 5 тыс. и более руб.

В Госдуму уже внесен законопроект об увеличении штрафов для автомобилистов, которые нарушают тишину своими шумными машинами, мотоциклами и другими видами транспорта. Документ разработали в Мосгордуме, но именно с прицелом на его принятие на федеральном уровне.

Читайте также:  Как проходит электронная регистрация права

Сейчас санкция за нарушение тишины составляет 500 руб., и авторы законопроекта уверены, что ее недостаточно. Как указали разработчики, недобросовестные водители нередко используют неисправные или специально модифицированные системы выпуска отработанных газов двигателей либо умышленно на большой громкости воспроизводят музыку, что приводит к нарушению тишины и покоя окружающих как в местах общего пользования, так и в жилищах граждан, мешает комфортному сну и отдыху и может причинять прямой вред здоровью людей.

В связи с этим законопроектом предлагается прямо наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать административную ответственность за такие нарушения. Документ предполагает возможность регионам самим устанавливать размер штрафа в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя: при этом для граждан размер штрафа может превышать 5 тыс. руб.

Утильсбор для спецтехники с 1 января 2023

Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление об индексации утилизационного сбора для спецтехники с 1 января 2023 года (Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 № 2132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).

Проект постановления был разработан Минпромторгом России с целью выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции.

Как пояснили в ведомстве, в результате нарушения сложившихся логистических цепочек, а также роста курса рубля отмечается значительный рост импорта некоторых категорий автомобильной, специализированной самоходной и прицепной техники. В обозначенных условиях стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей.

Индексация предполагается в отношении:

  • автосамосвалов;
  • прицепной и полуприцепной техники;
  • отдельных категорий грузовых автомобилей;
  • грейдеров;
  • бульдозеров;
  • катков;
  • погрузчиков;
  • карьерных самосвалов.

Речь идёт о категориях транспорта, производство которых освоено на территории Российской Федерации, а производственные мощности позволяют удовлетворить внутренний спрос.

Техника, производство которой в России не освоено (дорожные фрезы, ресайклеры, бетоноукладчики, самоходные скоростные комплексы по укладке асфальтобетонных дорог), утилизационным сбором не облагается.

Также постановлением не предусмотрена индексация в отношении тех категорий техники, где возможности российских производителей пока не позволяют полностью удовлетворить спрос на внутреннем рынке (экскаваторы, некоторые категории погрузчиков, бульдозеров и карьерных самосвалов).

Новые коэффициенты стажа, влияющие на стоимость полиса

В 2023 году повысят стоимость ОСАГО в основном благодаря увеличению базового тарифа, представляющего собой «вилку» от начальной ставки до конечной. В новом периоде этот разбег увеличивается, и страховая организация имеет больший выбор по установлению стоимости полиса ОСАГО. Как правило, на практике страховые компании устанавливают максимальную стоимость базового тарифа.

Таблица начальных и конечных ставок базовых тарифов в зависимости от категории владельца транспортного средства в 2023 году:

Категория вождения Новый тариф 2019 года
Категория A и M (мотоциклы, скутеры, мопеды и другие) 694-1407 рублей
Категория B и BE (легковые автомобили) физлиц 2746-4942 рублей
Категория B и BE (легковые) юрлиц 2058-2911 рублей
Категория B и BE (легковые) в такси 4110-7399 рублей
Категория C и CE (грузовые) массой до 16 тонн 2807-5053 рублей
Категория C и CE (грузовые) массой более 16 тонн 4227-7609 рублей
Категория D и DE (автобусы) до 16 мест 2246-4044 рублей
Категория D и DE (автобусы) более 16 мест 2807-5053 рублей
Категория D и DE (автобусы) для маршрутных перевозок 4110-7399 рублей

Информирование страховой о получении номеров

Рассмотрим обновленный пункт 1.3 Правил страхования:

1.3. После государственной регистрации транспортного средства и получения государственного регистрационного знака страхователь обязан сообщить номер государственного регистрационного знака в течение трех рабочих дней страховщику, который на основании полученных данных делает соответствующую запись в бланк страхового полиса обязательного страхования, а также вносит соответствующие сведения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — автоматизированная информационная система обязательного страхования).

1.3. Страхователь обязан сообщить страховщику номер государственного регистрационного знака в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем государственной регистрации транспортного средства и получения государственного регистрационного знака, за исключением случая получения в указанный срок страхователем от страховщика информации о том, что сведения о номере государственного регистрационного знака получены страховщиком самостоятельно из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2021, N 50, ст. 8416) (далее — автоматизированная информационная система обязательного страхования). Страховщик на основании полученных от страхователя сведений о номере государственного регистрационного знака вносит соответствующую запись в бланк страхового полиса обязательного страхования, а также вносит соответствующие сведения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (за исключением случая получения страховщиком сведений о номере государственного регистрационного знака из автоматизированной информационной системы обязательного страхования). Страхователь, получивший от страховщика информацию о том, что сведения о номере государственного регистрационного знака получены страховщиком самостоятельно, вправе обратиться к страховщику для внесения соответствующей записи в бланк страхового полиса обязательного страхования.

Читайте также:  Единое пособие с 1 января 2023 года в Санкт-Петербурге

Итак, в данном пункте речь идет о ситуации, когда страховка ОСАГО куплена до момента регистрации автомобиля в ГИБДД.

Например, речь идет о покупке нового автомобиля без номеров.

При этом собственник автомобиля сначала покупает ОСАГО, в котором не указан номер автомобиля, а лишь затем обращается в ГИБДД для получения номеров.

До 1 октября 2022 года в описанной ситуации автовладелец должен был самостоятельно обратиться в страховую компанию в течение 3-х дней. Страховая при этом обновляла информацию в базе данных (вносила туда номер) и обновляла бланк полиса.

С 1 октября порядок взаимодействия будет иным. Автовладелец все также должен проинформировать страховую компанию о получении номеров. За исключением одного случая. Если в течение этих 3-х дней страховая проинформировала автовладельца, что она самостоятельно получила информацию о выданном номере, то обращение в страховую не является обязательным. При этом водитель все равно может сходить в страховую, чтобы новый номер автомобиля внесли в его полис.

В рассмотренном выше пункте 1.3 не указано, как именно страховые будут сообщать автовладельцам о том, что информация о новом номере получена. Можно предположить, что это будет происходить в автоматическом режиме (через СМС рассылку или через личные кабинеты на сайтах страховых компаний).

В общем, нововведение полезное и оно позволит сэкономить время на лишнем обращении в страховую компанию. Остается надеяться, что страховые компании начнут внедрять его в самое ближайшее время.

На текущий же момент ситуация выглядит так. Если Вы купили ОСАГО до момента регистрации в ГИБДД, то в течение 3-х дней после регистрации нужно обратиться в страховую для обновления полиса. При этом не имеет смысла идти в страховую в первый же день, лучше подождать подольше. В том случае, если страховая в течение 3-х дней получит информацию о номере, то она уведомит Вас об этом. И идти в страховую вообще не придется.

Отмена обязанности информировать страховую о ДТП

После заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии на бумажном носителе, составления электронного извещения водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств ставят в известность страхователей о дорожно-транспортном происшествии и заполнении (составлении) извещения о дорожно-транспортном происшествии любым доступным способом не позднее пяти рабочих дней.

Указанный выше абзац исключается из пункта 3.8 Правил страхования. И на первый взгляд кажется, что с 1 октября 2022 года не нужно будет сообщать в страховую о заполнении европротокола (в бумажном или электронном виде). Однако это не совсем так.

Если извещение заполняется в бумажном виде, то водитель обязан передать свой экземпляр в страховую в течение тех же самых 5 рабочих дней.

Если же документ оформляется в электронном виде, то он передается в страховую автоматически сразу же после оформления.

Так что получается, что из пункта 3.8 просто исключили абзац, который потерял актуальность.

Плюсы покупки электронного полиса автострахования

Преимущества электронной страховки:

  • Возможность удаленного оформления;
  • Отсутствие риска потерять документ. Полис всегда доступен в личном кабинете на сайте автостраховщика;
  • Отсутствие риска стать жертвой мошенничества. Сотрудник офиса может оформить и передать вам бумажный полис в руки, но при этом не внести его в единый реестр. А если полиса нет в общей базе, значит, он недействителен. Такие махинации проворачивают, чтобы повторно продать полис уже другому клиенту;
  • Удобное хранение. Обычный полис можно быстро помять, испачкать, так как придется всегда возить его с собой. Электронный можно даже не распечатывать. Сотрудникам ДПС можно показывать электронный файл с телефона или другого устройства.

Коэффициенты страховых тарифов

1. Коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства (КТ)

Территория преимущественного использования ТС Коэффициент для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей
Москва 1,8 1,16
Московская область 1,56 1
Санкт-Петербург 1,64 1
Ленинградская область 1,24 0,84
Екатеринбург 1,64 1
Уфа 1,64 1
Якутск 1,16 0,76
Краснодар, Новороссийск 1,64 1
Пермь 1,8 1,16
Владимир 1,48 1

Какие изменения стоимости ОСАГО 2019–2020 года

Изменения, затронувшие ОСАГО-2019, существенны. Автолюбителей ждет поэтапная федеральная реформа, цель которой сделать страховые полисы доступными и по справедливой цене. Рассмотрим самые свежие новости ОСАГО на сегодня, 2019-2020 год:

  1. Для тех водителей, которые не совершали нарушений, Центробанк предложил нарастить верхний и минимальный предел тарифов дополнительно по 20% сверху и снизу. Предположительно тарифы будут варьироваться от 2746 до 4942 рублей. Такой подход позволит страховщикам устанавливать справедливые тарифы для добропорядочных автовладельцев.
  2. Введение иного метода по установлению коэффициента бонус-малус (КБМ), предоставляющего скидку тем водителям, которые не совершали аварий и нарушений на дороге. Этот аспект изменения в ОСАГО заключается в присвоении гражданину КМБ только один раз в году независимо от количества полисов. Подобная модификация связана с неоднократными жалобами страховых сообществ по поводу незаконного присвоения автолюбителями этого вида коэффициента.
  3. В планах изменить возрастной и по стажу вождения коэффициент. Возрастные значения расширят до 50 вместо 5. Это поможет повлиять на нынешнюю оценку стоимости полиса для безаварийных водителей и нарушителей движения. Процент аварийности у молодых людей с 19 до 20 лет составляет 8%. К 30 годам процент совершения аварий снижается до 4%, а до 70 лет равняется 2%. После 70 лет частота аварий постепенно повышается до 4%.
  4. Второй этап реформы ОСАГО-2019 предполагает серьезные изменения на законодательном уровне, парламентарии планируют серьезное изменение закона об ОСАГО. Намечено отказаться от использования в расчетах коэффициента по показателю мощности двигателя и территориальной принадлежности (адресу прописки). Благодаря расширенному коридору тарифов страховые компании получат шанс рассчитать персональную ставку с учетом факторов риска для каждого водителя.
Читайте также:  Социальные льготы и привилегии ветеранам боевых действий

Изменения по электронным полисам

Сентябрьским письмом ЦБ РФ за №4723 внесены поправки и преобразования в процедуру электронного документооборота.На основании указа вносятся изменения в ОСАГО в плане интернет-обработки и регистрации заявок граждан по автострахованию:

  • изменен способ оформления электронной подписи. Разрешено писать слова только латиницей, использовать арабские цифры до десяти символов. Нововведение связано с многочисленными жалобами автовладельцев, когда у них не получалось зарегистрироваться онлайн из-за совпадения в написании букв латинского и русского алфавитов;
  • на одну учетную запись пользователя регистрируется один телефонный номер или электронная почта;
  • изменилась процедура выдачи страховки. Автополис становится действительным не сразу после регистрации, а через три дня. Введение временного интервала связано с нередкими случаями мошенничества со стороны несознательных автовладельцев. Попав в аварию и не имея автополиса, граждане ухитрялись быстро его оформить и подать на компенсацию за аварию;
  • в целях защиты граждан от мошенников установлены новые правила в отношении отсканированных копий документов. После внесения поправок время их предоставления ограничено тремя часами;
  • в ОСАГО изменения 2018 года коснулись формы полиса с использованием QR-кода, который дает полную информацию через сайт РСА или мобильное приложение на телефоне.

Новые тарифы по ОСАГО с учётом количества водителей

По этому показателю используется всего два коэффициента:

«1» — применяется для фиксированного количества водителей, которые вписаны в полис.
«1.87» — используется для полисов, которые распространяются на неограниченное количество лиц, допущенных к управлению определённым транспортным средством.

Первый вариант позволяет вписать не больше пяти водителей. Во втором случае количество управляющих транспортным средством не лимитировано. Важное требование – у всех их должно быть удостоверение водителя соответствующей категории.

В прошлом при использовании неограниченного полиса применялся множитель 1.8. Центробанк РФ повысил значение до 1.87. При вписывании в полис большого количества водителей выгоднее как раз использовать данный вариант. Для организаций неограниченная страховка, как и раньше, оформляется с коэффициентом 1.8.

Обратите внимание! Такие факторы, как срок страхования, региональный коэффициент и мощность – остались прежними. Коэффициенты ОСАГО в 2023 году по ним не изменились.

Ответственность перед другими

С каждым годом в России становится всё больше «безаварийных» водителей. Согласно данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), 4 млн автовладельцев, заключивших договор ОСАГО в 3 квартале этого года, воспользовались максимальной скидкой по страховке за аккуратное передвижение на транспортных средствах. Скидки разных размеров получили в общей сложности 96,4% автовладельцев.

Для сравнения: в прошлом году самую низкую стоимость за ОСАГО заплатили 3,8 млн человек, а количество людей, которые сэкономили на страховке по КБМ, было на 4,4% меньше.

«Это значит, что безаварийные автовладельцы, которых в стране большинство, за свою аккуратную езду получают скидки на ОСАГО, — поясняет президент РСА Евгений Уфимцев. — По сравнению с аналогичным периодом прошлого года безаварийных водителей стало больше, а аварийных — меньше. Статистика показывает, что индивидуализация тарифов ОСАГО способствует тому, что водители меняют своё поведение на дорогах: они стали допускать меньше аварий. Это понятно, потому что есть экономический стимул быть аккуратными и внимательными».

Зависимость от запчастей

Средняя выплата по ОСАГО также регулярно увеличивается. По итогам 9 месяцев 2022 года она составила 74 тыс. руб. Это на 7% больше показателей прошлого года. При этом в РСА обращают внимание, что динамика средней выплаты по страховке зависит от роста цен на автозапчасти.

Рост стоимости запчастей, по словам Евгения Уфимцева, отражается в справочниках запчастей, которые регулярно обновляются. Соответственно, растут и выплаты по ОСАГО. При этом средняя стоимость ОСАГО за 9 месяцев этого года выросла всего на несколько сотен рублей и составила 6 472 руб.

Отметим, что в этом году средняя стоимость запчастей на некоторые марки автомобилей превысила планку в 50%. Автоэксперты ожидают, что они станут дешевле после того, как наладится параллельный импорт запчастей ряда иностранных производителей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *