- Авторское право

Субъекты и объекты приватизации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субъекты и объекты приватизации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Граждане РФ, занимающие ЖП в гос. и муниц. жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хоз. ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях соц. найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также НСЛ в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. ЖП передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе НСЛ.

Субъекты как приватизации, так и любого другого правоотношения в теории права — это лица, которые в этих отношениях участвуют, имеют права и несут обязанности, при этом права и обязанности тесно связаны друг с другом (праву одного субъекта всегда должна отвечать обязанность другого – в противном случае никаких правоотношений между ними сложиться не может в принципе).

Кто же будет выступать субъектами в таком конкретном виде правовых отношений, как приватизация государственного и муниципального имущества? Субъектами, как легко заметить, будут являться:

  • с одной стороны – граждане, проживающие в помещении, как новые получатели и собственники жилья;
  • с другой – органы власти, муниципальной и государственной, прежде выступавшие как владельцы этих жилых помещений, а конкретно в приватизационных отношениях являющиеся передающей стороной.

Договор о приватизации жилого помещения

В качестве субъектов, имеющих право приобрести жилое помещение в порядке приватизации, закон называет граждан РФ, проживающих в жилом помещении по договору социального найма, т.е. нанимателей и членов их семей.

До введения в действие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»»1 бесплатно приватизировать жилье имели право также иностранные граждане и лица без гражданства, проживавшие в жилом помещении по договору социального найма.

Кроме того, субъектами договора о приватизации могли быть граждане, проживавшие в жилом помещении по договору аренды (ком мерческого найма), т.е. наниматели (арендаторы) и постоянно проживающие с ними граждане.

Что касается договоров аренды, то представляется весьма обоснованным выведение их из сферы действия Закона о приватизации жилищного фонда.

Предоставление названным лицам права бесплатной приватизации не укладывалось в идеологию приватизации как «возвращения долгов».

Арендные отношения в жилищной сфере стали возможны только с начала 90-х гг. ХХ в., заключению договоров аренды (коммерческого найма) не предшествовало (и не предшествует) соблюдение таких условий, как нуждаемость в жилье, очередность и т.п., т.е. то, что необходимо для заключения договора социального найма. Кроме того, возможность приватизации арендованного жилья сдерживала органы местного самоуправления в их стремлении передать часть принадлежавшего им жилья в коммерческий наем в расчете на дополнительные источники получения средств для обслуживания и эксплуатации жилищного фонда.

Ограничение круга субъектов бесплатной приватизации только российскими гражданами означает, что законодатель обратил внимание на случаи бесплатной приватизации жилых помещений иностранными гражданами и лицами без гражданства, что тоже противоречило идеологии «возвращения долгов», тем более что устранение данного недостатка не потребовало значительных изменений действующего законодательства. К слову «граждане» законодатель добавил слова «Российской Федерации».

В качестве участников договора о приватизации жилых помещений, с одной стороны, как было указано, выступают граждане, а с другой — два вида субъектов: во-первых, органы местного самоуправления, а также муниципальные предприятия и учреждения, осуществляющие приватизацию муниципального жилищного фонда; во-вторых, государственные организации, осуществляющие приватизацию закрепленного за ними государственного жилищного фонда.

Указанные субъекты, имеющие на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении жилищный фонд, проводят необходимые организационные мероприятия, позволяющие беспрепятственно осуществлять передачу жилья в собственность граждан, могут принять решение о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, заключать с гражданами договоры о передаче им жилья в собственность и т.д.

Согласно ст. 7 Закона о приватизации жилищного фонда передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность, в порядке, установленном соответствующим муниципалитетом. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации этого права в территориальном органе Федеральной регистрационной службы.

В первоначальной редакции Закона о приватизации жилищного фонда (ч. 1 ст. 7) указывалось, что порядок и условия заключения договора о передаче жилья в собственность граждан определяются ГК РФ. В настоящее время упоминание об этом Кодексе снято и вместо названного указания предусмотрено, что договор передачи заключается в порядке, установленном соответствующим органом местного самоуправления.

Такое непродуманное изменение нормы могло повлечь негативные последствия, поскольку результатом этого изменения является иллюзия, будто нормы ГК РФ не распространяют свое действие на договоры о передаче жилья в собственность граждан. Между тем ГК РФ как применялся, так и будет применяться, поскольку следует иметь в виду следующее: во-первых, специальных норм о приватизации жилья в ГК РФ не было и нет; во-вторых, правила ГК РФ о сделках, форме сделок, об основаниях признания сделок недействительными, обязательствах и многие другие как распространялись на отношения, складывающиеся по поводу приватизации жилья, так распространяются и в настоящее время.

Конечно, какой-либо орган местного самоуправления может ввести собственный, оригинальный порядок заключения договоров о передаче жилых помещений в собственность граждан. Однако если этот порядок будет противоречить положениям ГК РФ, то соответствующие нормы, принятые органом местного самоуправления, станут незаконными и будут подлежать отмене в судебном порядке.

Авторы новеллы, внесенной в Закон о приватизации жилищного фонда, имели в виду необходимость определить место заключения договоров, круг лиц, уполномоченных подписывать договоры от имени субъекта, передающего жилое помещение в собственность граждан, установить существенные условия данного договора или (предпочтительнее) разработать примерный (типовой) договор и решить иные вопросы юридико-технического характера, имеющие отношение к процедуре заключения договора.

Договор о передаче жилья в собственность гражданина в порядке приватизации заключается в простой письменной форме. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав.

Регистрация имеет правообразующее значение.

Право собственности на жилище, переходящее гражданину в порядке приватизации, возникает на основании юридического состава, включающего в себя два юридических факта: договор и акт государственной регистрации права.

Особенности приватизации служебных жилых помещений и комнат в коммунальных квартирах

Заслуживает теоретического обоснования отнесение к объектам приватизации служебных помещений и комнат в коммунальных квартирах. Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир. Законодатель, с одной стороны, объединил правовой режим осуществления приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, а с другой — указал на то, что право решать вопрос о необходимости приватизации принадлежит собственникам и владельцам служебных и коммунальных квартир в домах как муниципального, так и государственного жилищного фонда.

Читайте также:  Как получить водительское удостоверение на квадроцикл в 2023 году?

В правовой литературе вопрос о приватизации служебных жилых помещений поднимается крайне редко и в основном в описательном плане, тогда как проблеме приватизации коммунальных квартир в последнее время было посвящено немало исследований, содержащих самые различные взгляды и рекомендации. На практике данный вопрос также решался неоднозначно. Некоторые авторы полагали возможным осуществление приватизации коммунальных квартир только при наличии согласия всех соседей — нанимателей жилых помещений, расположенных в этой квартире. Другие считали, что самостоятельность договора найма жилого помещения дает основания для принятия решений о возможности приватизации собственнику или его представителю и не обусловлена волей соседей.

Конституционный Суд РФ подтвердил возможность приватизации коммунальных квартир на общих основаниях без каких-либо дополнительных условий.

Что касается служебных квартир, то исходя из смысла ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда возможно не только общее решение о приватизации служебных жилых помещений, принадлежащих определенному государственному органу или муниципальному образованию, ведомству либо предприятию (учреждению), но и решение о приватизации отдельных жилых помещений конкретными лицами.

Такой вывод можно обосновать и тем, что согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам. Аналогичное правомочие признано и за предприятиями и учреждениями, имеющими имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Поскольку им предоставлено право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, то они могут самостоятельно избрать способ реализации этого права, включая решение о приватизации конкретных жилых помещений.

Строго говоря, приватизация жилых помещений в служебных квартирах полностью отдана на усмотрение собственников и иных владельцев жилищного фонда, что вполне оправданно, поскольку данное жилище служит не столько удовлетворению жилищных потребностей граждан, сколько интересам собственника и организации, его предоставившей.

Как оформляется право на передачу жилья в собственность

Заявителям нужно учитывать, что не все объекты можно приватизировать.

Так, в соответствии с законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» :

«Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии , в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения».

Для принятия положительного решения при передаче жилья в собственность заинтересованного лица (лиц), требуется, чтобы помещение нанимателя не входило в вышеуказанный перечень объектов.

Жилые помещения оформляются в собственность граждан договором передачи.

Такой договор, заключенный между уполномоченным собственником (органом власти или учреждением за которым закреплен жилой фонд) и гражданином, получающим жилое помещение в собственность, подлежит регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

Согласно норме закона о приватизации, решение передать в собственность жилое помещение принимается на основании заявления в двухмесячный срок со дня подачи.

Сроки приватизации жилого фонда

В заключении хорошая новость для тех, кто пока еще не приватизировал жилье.

22 февраля 2017 года вступил в силу закон, согласно которому приватизация жилых помещений больше не ограничивается каким-либо сроком (по ранее действовавшим правилам бесплатно приватизировать жилье разрешалось лишь до 1 марта 2017 года).

Каждый гражданин РФ, по своему усмотрению, распоряжается и осуществляет принадлежащие ему жилищные права.

Необходимо понимать, что став собственником после приватизации, у вас появятся дополнительные расходы в виде налогов на недвижимость и взносов на капитальный ремонт жилья.

Конечно, можно жить и в государственной квартире, но, как уже упоминалось выше, право собственности дает возможность владельцу свободно распоряжаться имуществом: продать, подарить или завещать.

С чего начать приватизацию квартиры и какие документы подготовить, читайте в следующей публикации.

Понятие объектов, их классификация

Объект приватизации — это муниципальное имущество, которое переходит в частную собственность. Однако если речь идёт о бесплатной приватизации жилья, то объект должен иметь ряд свойств:

  • находиться в собственности у муниципального образования;
  • относиться к категории жилой недвижимости;
  • не иметь оснований для запрещения приватизации;
  • передаваться в пользование гражданам с помощью договора социального найма.

Каждый из объектов может классифицироваться по следующим признакам:

  1. По виду собственности – муниципальное и государственное жильё.
  2. По характеристике помещений (согласно ст. 16 ЖК РФ): дом или часть дома, квартира или часть квартиры, комната.
  3. По категории использования: жильё социального фонда (приватизируемое в общем порядке) и жильё специальных фондов (служебное и т. д.). Специальный фонд может быть приватизирован только с согласия собственника.

По данной теме в действующем законодательстве можно найти огромное количество правовой информации для анализа изложенных в них норм.

Итак, на 01 января 2007 г действовал ФЗ « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 04.07.1991 г, ФЗ от 23.12.1992 г внес в ФЗ от 04.07.1991 г изменения по приватизации, кроме этого изменения коснулись и Жилищного и гражданского кодексов

Я считаю, необходимо более подробно рассмотреть ФЗ «О приватизации жилищного фонда»[4], так как данный ФЗ устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального фонда, также определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.

В ФЗ от 23.11.1992 г также были внесены изменения, которыми была введена равная для всех бесплатная приватизация, в данный ФЗ были включены изменения для ускорения процесса приватизации с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также с целью улучшения использования жилищного фонда.

Я думаю, что в связи с принятием данного ФЗ породило на практике немало злоупотреблений, то есть приватизация осуществлялась без включения в договор передачи несовершеннолетних лиц, в связи, с чем значительно ущемлялись их права.

Правовое регулирование приватизации государственного и муниципальных предприятий нашли свое отражение в следующих нормативных актах: федеральными законами, указами Президента РФ, Постановлением Правительства РФ.

Основу правового регулирования приватизации составляют ФЗ от 1991, 1997, 2001 г « О приватизации государственного и муниципального имущества», кроме вышеизложенного ФЗ « О приватизации государственного и муниципального имущества» выделял основные условия приватизации государственных предприятий, к ним относят: нахождение приватизируемого объекта в государственной собственности, принадлежность покупателя к субъектам частной собственности; возмездный характер приобретения приватизируемых объектов.

В те годы, как правило, приватизация предприятий носила возмездный характер, другими словами приватизация осуществлялась за определенную оплату, но кроме, конечно, физических лиц.

Далее ФЗ от 1991 г. со временем утратил силу, в связи с вступлением нового ФЗ от 21.07.1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ». Данный ФЗ значительно изменил само понятие и условия приватизации, а также значительно изменился и порядок приватизации, который заключался в следующих принципах: во-первых, обязательная возмездность приватизации, во-вторых, определение способа приватизации, в – третьих, принятие государственной программы приватизации.

Читайте также:  Что такое наследство и как его получить

В скорее вышеуказанный ФЗ заменил новый ФЗ от 2001 г. « О приватизации государственного и муниципального имущества», данный ФЗ вступил в законную силу 27.04.2002 г, по истечению трех месяцев с момента его опубликования. Данный ФЗ от 2001 г. сохранил существовавшиеся в законодательстве понятие приватизации, но при этом ограничил приватизацию государственного имущества от других способов его передачи в частную собственность, кроме этого данный ФЗ изменил и порядок, способы приватизации предприятий, например, продажа за пределами территории России, находящиеся в государственной собственности акций ОАО, продажа данного имущества с помощью публичного предложения, а также продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. Кроме всего изложенного данный ФЗ 2001 г. изменил статус программы приватизации, в котором цели и ограничения при проведении приватизации в России устанавливались государственной программой приватизации.

На мой взгляд, существенное значение правового регулирования приватизации имели указы Президента России, которые определяли конкретные способы и порядок приватизации, среди всех указов Президента необходимо уделить особое внимание Указу Президента России от 22.01.1992 г № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», которым было утверждено 7 различных положений. В том числе о порядке оформления документов на приватизацию, о приватизации предприятий на аукционе, по конкурсу, о работе комиссий по приватизации. А вот порядок приватизации имущества, которое сдано в аренду, определялся Указом Президента России от 14.10.1992 г. № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду». А указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», осуществлял преобразование государственных и муниципальных предприятий в АО.

После принятия ФЗ от 1997 г. были приняты постановления, которые регулировали отдельные способы приватизации:

Во-первых, Постановления Правительства «Об утверждении Положения о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества» от 27.03.1998 г. № 356

Во-вторых, Постановления Правительства «Об утверждении Положения о продаже на специализированном аукционе находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации» от 23.05.1998 г.

В-третьих, «Об утверждении Положения о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества» от 09.11.1998 г.

Кроме вышеуказанных нормативно-правовых актов, значительную роль играют также акты Министерства имущественных отношений, а в период приватизации – Госкомимущество. К числу наиболее существенных нормативных актов Госкомимущества можно отнести следующие распоряжения, к ним относят;

от 15 февраля 1994 г. N 342-р. «Об утверждении Положения об инвестиционном конкурсе по продаже пакетов акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий»;

от 4 ноября 1992 г. N 701-р. «Об утверждении и введении в действие Положения о продаже акций в процессе приватизации и Положения о специализированных чековых аукционах»;

от 18 апреля 1994 г. N 840-р «Об утверждении Положения о реестре акционеров акционерного общества».

В целом на наш взгляд законодательство о приватизации постоянно и значительно изменялось и совершенствовалось принятыми нормативными актами, подзаконными актами. На наш взгляд все это обусловлено именно значительными особенностями приватизации нашей стране, в сочетании ограничения сроков приватизации и масштабности приватизации.

В данной работе изложен и рассмотрен порядок приватизации в Российской Федерации, так как именно приватизация на мой взгляд содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр.

Однако, несмотря на внушительные количественные итоги начальных этапов приватизации, а также ряд других положительных моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе приватизации, практически достигнуты не были. На это есть много своих причин, но как мне кажется, основными негативными моментами приватизационного процесса в Российской Федерации были:

1) Слабая, а иногда и просто недостаточная, законодательная база проводимого процесса, недоговоренность возвращения собственности её первоначальному владельцу, в случае её не рационального использования.

2) Формальные гарантии прав трудящихся, но не исполнение их на практике на не государственных предприятиях.

3) Не использование на начальном этапе приватизации огромных по своим масштабам денежных средств в реальном секторе экономики, а простое их разворовывание.

4) Лоббирование крупными финансовыми группами выгодных им политических решений.

5) Малая информированность населения о ходе приватизационного процесса и о его задачах в целом.

6) Не учитывался опыт экономически развитых стран в подобного рода процессах.

Я считаю, что процесс приватизации, проводимый в России в конце XX века — начале XIX века имел огромное значение. Он затронул практически все сферы жизни российского общества, коренным образом изменив их.

На мой взгляд, приватизация государственной собственности была необходима для российской экономики, для оживления всех её сфер и отраслей. Мне кажется, приватизацию не стоило проводить такими ускоренными темпами. Не хватало четко сформулированного плана приватизации, подтвержденного законодательной базой.

Необходимо, чтобы все реформы и преобразования проводились последовательно, не отставая друг от друга и не забегая вперед, и это относится не только к проведенному процессу приватизации, но и ко всем российским реформам, они должны проводиться по четко определенной линии государственной политики в области экономики и не только.

Кто вправе участвовать в приобретении?

Приватизировать помещение могут все зарегистрированные в нем. Следует учесть, что законодательством устанавливалась возможность бесплатно приобрести жилплощадь только один раз. Поэтому те, кто уже участвовал ранее в приватизации, не могут быть субъектами новой аналогичной сделки. Исключение составляют лица, которые на тот момент были несовершеннолетними. По достижении 18 лет они вправе участвовать в приватизации второй раз. Существует ошибочное мнение о том, что малолетние не могут выступать как сторона сделки. В принципе, это так. Законодательство ограничивает число сделок, в которых могут участвовать малолетние. Между тем нормативными актами предусмотрены меры защиты их интересов. Так, если ребенок, зарегистрированный в квартире, не получил право собственности при приватизации, договор может быть расторгнут в суде. Заявителем при этом могут выступать органы попечительства и опеки, прокуратура и прочие заинтересованные лица.

Субъекты и объекты приватизационных правоотношений

В качестве особого вида управленческой деятельности приватизация представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах. Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации.

Объектами приватизации является государственное и муниципальное имущество. Действующий Закон о приватизации в качестве объекта приватизации называет государственное и муниципальное имущество, а не предприятие в целом (либо его часть). И хотя это, как правило, имущественный комплекс (предприятие), тем не менее, под «имуществом» понимаются и другие объекты. Возникает вопрос: какие объекты?

Закон о приватизации не дает прямого ответа на поставленный вопрос. В нем (п. 2 ст. 3) лишь содержится перечень объектов, на которые не распространяется Закон.

К их числу относятся:

  1. земля, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
  2. природные ресурсы;
  3. государственный и муниципальный жилищный фонд;
  4. государственный резерв;
  5. государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
  6. государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  7. культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иным находящимся в государственной или муниципальной собственности имуществом религиозного назначения при передаче безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях;
  8. государственное и муниципальное имущество при отчуждении в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
  9. государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  10. государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения;
  11. акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.
Читайте также:  Закон о тишине — 2023: когда можно шуметь

Итак, объект приватизации — это государственное и муниципальное имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому можно лишь высказать следующие предположения на этот счет. Сюда входят, прежде всего, объекты недвижимости (предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с ними объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные бумаги). В состав объектов приватизации входят также имущественные права (например, доли Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ).

Надо признать справедливым мнение о том, что в Законе о приватизации необходимо прямо указать конкретные объекты, на которые распространяется действие этого правового акта, а не искать объекты приватизации «от обратного». Действующее положение в значительной степени затрудняет применение названного Закона в хозяйственной практике.

При оформлении приватизации земельного участка потребуются необходимые документы. Гражданин должен подать заявление с просьбой предоставления права на земельный участок с указанием его размеров, целей использования и место расположения. Кроме этого нужен документ, удостоверяющий личность. Если земельный участок находится под домом, то потребуется его описание с кадастровым планом, и акт, предоставляющий право пользования участком. В случае если правоустанавливающие документы отсутствуют, для регистрации необходима выписка из похозяйственных книг (для дачных участков).

При платной приватизации земельного участка к названным документам необходимо приложить:

  • справку из районного земельного комитета о нормативной стоимости 1 га приватизируемого земельного участка;
  • справку о размере земельного участка;
  • документ из налоговой инспекции о размере установленного земельного налога;
  • справку из БТИ об оценочной стоимости участка;
  • техпаспорт на жилой дом и надворные строения, находящиеся на земельном участке.

Особенности приватизации служебных жилых помещений и комнат в коммунальных квартирах

Заслуживает теоретического обоснования отнесение к объектам приватизации служебных помещений и комнат в коммунальных квартирах. Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир. Законодатель, с одной стороны, объединил правовой режим осуществления приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, а с другой — указал на то, что право решать вопрос о необходимости приватизации принадлежит собственникам и владельцам служебных и коммунальных квартир в домах как муниципального, так и государственного жилищного фонда.

В правовой литературе вопрос о приватизации служебных жилых помещений поднимается крайне редко и в основном в описательном плане, тогда как проблеме приватизации коммунальных квартир в последнее время было посвящено немало исследований, содержащих самые различные взгляды и рекомендации. На практике данный вопрос также решался неоднозначно. Некоторые авторы полагали возможным осуществление приватизации коммунальных квартир только при наличии согласия всех соседей — нанимателей жилых помещений, расположенных в этой квартире. Другие считали, что самостоятельность договора найма жилого помещения дает основания для принятия решений о возможности приватизации собственнику или его представителю и не обусловлена волей соседей.

Конституционный Суд РФ подтвердил возможность приватизации коммунальных квартир на общих основаниях без каких-либо дополнительных условий.

Что касается служебных квартир, то исходя из смысла ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда возможно не только общее решение о приватизации служебных жилых помещений, принадлежащих определенному государственному органу или муниципальному образованию, ведомству либо предприятию (учреждению), но и решение о приватизации отдельных жилых помещений конкретными лицами.

Такой вывод можно обосновать и тем, что согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам. Аналогичное правомочие признано и за предприятиями и учреждениями, имеющими имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Поскольку им предоставлено право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, то они могут самостоятельно избрать способ реализации этого права, включая решение о приватизации конкретных жилых помещений.

Строго говоря, приватизация жилых помещений в служебных квартирах полностью отдана на усмотрение собственников и иных владельцев жилищного фонда, что вполне оправданно, поскольку данное жилище служит не столько удовлетворению жилищных потребностей граждан, сколько интересам собственника и организации, его предоставившей.

Возможно ли решение через суд

Приватизация унитарного предприятия или жилья в многоквартирном доме через суд — это сложная процедура, которая потребует много времени. Необходимость обращения в вышестоящие инстанции возникает тогда, когда государство отказывается отчуждать имущество в пользу гражданина или юридического лица.

Органы местного самоуправления могут сами утвердить причину отказа. Например, в случае незаконной перепланировки муниципалитет не станет подписывать документ о передаче. Придется устранить нарушения.

Для обращения в правозащитную организацию необходимо составить стандартное исковое заявление и оформить необходимый пакет документации, который подтвердит права на приватизацию.

Перечень документации для получения прав собственности через суд:

  • паспорт гражданина РФ;
  • документы, подтверждающие личность;
  • выписка из домовой книги;
  • документ, подтверждающий наличие законной перепланировки;
  • согласие родственников на процедуру;
  • договор социального найма квартиры;
  • паспорт на жилье;
  • справка о том, что лицо ранее не принимало участия в присвоении собственности.

В качестве госимущества выступают материальные ценности, которыми владеет, пользуется, распоряжается РФ и ее субъекты. В числе последних республики, области и края (в том числе автономные), города фед. значения. Муниципальная собственность — объекты, принадлежащие сельским и городским поселениям, прочим МО. Соответствующее определение закреплено в ГК, в 215 статье. Органами местной власти приватизация объектов муниципальной собственности осуществляется самостоятельно с учетом положений федерального законодательства. Территориальные структуры не отчитываются перед Госдумой или иным высшим органом.

Способы осуществления приватизации

Предусмотрены такие способы передачи прав собственности к гражданам РФ:

Реализация имущества, акций компании через аукцион в капитале обществ, что принадлежат государству либо муниципальному органу
Реализация акций компаний что принадлежат муниципальным либо государственным структурам, посредством объявления конкурса
Преобразование государственного либо муниципального учреждения в акционерное общество
Преобразование компании в ООО (общество с ограниченной ответственностью) без дальнейшего акционирования
Продажа посредством биржевых торгов
Продажа акций после управления организацией доверенным лицом
Имущественный вклад в АО (акционерные общества)
Реализация без объявления стоимости


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *