- Договорное право

Ответственность за нецелевое использование земельных участков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нецелевое использование земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Каждый участок земли требует обязательной регистрации права собственности. Он может принадлежать юридическим, физическим лицам или государству. Если гражданин решит самостоятельно присвоить себе какую-то территорию без официального определения границ и получения документов, то его могут привлечь к административной ответственности в соответствии со статьёй 7.1 КоАП и статьёй 76 Земельному кодекса.

Неиспользование участка

Если земля долгое время простаивает и становится «бесхозной», то по закону это расценивается как снижение ее качества — статья 8.8 КоАП. Ведь каждой территории отведена определенная цель — строительство дома, посадка с/х культур или возведение промышленного объекта.

Заброшенная территория со временем может превратиться в место повышенной опасности, например, в свалку с угрозой экологического загрязнения или в заросшее сорняками поле, где может произойти пожар и т. д.

Штрафы за неиспользование с/х земельных участков:

  • Для физических лиц — от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости, но не меньше 3 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц — от 0,5 до 1,5%, но не меньше 50 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 2 до 10%, но не меньше 200 тысяч рублей.

За неиспользование участка, предназначенного для строительства жилья, посадки сада или огорода:

  • Для физических лиц — от 1 до 1,5% кадастровой стоимости, но не меньше 20 000 рублей.
  • Для должностных — от 1,5 до 2%, но не меньше 50 тысяч рублей.
  • Для юридических — от 3 до 5%, но не меньше 400 тысяч рублей.
  • Если кадастровая цена не определена, то гражданам — 20—50 тысяч рублей, должностным лицам — 50—100 тысяч рублей, юридическим — 400—700 тысяч рублей.

Основания для принудительного изъятия земельного участка

Прекращение права собственности на землю помимо воли собственника представляет собой совокупность юридических и фактических действий, с которыми законодатель связывает принудительное (по инициативе компетентного органа) изъятие участка.

Лишение собственности в России возможно только на основании решения суда (ч. 3 ст.35 ЗК РФ).

Собственник, чьи интересы ущемлены, вправе претендовать на соразмерную компенсацию.

Перечень оснований для принудительного прекращения права собственности на участки:

  • обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
  • национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
  • реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
  • конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
  • отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
  • выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
  • признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.

Изъятие участка при ненадлежащем использовании возможно в случае:

  • нерационального и нецелевого землепользования, использования участка способом, снижающим плодородность земель или ухудшающим экологическую обстановку (ст. 285 ГК РФ);
  • неиспользование на протяжении трех лет участка, предназначенного для сельхозпроизводства, индивидуального жилищного строительства или иного строительства если более длительный срок не оговорен специальными предписаниями (ст. 284 ЗК РФ).

Названный трехлетний период не включает время, необходимое для освоения участка. Правило не касается земель сельскохозяйственного назначения, подпадающих под действие Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Особенности принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

Указанные особенности регламентированы преимущественно ст. 6 Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земли рассматриваемой категории находятся в постоянном поле зрения контролирующих структур.

Они обладают такой характеристикой как плодородные гумусосодержащие почвы. Поэтому политика государства направлена на предотвращение истощения, загрязнения земель, пригодных к ведению сельского хозяйства.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты как в связи с нецелевым использованием, так и в связи с нерациональным целевым использованием (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Изъятие по первому признаку проводится по общим правилам Гражданского и Земельного кодексов. Для изъятия участков, которые используются по целевому назначению, контролирующему органу необходимо доказать суду:

  • факт нарушения санитарно-гигиенических, природоохранных или иных норм землепользования;
  • с использованием методик, разработанных согласно Федеральному закону РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подтвердить значимое снижение плодородия почв;
  • доказать наличие причинной связи между действиями/бездеятельностью землепользователя и ухудшением качества почв.

Как и земли под строительство, сельскохозяйственные земли могут быть изъяты за неиспользование. Причина кроется не только в заинтересованности государства в развитии агропромышленного комплекса, но и в том, что неиспользование, равно как и неправильное использование земель, может нанести непоправимый вред почвам.

Своевременное использование земельного участка

В числе обязательств землепользователя (ст. 42 ЗК РФ) законодатель указал на необходимость своевременного освоения участка. Названная обязанность актуальна на случай, если сроки освоения участков специально оговорены договорами.

Таким образом, законодатель не обязывает землепользователя приступать к освоению участка в определенное время, однако предполагает возможность собственника участка оговаривать такую возможность.

Существует большая разница между пользованием публичными и частными землями. При передаче участка в аренду частный владелец заинтересован в полном и своевременном получении арендных платежей, а также в сохранении потребительских качеств переданного в аренду участка.

Приступил ли арендатор к освоению участка, получает ли он выгоду от заключенной сделки, для арендодателя не имеет значения. Исключением в этом плане выступают только земли сельскохозяйственного назначения, поскольку их неиспользование может привести к уменьшению продуктивности почв.

Публичный собственник будь то территориальная община или государство, наоборот, жестко контролирует своевременность использование участков по целевому назначению. Такая политика препятствует скупке земель перекупщиками, созданию искусственного дефицита и спекуляциям с ценами. Ст. 39.8 ЗК РФ устанавливает граничные сроки заключения договоров арены публичных участков:

  • до 3 лет – для завершения строительства уже начатого объекта недвижимости;
  • 3 — 10 лет – на строительство и реконструкцию здания;
  • 20 лет – для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и т.д.
Читайте также:  Как происходит изменение порядка взыскания алиментов

Однако, даже в пределах этих относительно небольших сроков возможно изъятие участков в связи с неиспользованием. Современные договора о предоставлении публичных земель в пользование гражданам могут предусматривать сроки начала строительных работ или иных действий по освоению участка. Арендодатель, воспользовавшись возможностями ст. 619 ГК РФ, оговаривает свое право на:

  • проверку состояния освоения предоставленных земель;
  • расторжение договора в случае несвоевременного освоения участка.

Обязанность своевременного освоения предоставленных участков организациями зачастую прописана в договорах еще более жестко. К примеру, согласно ст.38.2 ЗК РФ договор о комплексном освоении территории для жилищного строительства должен содержать:

  • граничные сроки подготовки проекта планировки и межевания предоставленной под застройку территории;
  • максимальные сроки строительства инженерной инфраструктуры и передачи благоустроенной территории в публичную собственность;
  • граничные сроки самой застройки.

Основания для принудительного изъятия земельного участка

Прекращение права собственности на землю помимо воли собственника представляет собой совокупность юридических и фактических действий, с которыми законодатель связывает принудительное (по инициативе компетентного органа) изъятие участка.

Лишение собственности в России возможно только на основании решения суда (ч. 3 ст.35 ЗК РФ).

Собственник, чьи интересы ущемлены, вправе претендовать на соразмерную компенсацию.

Перечень оснований для принудительного прекращения права собственности на участки:

  • обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
  • национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
  • реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
  • конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
  • отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
  • выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
  • признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.

Изъятие участка при ненадлежащем использовании возможно в случае:

  • нерационального и нецелевого землепользования, использования участка способом, снижающим плодородность земель или ухудшающим экологическую обстановку (ст. 285 ГК РФ);
  • неиспользование на протяжении трех лет участка, предназначенного для сельхозпроизводства, индивидуального жилищного строительства или иного строительства если более длительный срок не оговорен специальными предписаниями (ст. 284 ЗК РФ).

Названный трехлетний период не включает время, необходимое для освоения участка. Правило не касается земель сельскохозяйственного назначения, подпадающих под действие Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Адвокат по делам нецелевого использования земли в Екатеринбурге

Любой надел имеет свое назначение. Поэтому в наше время большое количество людей, которые планируют или же уже имеют в своей собственности определенный надел, интересуются вопросом о том, что такое нецелевое использование земельного участка. Возможно ли осуществить перевод земель в земли промышленности, перевод одной категории земли в другую, чтобы избежать санкций к собственнику?

Предназначение подобного имущества может быть определено разрешенными пределами его применения юридическими лицами вместе с гражданами, однако данные ограничения обязаны быть установлены законом и конкретизированы соответствующими органами власти.

Если вы хотите, чтобы все прошло идеально, вам следует принять во внимание предоставленную нами информацию. Если есть необходимость, то вам может помочь наш юрист по земельным спорам, который сможет грамотно вас проконсультировать. Тогда вы будете уверены в том, что все пройдет на самом высоком уровне. Результат будет отвечать всем вашим ожиданиям. Все это обязательно следует учитывать. Также наказывается нарушение разрешенного использования земельного участка.

Можно ли признать нарушение по целевому применению ЗУ, если проводимая деятельность не соответствует разрешенному виду?

Признание нецелевого использования участка допустимо, если производимая собственником деятельность нарушает нормы, предписанные для данной категории. То есть земли населённых пунктов предназначены для застройки жилыми домами, здесь недопустимо возводить промышленные предприятия, разводить скотные дворы или использовать таковые под огороды.

Сельскохозяйственные угодья предназначены только для сельхоз мероприятий. Жилые комплексы здесь возводить нельзя. При определённых условиях допускается застройка дачными домиками.

Если строится промышленное предприятие – оно должно соответствовать предусмотренным нормам и отвечать установленной категории земель, соответствуя роду сельскохозяйственной деятельности, например – обработке сельхозпродукции. Другие предприятия здесь возводить недопустимо.

При предоставлении участка указывается его назначение, которое внесено в Росреестр. Это основное доказательство, служащее критерием нормированного извлечения пользы из полученного надела. Нарушение выявляется путём сравнения рода деятельности владельца ЗУ с указанной Росреестром целью использования.

Выявив несоответствие, подать жалобу в администрацию населённого пункта могут соседи по участку и иные заинтересованные лица, чьи права нарушаются нецелевым использованием. Доказать правомочие жалобы они могут поданным на административную комиссию заявлением, с просьбой выявить нарушения, обнаруженные на участке.

Своевременное использование земельного участка

В числе обязательств землепользователя (ст. 42 ЗК РФ) законодатель указал на необходимость своевременного освоения участка. Названная обязанность актуальна на случай, если сроки освоения участков специально оговорены договорами.

Таким образом, законодатель не обязывает землепользователя приступать к освоению участка в определенное время, однако предполагает возможность собственника участка оговаривать такую возможность.

Существует большая разница между пользованием публичными и частными землями. При передаче участка в аренду частный владелец заинтересован в полном и своевременном получении арендных платежей, а также в сохранении потребительских качеств переданного в аренду участка.

Приступил ли арендатор к освоению участка, получает ли он выгоду от заключенной сделки, для арендодателя не имеет значения. Исключением в этом плане выступают только земли сельскохозяйственного назначения, поскольку их неиспользование может привести к уменьшению продуктивности почв.

Публичный собственник будь то территориальная община или государство, наоборот, жестко контролирует своевременность использование участков по целевому назначению. Такая политика препятствует скупке земель перекупщиками, созданию искусственного дефицита и спекуляциям с ценами. Ст. 39.8 ЗК РФ устанавливает граничные сроки заключения договоров арены публичных участков:

  • до 3 лет – для завершения строительства уже начатого объекта недвижимости;
  • 3 — 10 лет – на строительство и реконструкцию здания;
  • 20 лет – для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и т.д.

Однако, даже в пределах этих относительно небольших сроков возможно изъятие участков в связи с неиспользованием. Современные договора о предоставлении публичных земель в пользование гражданам могут предусматривать сроки начала строительных работ или иных действий по освоению участка. Арендодатель, воспользовавшись возможностями ст. 619 ГК РФ, оговаривает свое право на:

  • проверку состояния освоения предоставленных земель;
  • расторжение договора в случае несвоевременного освоения участка.
Читайте также:  Кто может обанкротиться бесплатно и без суда в 2023 году?

Обязанность своевременного освоения предоставленных участков организациями зачастую прописана в договорах еще более жестко. К примеру, согласно ст.38.2 ЗК РФ договор о комплексном освоении территории для жилищного строительства должен содержать:

  • граничные сроки подготовки проекта планировки и межевания предоставленной под застройку территории;
  • максимальные сроки строительства инженерной инфраструктуры и передачи благоустроенной территории в публичную собственность;
  • граничные сроки самой застройки.

С 1 июля обо всех таких выявленных фактах в налоговую службу будут сообщать органы земельного надзора. Таким образом, у ФНС появится еще один повод для доначисления земельного налога. Соответствующие изменения зафиксированы в Налоговом кодексе. Однако эта мера вряд ли целесообразна.

По моему мнению, такие подходы свидетельствуют об отсутствии свежих идей и понимания, куда нужно двигаться в земельной политике. Во-первых, государство остается крупнейшим земельным собственником — на его балансе около 92 процентов земель. Среди земель сельхозназначения эта доля существенно меньше — в пределах 20 процентов, так как здесь была проведена массовая приватизация. Но между площадью сельхозугодий, которые числятся по учету, и сельхозугодьями, которые предоставлены сельхозпроизводителям, что называется, дистанция огромного размера. Всего сельхозугодий в стране 222 миллиона гектаров, а предоставлено сельхозпроизводителям 193 миллиона. Вся непредоставленная земля находится в госсобственности, она не может быть используемой. А это 29 миллионов гектаров. Чтобы эти участки могли быть использованы, они должны быть сформированы, зарегистрированы соответствующим образом и выставлены на обзор для всех желающих. Однако ничего из этого не сделано.

В ходе сельхозпереписи 2021 года нашли сельхозпроизводителей, за которыми было закреплено 142,7 миллиона гектаров сельхозугодий из 193 миллионов. А где же остальные? Если их не нашли переписчики, то как найдут контролеры?

Далее. Из земель, которые были закреплены за найденными во время сельхозпереписи производителями, использовалось только 125 миллионов гектаров. С ненайденных площадей налог не платится. С тех, кого не нашли, налог не соберешь. Остается лишь 18 миллионов гектаров. Возникает закономерный вопрос: ради чего затевается вся эта кампания? Ради того, чтобы повысить сумму собираемых налогов или чтобы стимулировать к использованию земель?

Кроме того, не везде то, что числится сельхозугодьями, возможно или целесообразно вводить в производство. Драматически снизилось поголовье крупного рогатого скота, овец и коз, пропорционально этому снизилось использование пастбищ. Разве поможет ввести их в сельхозоборот повышенный налог? Я уверена, что пользователь скорее откажется от такого участка и даже обычного налога за него. Может, и удастся один раз получить большой налог, но во второй раз это вряд ли получится.

Чтобы сократить площади неиспользуемых, заброшенных сельхозземель, необходимо разработать целостную земельную стратегию

Все площади посевов культур, на которые есть спрос, растут или как минимум не сокращаются. Практика показывает, что посевы кормовых и поголовье КРС снижались одинаковыми темпами. Так под какие цели можно вовлекать новые площади? Если нет резона производить на новых землях дополнительную продукцию, то это приведет только к отказу от такой земли.

Во-вторых, хотелось бы понять, как будут находить собственников или тех, кому земля передана в пользование, если в ЕГРН нет всех собственников и их участков? Предположим, проверяющие даже выявят, что участок не используется. Однако далеко не во всех субъектах можно легко найти, чей именно этот участок.

Далеко не все заброшенные земли, которые тем не менее числятся сельскохозяйственными угодьями, возможно или целесообразно снова возвращать в производство

В-третьих, кому и как будут вменять повышенный налог? Большая часть земли находится в долевой собственности. Будут каждому дольщику писать извещение? Но в отдельных хозяйствах их сотни. В общем, предлагаемые нововведения сработают, если на территории есть большой спрос на землю, если вся земля от тысяч дольщиков перешла нескольким юрлицам и вся она зарегистрирована по полям и участкам в ЕГРН. И при всем этом есть и неиспользуемый участок. И его хочет использовать сосед. Ему нужно помочь, если хозяин забросил участок. Но если такая идеальная картинка и существует, то в отдельных местах единичных субъектов.

Кроме того, при наших масштабах земельных угодий для выполнения этой задачи нужна целая армия проверяющих. Значит, нужны стимулы. Кроме того, сами признаки неиспользования требуют корректировки. Пока существующие механизмы коррупционноемкие. При такой ситуации непонятно, для чего именно придумана эта инициатива. По моему мнению, чтобы сократить площади неиспользуемых, заброшенных земель, необходимо разработать целостную земельную стратегию как часть экономической. И в ней понуждение к использованию земли может быть лишь одним из механизмов достижения единой цели. Но далеко не первым.

Справка

Сейчас для земель сельхозназначения применяется пониженная ставка земельного налога 0,3 процента. Для всех прочих земель установлена ставка 1,5 процента. Возможность доначислений налога до 1,5 процента существует и сейчас, если доказано неиспользование земель по целевому назначению. Такие судебные прецеденты есть. Но с 1 июля органы земельного надзора наделены правом по своей инициативе сообщать о выявленных фактах нецелевого использования земель в налоговую службу. Кроме того, налоговая служба сможет запрашивать такую информацию у органов земельного надзора. Поэтому случаев доначисления может стать существенно больше. Нововведение не коснется личных подсобных (дачных, садовых и т.п.) участков.

Комментарий к статье 8.8 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют либо действия, т.е. использование земель не по целевому назначению (состав 1); либо бездействие, т.е. неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства (состав 2); либо действия или бездействие, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (состав 3); субъективная сторона правонарушения характеризуется виной либо в форме прямого умысла (составы 1, 2), либо в форме прямого умысла или неосторожности (состав 3). Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (п. 15 ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ). Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами (ч. 1 ст. 7, ч. 1, ч. 2 ст. 42 ЗК РФ). Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также использование земельного участка средствами и способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки, являются основаниями принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также права аренды земельного участка (абз. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 45, абз. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 46 ЗК РФ). Оборот земель сельскохозяйственного назначения, согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ, основывается на принципах, одним из которых является сохранение целевого использования земельных участков. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с ЗК РФ (абз. 1 ч. 3 ст. 1, ч. 3 ст. 6). Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ обязан в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством (п. 7 ч. 2 ст. 19).

Читайте также:  Возврат налога при покупке квартиры в 2023 году

3. Охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (п. 10 ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ). Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности (ч. 2 ст. 12 ЗК РФ). Мелиорация земель в соответствии с Федеральным законом «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ представляет собой коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают четыре типа мелиорации земель, в том числе гидромелиорацию, агролесомелиорацию, культуртехническую мелиорацию и химическую мелиорацию (ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 5). Согласно Методике определения размеров ущерба от деградации почв и земель, утв. Минприроды РФ 11 июля 1994 г. и Председателем Роскомзема 29 июля 1994 г., согл. с Минсельхозпродом РФ 5 июля 1994 г., согл. с Президентом Российской академии сельскохозяйственных наук 30 июня 1994 г., деградация почв и земель представляет собой совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель. Существует четыре основных типа деградации почв и земель, в частности технологическая (эксплуатационная) деградация, в т.ч. нарушение земель, физическая деградация и агроистощение; эрозия, в т.ч. водная и ветровая; засоление, в т.ч. засоление и осолонцевание; и заболачивание (п. 2.1, п. 2.3).

———————————
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142; см. с изм. и доп.

Что такое приобретение права на бесхозяйные вещи

Существует такая форма перехода права собственности, как приобретение права собственности на вещь, у которой нет хозяина, — бесхозяйную вещь. Тут есть варианты: собственника нет, он неизвестен или он отказался от прав.

Земельные участки — это тоже вещи, так что на них это тоже распространяется. Но для земли работает только один из вариантов: бесхозной можно признать землю, от прав на которую отказался владелец.

Остальные варианты не подходят. У земли всегда есть собственник. Если собственника — неважно, физического или юридического лица — нет, значит, собственник — Российская Федерация, или регион, или муниципалитет. То, что собственник неизвестен, тоже не основание признавать землю бесхозной. Если право на земельный участок когда-то возникло, оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке. Если право не зарегистрировано, его вообще нет, потому что право собственности возникает с момента его регистрации.

Если нет доказательств отказа бывшего собственника от прав признать именно землю бесхозяйной — ничего не выйдет. Строение можно признать бесхозяйным, а землю — нет.

Другое дело, если бы у вас были такие доказательства. По заявлению местных органов власти участок должны были бы поставить на учет, как бесхозяйный, а через год по исковому заявлению могли бы признать его муниципальной собственностью и выставить на торги.

Наказание за нецелевое использование земельного участка

  1. Штраф. Административным кодексом предусмотрена ответственность за невыполнение собственником обязанности по рекультивации участков, улучшению их свойств, приведение земель в непригодное состояние, непроведение мероприятий по защите земель и установил размер штрафов за нецелевое использование земельных участков. Так же штрафами облагаются самые распространённые правонарушения – самовольный захват земельного участка, использование не по назначению и неиспользование в указанные сроки.
  2. Изъятие. Наиболее жестким наказанием для нерадивого владельца надела может быть только изъятие земельного участка в связи с нецелевым использованием, что будет полезным государству. Это не единственный случай, когда у государства есть возможность изъятия земли. Можете изучить информацию по ссылке по вопросу порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд с компенсацией убытков.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *