- Трудовое право

Лицензирование перевозок

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирование перевозок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.

По вопросам приема заявлений для получения лицензий и их готовности обращаться:

г. Брест ул.л-та Рябцева, 45 8 (0162) 29-72-82 пн-пт 8.30-17.00
обед 13.00-13.30
г. Витебск ул.Правды, 44 А 8 (0212) 68-12-08 пн-пт 8.00-17.00
обед 13.00-14.00
г. Гомель ул.Интернациоальная, 10 А 8 (0232) 21-30-03 пн-пт 8.00-17.00
обед 13.00-14.00
г. Могилев ул. Гомельское шоссе,1 8(0222)-42-88-34 пн-пт 8.00-17.00
обед 13.00-14.00
г. Гродно ул. Суворова,256 8 (0152) 60-89-54 пн-пт 8.30-17.00
обед 13.00-13.30
г. Минск пр-т Партизанский, 6 8 (017) 374-84-18 пн-пт 8.30-17.00
обед 13.00-13.30

Лицензирование деятельности в области автомобильного транспорта

Согласно Главе 12 Закона о лицензировании РБ деятельность в области автомобильного транспорта подлежит лицензированию, которое осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, обязаны получить лицензию для осуществления следующих услуг:

  • городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров;
  • междугородные автомобильные перевозки пассажиров;
  • международные автомобильные перевозки пассажиров;
  • международные автомобильные перевозки грузов.

Не подлежат лицензированию:

  • внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров для собственных нужд;
  • внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров и багажа в нерегулярном сообщении;
  • международных автомобильных перевозок грузов с использованием автомобиля, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 тонны;
  • международных автомобильных перевозок пассажиров для собственных нужд с использованием легкового автомобиля;
  • движения порожнего транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования от его изготовителя (продавца) к покупателю.

Перечень документов для оформления лицензии

  • правильно оформленное заявление;
  • копии учредительных документов от юридического лица, а также свидетельство, подтверждающее государственную регистрацию.
  • Документ, удостоверяющий факт уплаты государственной пошлины.
  • Копия приказа, который подтверждает назначение ответственного лица за организацию и осуществление грузоперевозок. Стоит отметить, что этот документ не нужно предоставлять в случае, если вы индивидуальный предприниматель.
  • Копии, которые подтверждают необходимый уровень профессиональной подготовки лица, являющегося ответственным за организацию и осуществление транспортных перевозок, либо требований, установленных законами.
  • Перечень автомобилей, которые заявляются для осуществления деятельности (лицензированной). Здесь необходимо указывать категории, марки, а также регистрационные знаки.

Порядок в сфере пассажирских перевозок – это в первую очередь безопасность пассажиров. А дальше это понятное налогообложение, когда деньги от оказания таких услуг идут в бюджет. А сейчас как? Крупнейший частный оператор зарегистрирован где-то за рубежом, работает через приложение по безналу и зарабатывает огромные, как я полагаю, деньги. И сколько он перевозок совершил, и сколько он за это получил, и сколько налогов должен был заплатить, знает только он сам. Такого быть не должно.

Читайте также:  Доплата к пенсии в Москве в 2022 — 2023 году.

Шаги в наведении порядка уже сделаны и отражены в проекте указа. Но на то он и проект, чтобы его дорабатывать и осмысливать, чтобы в итоге получить простой и понятный всем без исключения документ, который исключит «серые схемы» в сфере такси. Время на это еще есть.

Нарушения требований лицензии в сфере автотранспорта

Стоит помнить, что грубым нарушением лицензионных требований являются:

  • в течение 12 месяцев водитель совершил как минимум две перевозки пассажиров, при этом он не прошёл предрейсовый медицинский осмотр;
  • повторное за 12 месяцев привлечение к перевозке пассажиров водителя, который не соответствует по уровню требованиям законодательства;
  • перевозка неисправным транспортным средством или повторное за последние 12 месяцев выпуск транспортного средства, у которого нет оформленного путевого листа либо иных документов;
  • использование автомобиля, который не прошёл государственный технический осмотр или был переоборудован не в соответствии с требованиями законодательства;
  • выполнение перевозки без заключения необходимого на то договора, если это предусмотрено законодательством;
  • выполнение регулярных перевозок пассажиров без заключения договора об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении, опять же, если это предусмотрено законодательством;
  • повторная за 12 месяцев перевозка пассажиров без оформленного заказа-наряда на фрахтование транспортного средства;
  • повторное за 12 месяцев использование транспортного средства без оформленного путевого листа.

Сроки проведения новых операций с автобусами

16. Сведения о конкретной лицензии предоставляются в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии, оформленного в соответствии с приложением N 6 (для юридических лиц) или приложением N 7 (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей) к настоящему Регламенту.

16. Сведения о конкретной лицензии предоставляются в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.

17. Решение о включении в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемой деятельности автобусах, в том числе дополнительных, или об исключении сведений об автобусах лицензиата принимается в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.

18. Решение об изменении сведений об автобусах, указанных в реестре лицензий, принимается в срок, не превышающий 1 рабочий день со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.

Срок получения сведений о существующей лицензии уменьшен с пяти до трех рабочих дней.

Что касается новых операций, то для них сроки проведения следующие:

  • 3 рабочих дня — добавление автобусов в реестр;
  • 3 рабочих дня — удаление автобусов из реестра;
  • 1 рабочий день — обновление информации об автобусе.

Как работает лицензия на автобус для водителей?

Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:

  • Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
  • Следить за безопасностью дорожного движения.
  • Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
  • Вести путевые листы.
  • Использовать все необходимые приборы и оборудование.
  • Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
  • Осуществлять инструктаж работников транспорта.
  • Организовывать стажировки.
  • Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.

Лицензирование железнодорожных перевозок

Лицензированием железнодорожных перевозок занимается структурное подразделение Ространснадзора — Госжелдорнадзор.

Он выдает разрешение:

  • на перевозки пассажиров в пригородном и дальнем сообщении;
  • перевозки опасных грузов.

При этом для дальнего следования пассажирские перевозки лицензируются по видам поездов: пассажирским, скоростным и скорым.

Читайте также:  Какой штраф за езду без прав в 2023 году

Лицензионные требования перечислены в п. 4 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221. Это:

  1. Соблюдение правил перевозок пассажиров, установленных рядом нормативных актов.
  2. Наличие собственного или арендованного ж/д подвижного состава и оборудования.
  3. Создание в структуре организации-заявителя отдела по ликвидации ЧС или заключение соответствующего договора со сторонней организацией.
  4. Обязательное присутствие в штате организатора перевозок пассажиров, соблюдающего квалификационные требования, ответственного за безопасность движения и эксплуатацию поезда лица, машинистов.

Перечень требований к автобусу, к перевозчику

Лицензирование автобусных перевозок предусматривает некоторые требования к транспорту, водителям и компании-перевозчику.

Водитель должен обладать:

  • категорией «Д»;
  • российским водительским удостоверением;
  • общим водительским стажем от 3х лет с обязательным подтверждением в трудовой книжке.

Компания должна иметь:

  • медицинского работника с соответствующим образованием. Как альтернатива, действующий договор с медучреждением, которое будет осуществлять дорейсовые медицинские осмотры водителей;
  • штатные технически исправные машины с действующими талонами техосмотра;
  • боксы, в которых будет осуществляться технический осмотр и ремонт ТС. Как альтернатива, действующий договор на стороннее обслуживание.

Транспорт должен быть снабжен:

  • лицензионной карточкой;
  • страховым полисом ОСАГО;
  • обязательным страхованием для пассажиров;
  • установленной системой ГЛОНАСС, ГЛОНАСС GPS.

Порядок получения лицензии

  1. Уполномоченным государственным органом по выдаче лицензии является Федеральный орган по надзору в сфере транспорта. Для выдачи разрешения необходимо обратиться в управление данной службы по субъекту федерации со следующими документами:
  2. Заявление с указанием требования о выдаче нужной лицензии
  3. Учредительные документы организации. Если Вы индивидуальный предприниматель, то это свидетельство о гос. регистрации и свидетельство с ИНН, выписка из ЕГРИП. В случае, если получателем лицензии выступает юридическое лицо, то дополнительно необходимо приставить решение о его создании, о назначении директора и устав.
  4. Документы на сотрудников. Применительно к данному виду лицензирования перевозок необходимо подготовить документы на водителей, в частности, это справка с мед. комиссии, водительское удостоверение с соответствующей категорией, трудовая книжка.
  5. Документы на транспорт. К ним относятся: полис ОСАГО, ПТС, талон технического обслуживания, свидетельство о гос. регистрации транспортного средства.
  6. В случае аренды транспорта, необходимо предоставить копию договора аренды.
  7. Документы о наличии автотранспортной стоянки. Бывают двух видов: свидетельство о гос. регистрации права собственности либо договор аренды.
  8. Документы о наличии сотрудников, осуществляющих предрейсовый осмотр водителей и контроль надлежащего состояния транспорта. В данном случае так же необходимо подтвердить квалификацию данных сотрудников и их право заниматься подобной деятельностью (медицинская лицензия).
  9. В случае заключения договора на обслуживание со сторонней организацией, необходимо предоставить такой договор с приложением к нему лицензии компании.
  10. Платёжное поручение об уплате государственной пошлины. За лицензирование перевозок необходимо уплатить 6 000 рублей.

А зачем нужна вообще лицензия, разве нельзя и без нее?

Конечно, многие соискатели неоднократно задумывались над этим вопросом, и им хотелось бы перешагнуть эту ступень, но нельзя, а почему, попробуем объяснить.

Лицензия — документ, который подтверждает, что физическое и юридическое лицо имеют полное право и профессионализм на перевозку пассажиров, что отвечает требованиям, указанным в нормативно правовых актах РФ.

При наличии лицензии, подтверждается:

  1. Перевозчик может обеспечить полную безопасность пассажиров, и никто из них может не переживать за свою сохранность и безопасность.
  2. Услуга по перевозке пассажиров соответствует закону РФ.
  3. Водитель имеет необходимый стаж и положительный опыт в данной сфере.

Указанный документ выдается в обязательном порядке только на внутреннюю перевозку пассажиров, если их количество не превышает восемь человек.

Читайте также:  Может ли внук быть наследником, если его отец (сын наследодателя) умер?

И напоследок хочется сообщить, что требования в данной деятельности ещё предъявляются к сотрудникам, и они должны соответствовать им:

  1. Водитель должен работать по трудовому договору, или договору подряда, должен иметь водительские права и стаж вождения.
  2. Технический и инженерный персонал должен иметь требуемые пропуски.
  3. Регулярно должны проходить медицинскую комиссию.

Что проверяет лицензирующий орган?

После получения пакета документов лицензирующий орган проверяет правильность их заполнения, полноту и достоверность сведений о соискателе, а также возможность выполнения им лицензионных требований и условий. Последний проверочный этап проводится лицензирующим органом в рамках Закона о защите прав .

Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии Федеральная служба по надзору в сфере транспорта принимает в течение 45 дней (п. 2 ст. 9 Закона о лицензировании). К сожалению, более короткий срок принятия решения о выдаче лицензии отраслевым Положением не установлен.

После проведения проверки полноты и достоверности сведений о соискателе Федеральная служба по надзору одновременно с лицензией выдает выписку из этого документа — лицензионную карточку. В ней указываются номер, дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и госзнак ТС.

В случае изменения парка ТС организация или предприниматель должны представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных лицензионных карточек на поступившие ТС. Они должны быть выданы в течение 10 дней. Лицензионные карточки по ТС, которые заменены и не используются для перевозок, должны быть возвращены. Это следует сделать также в случае приостановления действия лицензии или ее аннулирования.

В отличие от старых правил лицензирования в новых не уделено внимания ни плановым, ни внеплановым проверкам организации на соблюдение лицензионных требований. Но это не означает, что перевозки пассажиров не подлежат лицензионному контролю. Порядок его проведения регламентирован отдельными Методическими рекомендациями .

Транспортные организации, имеющие ТС вместимостью более 8 пассажиров, без лицензии не вправе осуществлять перевозки, поэтому затраты на ее получение являются необходимыми в списке текущих расходов. Они являются расходами по обычным видам деятельности, так как связаны с оказанием транспортных услуг (п. 5 ПБУ 10/99 ). При этом следует отметить, что расходы, связанные с получением лицензии, обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, а связь между ними можно определить только косвенную. Поэтому их следует отражать в учете и отчетности в равномерном порядке, распределяя между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99).

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

К такому выводу также можно прийти, если обратиться к п. 65 Положения по бухгалтерскому учету . В нем сказано, что затраты, произведенные организацией в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельно как расходы будущих периодов и подлежат списанию в самостоятельно устанавливаемом организацией порядке (равномерно, пропорционально оказанным услугам и др.). Выбранный метод списания этих расходов организации следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *