- Договорное право

Учет имущества в 2021 году: 10 “горячих” вопросов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет имущества в 2021 году: 10 “горячих” вопросов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.

Что не относится к объектам ОС

В пункте 39 инструкции 157н сказано, что к ОС не относятся: предметы, служащие менее 12-ти месяцев, независимо от их стоимости и материальные объекты имущества, относящиеся к материальным запасам, находящиеся в пути или числящие в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.

Согласно п 7 СНГ ОС к основным средствам не относятся:

  • непроизведенные активы;

  • имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, если иное не предусмотрено Стандартом;

  • материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов;

  • материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, числящиеся в составе капитальных вложений;

  • биологические активы.

Постановка имущества на учет

При поступлении имущества определяется его принадлежность к ОЦДИ. К имуществу относятся основные средства (ОС), нематериальные активы (НМА) и материальные запасы (МЗ). В состав основных средств не включается недвижимость – здания, сооружения, участки. Для уточнения отнесения объекта к недвижимости можно воспользоваться справочником ОКОФ. Среди имущества встречаются объекты со сложной идентификацией принадлежности. Например, к зданиям относят:

  • Передвижные мастерские, АТС, кухни.
  • Щитовые домики, плавучие сооружения для проживания.
  • Вагоны-лаборатории, передвижной диагностический автотранспорт, электростанции или трансформаторное оборудование, установленное в вагонах или автомобилях.

Постановка на учет производится вне зависимости от источника приобретения имущества. К каждому из объектов прикрепляется инвентарная карточка, в которой указываются основные данные актива. Комиссия по приемке устанавливает срок полезного использования объекта. В регистрах и балансе ОЦДИ выделяется на отдельных счетах.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?

В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.

Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.

Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.

Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?

Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.

Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?

Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.

Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?

Изменение показателей устанавливается по договоренности с учредителем. Минимальное число раз – однократное в течение года. Порядок закрепляется во внутренних документах.

Особо ценное движимое имущество бюджетного учреждения

  • для федеральных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
  • для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тыс. руб.;
  • для муниципальных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. руб.;
  • недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения);
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.
Читайте также:  Сдача города в ГАИ в 2023 году

Особо ценное движимое имущество

Таким образом, учредитель в отношении подведомственного учреждения устанавливает перечень особо ценного движимого имущества, в соответствии с которым учреждение должно отнести имущество, числящееся у него на балансе, к этой категории. При отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества учредитель использует стоимостный критерий (в соответствии с Постановлением N 538 к особо ценному движимому имуществу муниципальных бюджетных и автономных учреждений относится движимое имущество, стоимость которого превышает 200 тыс. руб.), а также то, что без конкретного имущества осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено. Бюджетное учреждение, руководствуясь порядком отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества, утвержденным учредителем, относит имущество, числящееся у него на балансе, к этой категории. Поскольку, как следует из вопроса, на момент отнесения имущества к категории «особо ценное движимое имущество» такого документа не было (он был издан позднее), учреждение сейчас должно привести активы в соответствие с таким документом.

Согласно нормам ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

Что относится к особо ценному движимому имуществу бюджетного учреждения

Каждое предприятие, коммерческое или бюджетное, пользуется тем или иным имуществом в процессе выполнения своей профессиональной деятельности. Если говорить об особо ценном движимом имуществе бюджетного учреждения и что относится к нему, то следует понимать, что это прежде всего та собственность, без которой организации было бы затруднительно осуществлять свою деятельность.

  • Когда ценность имущества, которое числится на балансе, составляет от 50 до 500 тыс. руб. — для автономных предприятий.
  • Для федеральных компаний — от 200 до 500 тыс. руб.
  • Для муниципальных автономных учреждений — от 50 до 200 тыс. руб.
  • Прочие объекты, без которых предприятию будет весьма затруднительно осуществлять свою деятельность.
  • Те ценности, которые могут быть отчуждены лишь в специальном порядке, который устанавливается нормативными документами. Это могут быть ценные коллекции или предметы, которые находятся в государственной собственности.

Учет особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения

  • для федеральных бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 000 до 500 000 руб.;
  • для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 000 до 500 000 руб. либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
  • для муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 000 до 200 000 руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
Читайте также:  Есть ли законы запрещающие продажу энергетиков 2023 года

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

Вопрос: Комитетом по имущественным отношениям субъекта РФ проводится принятие в государственную казну недвижимого имущества, особо ценного имущества от государственных бюджетных учреждений и передача из государственной казны недвижимого имущества, особо ценного имущества на баланс государственным бюджетным учреждениям

Инструкция N 162н и иные нормативные правовые акты прямо не определяют порядок информационного взаимодействия учредителя с иными организациями госсектора в целях получения информации о движении недвижимого и особо ценного движимого имущества в подведомственных бюджетных (автономных) учреждениях. В то же время в письме Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798 даются рекомендации, согласно которым основанием для отражения в учете подобной корректировки являются Извещения (форма 0504805), направляемые учредителю подведомственными бюджетными и автономными учреждениями с заданной им периодичностью.

Остаток, отраженный в бюджетном учете учредителя по счету 1 204 33 000, должен быть равен балансовой стоимости того имущества, которым подведомственные ему бюджетные (автономные) учреждения не могут отвечать по своим обязательствам и распоряжаются только по согласованию с собственником.

Перечни особо ценного движимого имущества

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

В отношении учета имущества, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, приобретенного учреждением культуры за счет доходов от осуществления деятельности, приносящей доход, необходимо отметить следующее. В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Поэтому вне зависимости от источника финансирования рассматриваемое имущество подлежит отнесению к ОЦДИ и включению в перечень ОЦДИ.

Культурные ценности и иное имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, закрепленные за бюджетным учреждением на каком-либо вещном либо обязательственном праве, подлежат включению в состав ОЦДИ (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ) в силу своего правового статуса.

Нормами части 3 пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), статьями 12, 26 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 N 3612-1, установлено, что культурные ценности (включая документы Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, музейные предметы и музейные коллекции и проч.), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ) Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности.

Перечень особо ценного имущества

174-й ФЗ регламентирует, каким образом могут составляться перечни имущества, операции с которым требуют согласования с учредителями. К примеру, госорганы, являющиеся учредителями автономных предприятий, имеют все права по формированию таких перечней и включают в них позиции, числящиеся в федеральном бюджете.

Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).

В соответствии с последними нововведениями в законодательство на правилах договора аренды недвижимость может передаваться лишь в случае одобрения сделки Росимуществом, в чей адрес направляют проект документации. В ряде случаев это не требуется: когда решение принимают предприятия, подчиненные Росморречфлоту, Минобороны. На особом положении находятся юрлица Управления делами Президента.

Читайте также:  Сколько стоит оформить дарственную

Для федеральных автономных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;

  • насколько четко и достоверно была сформулирована информация в заявлении и прилагаемых бумагах;
  • насколько была обоснована целесообразность распоряжения конкретным имуществом и насколько это может положительно сказаться на деятельности учреждения;
  • соответствие соглашения на распоряжение действующему законодательству;
  • в результате распоряжения не должно наблюдаться отрицательных последствий.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Учет особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения

Мы уже не раз отмечали, что объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета. В частности, по аналитической группе 20 учитывается особо ценное движимое имущество бюджетного учреждения (п. 37 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н (далее — Инструкция N 157н)). Именно о таком имуществе и пойдет речь в статье.

  • для федеральных бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 000 до 500 000 руб.;
  • для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 000 до 500 000 руб. либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
  • для муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 000 до 200 000 руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

Учет операций с особо ценным движимым имуществом в медицинских учреждениях

Медицинское учреждение получило от учредителя имущество, ранее находившееся в эксплуатации. Согласно акту приема-передачи (ф. 0306001) балансовая стоимость оборудования составляет 350 000 руб. Сумма начисленной амортизации – 90 000 руб. По истечении некоторого времени имущество было передано другому бюджетному учреждению, подведомственному тому же учредителю. Сумма начисленной на оборудование амортизации за время его эксплуатации учреждением составила 70 000 руб. Цифры в примере условные. Предположим, что передаваемое и получаемое имущество отражается по счету 4 101 26 000.

В свою очередь, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, которое находится у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Законом о некоммерческих организациях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *