- Трудовое право

Финансовый аспект реорганизации бюджетных учреждений

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансовый аспект реорганизации бюджетных учреждений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правила включения реквизитов участников бюджетного процесса в Сводный реестр и внесения в них изменений определены в разд. 3 Порядка ведения Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (утв. Приказом Минфина России от 15.08.2008 N 80н). В нем предусмотрено, что для включения или изменения реквизитов в Сводном реестре участник бюджетного процесса, обладающий соответствующими полномочиями, представляет в Федеральное казначейство Заявку согласно Приложению N 4 к Порядку (код формы по КФД 0531664) (далее — Заявка на включение (изменение)).

Формы реорганизации автономного учреждения

Форма реорганизации

Описание правопреемства

Вид правопреемства

Слияние

При слиянии учреждений права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему учреждению

Универсальное

Присоединение

При присоединении учреждения к другому учреждению к последнему переходят права и обязанности присоединенного учреждения

Разделение

При разделении учреждения его права и обязанности переходят к вновь возникшим учреждениям на основании передаточного акта*

Сингулярное

Выделение

При выделении из состава учреждения одного или нескольких учреждений к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного учреждения на основании передаточного акта

Двумя похожими формами реорганизации являются присоединение и слияние, однако, несмотря на множество общих черт, они имеют и существенные различия.

Поэтому выбор между ними во многом зависит от особенностей и характеристик конкретных предприятий.

Присоединение – это единственная форма реорганизации, в результате которой в ЕГРЮЛ не вносятся сведения о новом предприятии.

Наоборот, одно или несколько юрлиц снимаются с регистрационного учета.

При этом все имущество и долги в результате закрытия ООО через слияние предприятий переходят к правопреемнику, организационно-правовая форма которого не меняется.

Еще одной особенностью присоединения является тот факт, что для его проведения не нужно получать справку об отсутствии задолженностей из ПФР.

Часто же именно отсутствие этого документа является основанием для отказа в реорганизации.

Что касается слияния двух фирм в одну, то в результате этой процедуры ликвидируются все участники, а на их базе возникает новое предприятие, с совершенно другими регистрационными данными.

Оно объединяет все активы предшественников и позволяет начать новую деятельность более эффективно, с большим количеством возможностей.

В целом процедура присоединения является более легкой, чем слияние ООО. Однако при первой форме могут нарушаться права участников, а вторая предоставляет максимально равные возможности всех реорганизуемым предприятиям.

Изначально в каждом из обществ проводится общее собрание учредителей с оформлением протокола с целью:

1 — принятия окончательного решения о проведении реорганизации, в котором необходимо прописать передачу прав поглощающему обществу на:

  • уведомление об инициации объединения ИФНС в трехдневный срок после оформления решения последним участником;
  • публикацию сообщения о происходящем в специальном журнале;

2 — ратификации договора о присоединении, в котором прописываются:

  • ключевые этапы проведения процедуры и их сроки;
  • величина и особенности уставного капитала после объединения;
  • распределение расходов на реорганизацию между участниками;
  • руководитель процесса и прочее.

Как проводится реорганизация в форме слияния

Одной из форм реорганизации компаний, который предполагает объединение капиталов, активов и долгов двух и более фирм в единый бизнес (ст. 52 ГК РФ).

Процесс слияния поэтапно расписан в гражданском законодательстве РФ и предусматривает выполнение ряда мероприятий, которые длятся порядка 2-3 месяцев.

Слияние компаний предполагает формирование нового юридического, которое становится правопреемником компаний, участвующих в процессе слияния.

Новый бизнес принимает все имущественные и неимущественные права, а также все долги и обязанности перед третьими лицами.

В связи с этим последним этапом процесса слияния выступает представление в ИФНС уведомления о слиянии и заявления на регистрацию нового бизнеса.

Процедура слияния может проводится только на уровне коммерческих или некоммерческих организаций, действующих на правах юридических лиц.

Регулирующий конкуренцию на рынке государственный орган должен быть уверен в том, что прецеденты монополизации рынка отсутствуют.

Документарным основанием проведения реорганизации могут выступать решения, принятые учредителями или судебными органами.

При реорганизации государственных учреждений или бюджетных организаций решение принимает Правительство РФ.

Передаточный акт – это документ, на основании которого имущество и обязательства реорганизуемых компаний передаются их правопреемникам (ст.20 ФЗ-208).

Как уже было отмечено выше – законным основанием осуществления слияния компаний выступает гражданское законодательство.

Основанием для осуществления реорганизации выступает пакет бумаг, который представляется в ИФНС от всех участников процесса слияния.

Читайте также:  Как Получить Ветерана Труда В 2022 Году В Чувашии

Указанные выше документы представляет в ИФНС лично уполномоченный представитель компании, созданной в ходе реорганизации.

Кроме того, их можно отправить в налоговую службу заказным письмом с приложением к нему описи, составленной в почтовом отделении.

При наличии вышеперечисленных, «осложняющих» процедуру реорганизации условий может потребоваться порядка 5-6 месяцев для ее полного завершения.

Кроме того, в документе важно указать порядок передачи активов, обязательств, прав и обязанностей к вновь создаваемой организации

После того как реализованы все перечисленные выше шаги начинается заключительный этап процесса объединения компаний.

Процедура слияния компаний – юридически сложный процесс, который может предполагать внештатные ситуации.

Образовательные учреждения также выступают структурами, финансируемыми из бюджета, а значит, решение об их объединении будет принимать Правительство РФ.

По итогам слияния компаний, которое может ставить своей целью укрупнение бизнеса или избежание ликвидации бизнеса, формируется новое юридическое лицо.

Реорганизация учреждений: правовые основы и бухгалтерский учет

Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (ф. Р12003, код 1111514 по КНД) установлена Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

Состояние расчетов с контрагентами, отраженное в инвентаризационных описях, следует подтвердить актами сверок.

Передача показателей забалансовых счетов производится без применения двойной записи (п. 332 Инструкции № 157н[4]).

Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 177 Инструкции № 174н, п. 206 Инструкции № 183н)

Скорректированы принятые обязательства методом «красное сторно» (п. 167 Инструкции № 174н, п. 196 Инструкции № 183н)

Скорректированы плановые назначения обратной корреспонденцией (п. 171 Инструкции № 174н, п. 203 Инструкции № 183н)

Порядком № 24н установлена процедура закрытия лицевых счетов реорганизуемых учреждений как участников, так и неучастников бюджетного процесса.

Приведем особенности показателей форм отчетности при реорганизации неучастников бюджетного процесса в виде таблицы.

Операции со средствами от приносящей доход деятельности при межведомственной реорганизации

В соответствии с п. 2.14.2.2 Порядка открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами (утв. Приказом Казначейства России от 07.10.2008 N 7н) для оформления на лицевом счете получателя бюджетных средств раздела для учета операций по приносящей доход деятельности в ОФК предоставляется Разрешение.

Обратите внимание, что при проведении межведомственной реорганизации получателя средств федерального бюджета Федеральное казначейство разрешило оформить на вновь открытом получателю лицевом счете раздел по учету операций по приносящей доход деятельности в соответствии с представленной им в ОФК копией Разрешения, оформленного в соответствии с Генеральным разрешением главного распорядителя средств федерального бюджета по прежней ведомственной подчиненности получателя (Приказ Минфина России от 21.06.2001 N 46н). Это возможно до оформления главными распорядителями средств федерального бюджета по новой ведомственной подчиненности (далее — главный распорядитель — принимающий) Генерального разрешения в соответствии с Порядком осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности (утв. Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 88н), и доведения в соответствии с ним до переданных в его ведение получателей средств федерального бюджета (далее — получатель) Разрешения.

В соответствии с п. 5.3 Порядка N 88н в случае проведения реорганизации для осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности получатель представляет в ОФК по месту своего обслуживания Смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год (далее — Смета доходов и расходов) и Сведения о сметных назначениях, содержащихся в Смете доходов и расходов (далее — Сведения о смете). При этом показатели Сведений о смете должны быть сформированы с учетом показателей Акта приемки-передачи кассовых выплат и поступлений при реорганизации участников бюджетного процесса (код формы по КФД 0531728), также представленного получателем в соответствующий ОФК.

При этом суммы кассовых выплат, отраженные на лицевом счете получателя бюджетных средств в разделе по учету операций со средствами от приносящей доход деятельности по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета, не могут превышать показатели годовых сметных назначений, указанные в Сведениях о смете по идентичным кодам бюджетной классификации (п. 4.5 Порядка N 88н). Таким образом, на момент передачи произведенных получателем кассовых выплат за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, получателем должны быть представлены в ОФК по месту открытия лицевого счета по новой ведомственной подчиненности получателя заверенная вышестоящим участником бюджетного процесса Смета доходов и расходов, утвержденная в порядке, установленном главным распорядителем — принимающим, и Сведения о смете.

При этом коды бюджетной классификации (с указанием кода главного распорядителя средств федерального бюджета по новой ведомственной подчиненности получателя), отраженные в Сведениях о смете, должны соответствовать источникам образования либо направлениям использования средств от приносящей доход деятельности, указанным в соответствующих записях копии Разрешения, представленной получателем в ОФК.

Большое количество вопросов также касается реализации п. 2.18 Порядка N 88н в части необходимости представления реорганизуемым получателем в ОФК по месту своего обслуживания надлежаще оформленного Дополнения на отзыв Разрешения в течение трех рабочих дней после получения и исключения его из Сводного реестра.

Письмом Казначейства РФ от 11.12.2009 N 42-7.4-05/1.0-711 разъяснено, что в случае открытия на лицевом счете получателя бюджетных средств раздела по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствии с Разрешением на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, оформленным в соответствии с Приказом Минфина России от 21.06.2001 N 46н, при реорганизации (ликвидации) участника бюджетного процесса представление в ОФК Дополнения к Разрешению с указанием в строке «Специальные указания» — «Отзыв Разрешения» не требуется.

Читайте также:  Сорвал джекпот: юристы объяснили, что делать, если выиграл в лотерею

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Отмена реорганизации в форме присоединения

Даже в случае выполнения большинства мероприятий по присоединению юридического лица к новой организации у инициаторов этой процедуры всегда есть возможность отменить дальнейшие действия. Отмена реорганизации в форме присоединения осуществляется теми же структурами, которые принимали решение о реорганизации:

  1. Для обществ с ограниченной ответственностью – общее собрание учредителей или единственный участник.
  2. Для акционерных обществ – общее собрание акционеров.
  3. Для государственных бюджетных учреждений и предприятий – орган исполнительной власти государства или субъекта РФ.
  4. Для муниципальных учреждений или предприятий – органы местной власти.

Решение об отмене реорганизации может быть вынесено в любой момент, вплоть до внесения сведений в ЕГРЮЛ, и подлежит направлению в налоговый орган.

К проведению реорганизации антимонопольного органа предъявляются особые требования. Действующим
законодательством предписывается необходимость получения согласия ФАС.

Особенно это касается случаев, когда сумма всех активов превышает семь миллиардов рублей. Если присоединившиеся организации действуют по лицензии, тогда основная компания должна ее переоформить.

Только после этого она сможет осуществлять работу. Законодательство устанавливает конкретные сроки для решения этого вопроса.

К такой категории относятся:

  • фирмы по страхованию;
  • компании, торгующие алкоголем;
  • предприятия, предоставляющие услуги связи.

Реорганизация в форме присоединения в 2021 году

Согласно статье 57 ГК РФ:

  • Любые формы реорганизации осуществляются по решению учредителей компании или уполномоченных на это соответствующих органов. Допускается одновременное сочетание ее форм, участие двух или более предприятий, даже если они созданы в разных организационно-правовых формах. Преобразование финансовых учреждений определяется законодательными нормами, которые регулируют их деятельность.
  • Законом предусмотрены ситуации, когда для переустройства предприятий в различных формах требуется согласие уполномоченных государственных инстанций.
  • Реорганизация считается осуществленной с момента государственной регистрации, за исключением процедур, выполняемых в форме присоединения. При осуществлении преобразования юр. лица в данной форме оно является реорганизованным с момента внесения записи о его ликвидации в ЕГРЮЛ. Следующая госрегистрация доступна не ранее истечения соответствующего срока, отведенного на обжалование решения о переустройстве.

Присоединение является одной из пяти форм реорганизации. Им признается прекращение деятельности одной и более организаций с передачей прав и обязанностей другому обществу согласно передаточному акту. При его совершении участниками могут выступать только те компании, которые имеют одинаковую организационно-правовую форму.

Стоит отметить, что данное решение должно быть принято общим собранием участников каждой организации. После осуществления реорганизации юридическое лицо, к которому выполнено присоединение, станет правопреемников всех прав и обязанностей других предприятий.

Предварительное согласие на проведение процедуры от антимонопольного органа потребуется при участии коммерческих компаний, которые специализируются на торговле, производстве и предоставлении услуг, если их суммарные балансовые активы превышают двадцать миллионов рублей на последнюю отчетную дату.

В случаях, когда сумма меньше, предпринимателям следует лишь уведомить соответствующие инстанции о принятии решения о преобразовании.

При переустройстве некоммерческих партнерств и ассоциаций, в состав которых входит более двух юридических лиц, также потребуется уведомление антимонопольного органа.

Реорганизация финансовых организаций различных видов совершается только при согласии антимонопольного комитета, если уставной капитал одной из них превысит пять миллионов рублей. Для страховых фирм эта сумма составит десять миллионов рублей, а для кредитных – 160 миллионов.

При реорганизации юридических лиц выполняются действия в следующей последовательности:

  • Выбор предприятий для присоединения.
  • Общее собрание учредителей принимает решение о переустройстве, утверждается его форма, устав организации, договор и передаточный акт.
  • Уведомление государственных регистрирующих органов.
  • Определение места регистрации по месту нахождения.
  • Подготовка непосредственно к процессу преобразования:
    • внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
    • публикация в местном периодическом издании;
    • выполнение инвентаризации;
    • уведомление кредиторов для каждого предприятия, которому это требуется;
    • составление и утверждение передаточного акта;
    • уплата госпошлины.
  • Подача пакета документов в налоговую инспекцию со следующей целью:
    • внесение в реестр записи, свидетельствующей о ликвидации присоединяемых фирм, и сведений о вновь создаваемой организации;
    • получение документов, которые подтверждают наличие записи в ЕГРЮЛ;
    • сообщение регистрирующих органов о ликвидации юридических лиц;
    • получение заверенной копии решения о регистрации ликвидации присоединяемой организации, заявления и выписки с реестра.
Читайте также:  Все об огнетушителе для автомобиля

Реорганизация в форме присоединения 2019: пошаговая инструкция

Иногда реорганизация в форме присоединения – это единственный способ спасти организацию от закрытия. Узнайте, как поэтапно провести эту процедуру, каков порядок, какие документы необходимо подготовить.

Реорганизация – это изменение структуры компании. Есть пять форм (п. 1 ст. 57 ГК). При этом присоединение означает, что речь не идет о создании новой фирмы. У действующей компании изменятся права и обязанности. Особенности разных форм мы показали в таблице 1.

Таблица 1. Какие существуют формы

Форма Особенности Правопреемство (кому переходят права и обязанности)
Выделение Из состава юридического лица выделяется одна или несколько. При этом фирма, из которой выделили новую(ые), продолжает существовать. к каждой новообразованной компании
Разделение Фирма делится на одно или более вновь созданных юридических лиц. Деятельность прежнего юрлица прекращается. к новым предприятиям, которые появились благодаря разделению
Слияние Из двух или более юридических лиц возникает одно вновь созданное. Деятельность реорганизованных организаций прекращается. к образованной за счет слияния фирме
Преобразование Меняется организационно-правовая форма, например, из ООО в АО. остаются неизменными
Присоединение Одно или несколько юридических лиц присоединяются к другой фирме. к той организации, к которой добавляют
Смешанная Это перекомпоновка компании с одновременным сочетанием различных ее форм.

Важно! Нельзя присоединить одну фирму к другой, если у них разные организационные формы. Иными словами, нельзя присоединить общество с ограниченной ответственностью к акционерному, и наоборот.

Реорганизация ООО в форме присоединения инициируется уполномоченным органом компании или отдельной группой его участников, чьи доли в совокупности равны или превышают 1/10 всех активов общества. Началом подготовки реорганизации является уведомление об этом всех заинтересованных лиц. Такая процедура будет различаться в зависимости от структуры, изъявившей такое требование.

Если инициатор – исполнительный орган компании (наблюдательный или совет директоров), соответствующее уведомление оформляется на основании принятого этим органом решения. Если такой гражданин или группа лиц не входит в руководящий состав (ревизор, аудитор или группа учредителей), они направляют письменное требование в исполнительный орган о проведении внеочередного собрания по поводу реорганизации в форме присоединения. Уже на основании полученного требования руководство принимает решение о правомочности поданной заявки, и в случае ее утверждения – составляются и направляются соответствующие уведомления об организации собрания всем участникам ООО.

В процессе присоединения нескольких юридических структур происходит расширение как минимум одной из них. При этом некоторые из них прекращают фактическую деятельность, а их активы и иные материальные ценности подлежат передаче в фонд оставшейся компании. Ликвидируемая организация проводит инвентаризацию активов и обязательств. Непосредственный исполнитель – назначенное ответственное лицо (бухгалтер, кассир, кладовщик – материально ответственные сотрудники). Такая процедура проводится для составления передаточного акта, который будет утверждаться на общем собрании.

Гражданско-правовые различия реорганизации путем присоединения от слияния

При реорганизации в форме слияния все объединяемые компании прекращают свою деятельность, а взамен появляется новая компания с совершенно иными реквизитами (новый ИНН, КПП и пр.). Вся информация о «старых» компаниях исключается из ЕГРЮЛ.

При реорганизации в форме присоединения все присоединяемые компании прекращают свою деятельность, но новой компании не возникает. У основной компании, к которой присоединяются иные компании сохраняются все реквизиты (ИНН, КПП и пр.).

И в том и другом случае, реорганизуемая компания обязана уведомить кредиторов о начале процедуры реорганизации путем публикации сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации» (абз.2 п.1 ст.60 ГК РФ, п.5 ст.51 Закона №14-ФЗ).

Важно! Реорганизация в форме слияния предполагает создание новой компании, что делает невозможным сохранение лицензий, разрешений и т.п., которые выдаются на конкретное юридическое лицо.В этом случае лицензии переоформляются в порядке, установленном п.3 ст.18 Закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», только при условии наличия у каждой участвующей в слиянии компании на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных компаний лицензии на один и тот же вид деятельности.Реорганизация в форме присоединения позволяет существующей компании (к которой присоединяются другие компании) сохранить лицензии, разрешения и т.п.

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ДЕТАЛИ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ?

Пакет документов, подаваемых основной компанией для завершения процесса присоединения

В законе № 129-ФЗ чётко зафиксирован перечень документов, которые подаются в этом случае в налоговые органы:

  • заявление на бланке Р16003;
  • учредительные документы каждой организации, принимающей участие в процессе, в том числе устав, ИНН, ОГРН;
  • решение общего собрания о присоединении;
  • соглашение о присоединении, подписанное на совместном собрании;
  • копия сообщения, опубликованного в прессе;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • передаточный акт.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *