- Авторское право

Юридические лица – субъекты гражданского права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридические лица – субъекты гражданского права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под юридическим лицом (ЮЛ) понимают организацию, имеющую следующие признаки: наличие обособленного имущества на праве собственности либо хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления; ответственность имуществом по своим обязательствам; самостоятельное выступление в гражданском обороте (приобретение и осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от своего имени); способность быть истцом и ответчиком в суде. ЮЛ должно иметь самостоятельный баланс или смету, и быть зарегистрировано в качестве ЮЛ.

1. Юридические лица классифицируются по различным основаниям. В первую очередь все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК). Критерий деления – основная цель деятельности.

Коммерческие организации – основная цель деятельности: извлечение прибыли. Это хозяйственные товарищества и общества (чаще всего создаются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Некоммерческие организации – во-первых, не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, хотя и могут осуществлять деятельность, приносящую доход, если (а) это предусмотрено их уставами, (б) это служит достижению целей, для которых они созданы, (в) это соответствует таким целям; во-вторых, не распределяют полученную прибыль между участниками. Как некоммерческие организации создаются учреждения, потребительские кооперативы (например, жилищно-строительные), общественные организации и т.д.

Очень важно: организационно-правовые формы как коммерческих, так и некоммерческих организаций исчерпывающим образом определены в ст. 50 ГК (п. 2, 3).

Значение деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие состоит в том, что, прежде всего, различается их правоспособность (у первых по общему правилу – общая, у вторых – специальная).

Кроме того, различаются сферы деятельности (у первых – производство товаров, выполнение работ, оказание услуг и т.п., у вторых – управление, культура, образование и т.д.). Естественно, и правовое регулирование деятельности юридических лиц в этих сферах не может быть одинаковым.

2. Юридические лица делятся на корпоративные и унитарные. Критерий деления – наличие или отсутствие права участия (членства).

Корпоративные юридические лица: учредители (участники) обладают правом участия (членства). К таким юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др.), кооперативы и т.д. (абз. 1 п. 1 ст. 65.1 ГК).

Право участия означает, что участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) в связи с таким участием обладают комплексом прав и обязанностей, которые условно именуют корпоративными правами (правильнее – корпоративные права и обязанности).

Корпоративные права есть собирательная категория, объединяющая имущественные и неимущественные организационные отношения.

Так, в обществе с ограниченной ответственностью имущественным является право участвовать в распределении прибыли, право получать в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость. Наряду с имущественными обязательственными правами участник обладает и правами организационными. К ним относится право участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности и др. Участник корпорации имеет не только права, но и несет обязанности, которые тоже имущественные и организационные. Так, он должен участвовать в образовании имущества корпорации (вносить вклады, взносы) – обязанность имущественного характера. Участник обязан не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации – организационная обязанность (прежде всего см. ст. 65.1–65.3 ГК).

Существование корпорации предполагает наличие участников (членов) корпорации и то, что ее «жизнь» определяется ими.

Унитарные юридические лица – их учредители не становятся участниками (членами), не имеют права участия (членства). К таким юридическим лицам относятся: государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК).

При сопоставлении корпоративных юридических лиц с унитарными создается впечатление, будто унитарные юридические лица «живут» сами по себе, независимо от учредителей (у учредителей нет права участия).

Однако это не так. В корпоративных юридических лицах есть «внутренние» отношения (а) участников (членов) между собой, (б) участников (членов) с корпорацией. Кроме того, существуют «внешние» отношения – с третьими лицами. Естественно, у унитарных юридических лиц есть отношения «внешние». «Внутренние» же отношения неодинаковы у разных унитарных юридических лиц. Так, государственное предприятие и муниципальное унитарное предприятие создаются по решению соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. Имущество такого предприятия находится в государственной и муниципальной собственности. Руководитель (орган) юридического лица назначается собственником и подотчетен собственнику (ст. 113–114 ГК). Таким образом, во «внутренних» отношениях здесь участвует собственник (публично-правовое образование), с одной стороны, и унитарное предприятие – с другой. При этом собственник (и только он) полновластно управляет унитарным предприятием. Аналогично можно охарактеризовать отношения, складывающиеся между учреждениями, а также автономными некоммерческими организациями и их учредителями («правит» учредитель).

Такое унитарное юридическое лицо, как фонд, независимо от учредителя. Он не имеет права участия. Имущество фонда является его собственностью, и учредители не имеют на него имущественных прав. Управление фондом осуществляется высшим коллегиальным органом (учредитель не имеет отношения к управлению). И только если это предусмотрено законом, при ликвидации фонда его имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, возвращается учредителям (ст. 123.17–123.20 ГК).

Значение деления юридических лиц на корпоративные и унитарные состоит в том, что, благодаря такому делению, становится возможным единообразное правовое регулирование однородных общественных отношений.

Образование (учреждение) юридических лиц

1. Образование (учреждение) юридических лиц осуществляется в соответствии с нормами ГК (ст. 50.1–52), Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также специальных законов, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц. При этом образование юридического лица допустимо только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК для коммерческих (п. 2 ст. 50 ГК) и для некоммерческих организаций (п. 3 ст. 50 ГК)1.

В зависимости от степени и характера участия органов государственной власти в процедуре образования юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы создания юридических лиц:

1) явочно-нормативный. С точки зрения данного подхода решение о создании юридического лица принимается его учредителями самостоятельно. При этом уполномоченный государственный орган вправе осуществлять контроль за процессом создания юридического лица через процедуру государственной регистрации факта создания.

В законе установлены правила создания, указывается перечень документов, которые следует представить на регистрацию. Нужно соблюсти эти (заранее установленные) требования. И обратиться («явиться») в регистрирующий орган. Требования соблюдены – производится регистрация. Данный порядок в настоящее время преобладает в Российской Федерации;

2) распорядительный. Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.;

3) разрешительный. Предполагается, что для создания юридического лица требуется разрешение уполномоченного государственного органа, который осуществляет проверку целесообразности возникновения определенного юридического лица и правомерности процедуры его учреждения. Например, на создание коммерческой организации требуется разрешение антимонопольного органа в случае, если ее уставный капитал оплачивается акциями другой коммерческой организации, суммарная стоимость активов которой превышает 7 млрд руб. (п. 4 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).

Понятие и основные признаки юридического лица. Субъектами гражданского права наряду с гражданами являются юридические лица. Согласно п. 1 ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В данной статье указано четыре основных признака юридического лица:

1) организационная упорядоченность (или единство). Это означает, что создание юридического лица должно быть организационно оформлено в соответствии с требованиями закона, причем в качестве юридического лица могут выступать не только коллективы граждан. Например, хозяйственное общество может быть создано и одним физическим лицом. Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируется ст. 51 ГК и Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации);

2) имущественная обособленность. Это означает, что имущество юридического лица, независимо от его правового режима (собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление) должно быть обособлено, т. е. отделено от имущества учредителей (участников) юридического лица, других физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и лиц, являющихся работниками юридического лица. Формами обособления могут быть самостоятельный баланс, а также банковский счет (для денежных средств);

Читайте также:  Транспортный налог в Самаре на 2023 год

3) возможность выступать в гражданском обороте и в суде от своего имени. Данный признак означает, что собственным именем юридического лица, от которого оно может приобретать и осуществлять свои права и нести обязанности (т. е. выступать в гражданском обороте, а также быть истцом и ответчиком в суде), является его наименование, а для коммерческих организаций – фирменное наименование, указываемое в учредительных документах и содержащее сведения об организационно-правовой форме. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК). В качестве органов юридического лица выступают лицо (единоличный орган) или группа лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности). Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т. п.), так и несколько (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут также быть и единоличными, и коллегиальными;

4) самостоятельная имущественная ответственность. Этот признак юридического лица выражается в том, что, имея обособленное имущество, данное лицо отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Пределы использования имущества для погашения требований кредиторов, а также условия и порядок субсидиарной (дополнительной) ответственности иных лиц по обязательствам отдельных юридических лиц устанавливаются законом.

Правоспособность юридического лица. Юридическое лицо обладает правоспособностью, т. е. может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В науке гражданского права принято различать общую и специальную правоспособность. Общая (универсальная) правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью прежде всего обладают граждане Российской Федерации. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Анализ ст. 49 ГК показывает, что общей для всех юридических лиц является специальная правоспособность, при этом универсальная правоспособность носит характер исключения из правила и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан, у юридических лиц право– и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Лицензирование деятельности юридического лица. Как правило, коммерческие организации могут заниматься любой не запрещенной законом деятельностью. Однако на некоторые виды деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Порядок лицензирования установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) и постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Согласно норме ст. 2 Закона о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности – это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании. Лицензирование – это мероприятия, связанные, в частности, с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Работы и услуги как объекты гражданских правоотношений.

Объектами обязательственных правоотношений являются сами действия обязанного лица, которые могут выразиться в совершении им работы или оказании услуг. Совершаемая работа в ряде случаев имеет целью создание какого-либо овеществленного результата, который является предметом обязательственного правоотношения. Например, работа подрядчика по пошиву костюма приводит к созданию индивидуально-определенной вещи – костюма, которая служит предметом договора подряда. Однако не все действия субъектов обязательственного права приводят к созданию результата, имеющего материальную форму (например, оказание юридических, медицинских услуг), при этом интерес клиента заключается в самом получении соответствующей услуги, которая и является предметом договора возмездного оказания услуг.

Интеллектуальная собственность как объект гражданских прав. В соответствии с п. 1 ст. 1225 ГК результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (т. е. интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио– или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения.

В силу ст. 1226 ГК на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.). Согласно ст. 1227 ГК интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Переход права собственности на вещь, как правило, не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи.

Нематериальные блага как объекты гражданских правоотношений. Важными объектами гражданских правоотношений являются нематериальные блага, которые также защищаются гражданским законодательством как при жизни, так и после смерти их обладателей.

Наряду с традиционной классификацией юридических фактов, цивилисты различают и вспомогательную (факультативную) их классификацию по различным основаниям.

1. В зависимости от последствий, порождаемых юридическими фактами, последние делятся:

– на правопорождающие – с их наступлением гражданское законодательство связывает возникновение гражданских правоотношений. Например, на основании договора аренды у арендатора возникает право пользоваться арендованным имуществом;

– правоизменяющие – с их наступлением гражданское законодательство связывает изменение гражданских правоотношений. Например, некачественный пошив костюма по договору бытового подряда может повлечь серьезное уменьшение стоимости работ со стороны заказчика;

– правопрекращающие – с их наступлением гражданское законодательство связывает прекращение гражданских правоотношений. Например, истечение срока действия лицензии на оказание медицинских услуг повлечет прекращение договора оказания услуг в этой сфере;

– правовосстанавливающие – с их наступлением гражданское законодательство связывает восстановление ранее утраченных прав и обязанностей. Например, явка лица, признанного умершим, приводит к восстановлению некоторых его прав и обязанностей.

2. В зависимости от срока существования юридические факты разделяются:

– на кратковременные юридические факты – существуют непродолжительный срок (например, сделка);

– состояния – существуют длительное время (например, состояние нетрудоспособности).

Слайд 18: 1.8. Защита прав кредиторов юридического лица при его реорганизации

Кредитор ЮЛ, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым ЮЛ. Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации ЮЛ. Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит. Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.

Читайте также:  Как получать алименты напрямую от организации?

Российские традиции в области законодательства о хозяйственных обществах не имеют правовой истории. Только с началом реформ ситуация изменилась. В 1985 году Н.Н. Вознесенская писала об обществах с ограниченной ответственностью как о возможных формах совместных предприятий.[33] В настоящее время нормы о хозяйственных обществах содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Правовое регулирование создания, управления и ликвидации общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) осуществляется на основании статей 87 — 94 ГК РФ, Федерального закона от 08 февраля 1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО), а также Федеральных законов внесших изменения в названные правовые акты.

По смыслу пункта 1 статьи 87 ГК РФ обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников.

Проанализировав общие положения об юридических лицах и статью 87 ГК РФ, можно установить следующие признаки общества с ограниченной ответственностью как организационно-правовой формы коммерческой организации:

1) это коммерческая организация, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли. Поскольку коммерческая организация – это один из видов юридических лиц, то общество с ограниченной ответственностью обладает всеми признаками юридического лица. Следовательно, оно имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

2) уставный капитал общества с ограниченной ответственностью разделен на доли, размеры которых указываются в списке участников ООО;

3) участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с ограниченной ответственностью относится к модели объединения капитала. Участники общества с ограниченной ответственностью не обязаны сами сотрудничать с обществом (например, работать, состоять с ним в трудовых отношениях либо заключать договор подряда), они могут объединить лишь имущество.[34]

Определение ООО более конкретизировано в Законе об ООО. Им признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества. (статья 2 Закона).

ООО присущи все основные признаки юридического лица, а именно[35]:

1. Организационное единство, включающее как минимум три элемента:

а) наличие системы существенных социальных взаимосвязей, посредством которых отдельные субъекты объединяются в единое целое;

б) наличие определенной цели образования;

в) наличие внутренней структуры и функциональной дифференциации.

2. Обладание обособленным имуществом, переданным в качестве вкладов в уставный капитал, а также созданным или приобретенным обществом на законных основаниях в процессе деятельности. Количество и стоимость объектов права собственности граждан и юридических лиц не подлежит ограничению, если только такое ограничение не вызывается целями защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ). Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ч. 3 п. 2 ст. 2 Закона об ООО).

3. Материально-правовой признак: самостоятельная имущественная ответственность. Общество самостоятельно отвечает по своим обязательствам, его имущественная ответственность не связана с имущественной ответственностью его участников. Участники общества несут риск убытков, которые могут у них возникнуть в связи с деятельностью общества, только в пределах своих вкладов в его уставный капитал. Имущество участников обособлено от имущества общества, и при убыточной деятельности общество рискует лишь в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с ограниченной ответственностью несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом (ч. 1 ст. 3 Закона об ООО). Общество не отвечает по обязательствам своих вкладчиков. По общему правилу участники общества не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Однако из приведенного выше общего правила Законом устанавливаются два исключения. Во-первых, участники общества, не полностью внесшие вклады в уставный капитал, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части вкладов каждого из участника общества (ч. 1 ст. 2 Закона об ООО). Указанное положение означает, что все вкладчики, не полностью оплатившие долю, выступают как солидарные должники (ст. 322-325 ГК РФ) в отношении всей неоплаченной части стоимости доли. Во-вторых, если несостоятельность (банкротство) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (ч. 3 ст. 3 Закона об ООО).

4. Процессуально-правовый признак — способность быть истцом и ответчиком в судах. Согласно законодательству ООО могут не только выступать в судах как хозяйствующие субъекты по исполнению обязательств, приобретению продукции, работ, услуг и пр., но и обращаться в суд с исками к членам совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции), а также к единоличному исполнительному органу (генеральному директору, директору), управляющему организацией или управляющему о возмещении убытков, причиненных обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами (ст. 44 Закона об ООО).

5. Важнейшей характеристикой обществ с ограниченной ответственностью и его преимуществом является потенциал развития отношений собственности. Все юридические лица являются частными собственниками принадлежащего им имущества. В соответствии с п. 1 ст. 213 ГК РФ в собственности юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которое в соответствии с законом не может принадлежность гражданам и юридическим лицам[36].

Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом или несколькими лицами. Учредителями общества могут быть граждане, а также юридические лица.

6. Важной особенностью является и то, что по своей природе оно является закрытым хозяйственным обществом, т.е. предполагает стабильный состав участников. По этому ГК РФ и Законом об ООО подробно регламентируются процедуры исключения участника общества из общества, его добровольного выхода из состава участников, передачи или отчуждения доли участника, прием третьих лиц в состав участников общества.

Унитарные предприятия

Предприятия унитарного характера являются коммерческими организациями, не наделенными имущественными правами на собственность ее членов. При этом имущество самого предприятия является неделимым. Оно находится в государственной или местной самоуправленческой собственности. Сама организация несет ответственность по собственным обязательствам за принадлежащее имущество, но не несет ответственности по обязательствам собственников.

Основные формы унитарных предприятий — муниципальные и государственные. На базе одной из таких форм может быть создано казенное предприятие унитарного характера.

Так же как и в случае с другими юридическими лицами, учредительным документом предприятия является устав. Утверждается он местным муниципальным или государственным органом.

Понятие субъектов права (субъектов правоотношений)

Субъекты права — люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей, и являющиеся участниками правоотношений.

Иначе, субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и обязанностей.


Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» в принципе равнозначны, хотя в научной литературе на этот счет делаются определенные оговорки:

  1. конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений;
  2. не являются субъектами большинства правоотношений новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица (будучи субъектами права);
  3. правоотношения — не единственная форма реализации права.

Жизнь общества часто требует объединения людей в группы, союзы разных типов для достижения определенных целей. По этой причине основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском движении является юридическое лицо. В связи с изменениями, произошедшими в обществе за последние десять лет, число и разнообразие типов юридических лиц значительно возросло. Все типы юридических лиц и их правовой статус, закрепленные в Гражданском кодексе. Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня создано огромное количество юридических лиц, деятельность которых должна регулироваться гражданским правом. Вот почему на протяжении более одного столетия эксперты ведут дискуссии о проблемах и перспективах развития юридических лиц в гражданском праве. Юридическое лицо, — это носитель только своих неотъемлемых имущественных прав и обязанностей, действующих от его имени и существующих независимо от обстоятельств. Среди признаков юридического лица в законодательстве особое место занимает материальная сторона, определяющаяся изоляцией его имущества от имущества лиц, принадлежащих к юридическому лицу. Наличие личной собственности является необходимой предпосылкой для самостоятельной ответственности за собственность. Степень разработанности проблемы. Учеными-юристами, такими, как: Гатин А.М., Глухова М.В., Даркин M.M., Зорина Е.А., Кабатов И.А., Мамин А.С., Козлова Н.В., Панов А.Б., Сергеев А.П., Степанов А.Г., Тарасов О.И., Чепурнова Н.М., Иванов Д.И., Чалова А.М. и другими проведены достаточно глубокие исследования, однако перманентность изменений общеполитической и экономической ситуации в стране предъявляют необходимость дальнейшего исследования данной проблемы на фоне нового информационного этапа развития общества. Объектом исследования является Гражданское право. Предмет исследования представлен теоретическими положениями, связанными с юридическими лицами, как субъектами гражданских правоотношений. Цель данного исследования определена, комплексным изучением проблем связанных с юридическими лицами как субъектами гражданских правоотношений. Для достижения цели определилась необходимость решения нижеследующих задач: -охарактеризовать понятие и признаки юридического лица; -выявить правосубъектность юридических лиц; -проанализировать проблемы создания юридических лиц; -исследовать проблемы связанные с прекращением деятельности юридических лиц; Методы исследования представились: -системно-структурным методом; -анализом; -синтезом; -обобщением; -сравнением; -аналогией; -логико-юридическими методами; -сравнительно-правовым методом и другими методами исследования. Практическая значимость. Независимо от уровня исследования данная учебно-исследовательская работа вполне применима для познания и дальнейшего углубления знаний лицами, непосредственно интересующимися данной проблемой.

Читайте также:  Как получить 260 000 рублей от государства?

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Публично-правовые образования (государство и муниципальные образования). Субъектами гражданских прав могут быть публично-правовые образования (государство и муниципальные образования). Основной целью таких образований является осуществление властных полномочий по руководству стра­ной, регионом, населенным пунктом, управление им.

Они не являются юридическими лицами, но могут участвовать в гражданско-правовых отношениях (например, заключать гражданско-правовые договоры).

В этом случае публично-правовые образования пользуются правами и несут обя­занности юридического лица. Если Российская Федерация, от имени которой высту­пает соответствующий государственный орган, заключила договор с каким-нибудь АО и не исполнила его, то АО мо­жет предъявить требование в суд как об исполнении дого­вора в натуре, так и об обращении взыскания на имуще­ство РФ.

Выясним, из чего складывается имущество публично-правового образования. Прежде всего это имущество, которое публично-правовое образование передало создан­ным им государственным или муниципальным унитарным предприятиям. Такое имущество не поступает в собствен­ность предприятия.

§ 1. Общая характеристика правосубъектности Российской Федерации как участника гражданско-правовых отношений

Одним из субъектов гражданских правоотношений является Российская Федерация, под которой согласно ст. 1 Конституции РФ понимается демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления.

О возможности участия Российской Федерации в гражданских правоотношениях говорится не только в главе 5 ГК, в которой, по существу, конкретизируется порядок такого участия, но и в ст. 2 ГК, согласно которой в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Российская Федерация относится к особой категории участников гражданских правоотношений — публично-правовым образованиям (к последним также относятся субъекты Российской Федерации и муниципальные образования). Участие публично-правовых образований (в первую очередь Российской Федерации) в гражданских правоотношениях является необходимостью для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных задач, связанных с имущественными отношениями.

Следует отметить, что термином «государство» обозначаются и Российская Федерация, и субъекты Федерации. В юридической литературе для обозначения Российской Федерации и ее субъектов как участников гражданских правоотношений применяется также термин «государственное образование». В законодательстве, однако, не встречается такого словосочетания. Законодатель, очевидно, исходит из того, что в целом участие в гражданских правоотношениях Российской Федерации и ее субъектов должно подчиняться единым правилам, и только в необходимых случаях указывается, что соответствующее правило имеет в виду участие именно Российской Федерации. Однако, поскольку специфика Российской Федерации как участника гражданских правоотношений, несомненно, имеется, то в дальнейшем под термином «государство» будем иметь в виду только Российскую Федерацию.

Основное назначение любого государства, в том числе и Российской Федерации, состоит в реализации его функций. Осуществление большинства внутренних и части внешних функций современного Российского государства требует использования последним гражданско-правовых средств — отсюда вытекает необходимость использования им гражданско-правовых форм и институтов, из чего и следует выступление государства в качестве самостоятельного гражданско-правового субъекта.

Перечень случаев, когда государство может выступать в качестве непосредственного субъекта гражданско-правовых отношений, обусловлен исключительно необходимостью осуществления государством тех или иных функций. Конкретные полномочия в рамках их реализации определены актами, устанавливающими статус государственных органов, уполномоченных выступать от имени государства в соответствии с положениями п. 1 ст. 125 ГК РФ. Согласно указанному пункту от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Следует согласиться с позицией Конституционного Суда РФ, считающего, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их особой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права — граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы.

Выступая в качестве покупателя товаров, необходимых для удовлетворения потребностей государства, Российская Федерация действует как участник гражданско-правовых отношений. Необходимость обеспечения государственных интересов в сфере закупок товаров обусловила выделение в качестве самостоятельного вида договора купли-продажи поставку товаров для государственных нужд. Обязательства по поставке товаров для государственных нужд возникают либо непосредственно из государственного контракта, либо из заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (п. 1 ст. 525 ГК РФ).

Помимо соответствующих норм ГК применяются специальные Законы о поставке товаров для государственных нужд. В настоящее время в их число входят Федеральные законы: от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе», от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве».

От имени государства (Российской Федерации) на стороне заказчика в данном договоре выступают государственные органы и организации, выступающие в качестве юридических лиц, на стороне поставщика — государственные и частные организации (юридические лица). Конкретный состав участников договора определяется структурой договорных связей, устанавливаемых на основе заказа государственного заказчика.

Государственные контракты на поставку продукции для федеральных государственных нужд следует рассматривать в качестве особой разновидности гражданско-правовых договоров в силу:

  • специфической цели заключения государственных контрактов;
  • особого порядка финансирования;
  • наличия нормативных установлений о повышенных штрафных санкциях;
  • возможности внесения в контракт изменений в одностороннем порядке;
  • права на отказ от исполнения контракта в одностороннем порядке;
  • комплексности правового регулирования отношений по удовлетворению государственных нужд.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ) для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ, — п. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.

Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период. Так, федеральные нужды предусматриваются в законе о федеральном бюджете на планируемый период. Потребности Российской Федерации в оборудовании, сырье, других товарах, предназначенных для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, определяются в оборонном заказе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *