- Договорное право

Государственные гарантии социальной защиты интересов населения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственные гарантии социальной защиты интересов населения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;

  • социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;

  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;

  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;

  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;

  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. В этот и заключается актуальность данной темы дипломного исследования.

Целью данной работы является изучение социальной защиты как одной из важнейших задач муниципального образования, его состояния и путей совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть понятие, сущность, цели социальной защиты населения;

— раскрыть принципы и систему социальной защиты населении;

— изучить нормативно-правовую базу социальной защиты в РФ;

— проанализировать результаты социальной защиты населения в МО г. Оренбург;

— выявить проблемы и перспективы развития социального обеспечения в МО г. Оренбург.

Объектом исследования является Управление по социальной политике администрации города Оренбурга.

Предметом исследования работы является социальная политика и работа Управления по социальной политике администрации города Оренбурга.

Исследования в работе основаны на обработке качественной и количественной информации с использованием методов сравнения и анализа полученных данных.

В работе использовались нормативно-правовые документы в области социальной политики, учебная литература. Для анализа использовались данные, отражающие деятельность Управления по социальной политике.

В рамках муниципальной программы «Социальная поддержка жителей города Оренбурга» на 2015-2019 годы» проводятся мероприятия:

1. По оказанию социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде социальных выплат и компенсаций:

Ежемесячно отдельным категориям граждан предоставляется 10 видов социальных выплат, в том числе выплата на проезд, компенсация за жилищно-коммунальные услуги, выплаты по договорам ренты, доплата к пенсиям и др.

В целях повышения качества услуг, предоставляемых населению, оперативного взаимодействия между гражданами и различными поставщиками услуг по вопросам оплаты ЖКУ (в т.ч. погашения задолженности) в городе работает межведомственная «Комиссия по вопросам оплаты ЖКУ гражданами, имеющими задолженность по оплате за предоставленные услуги».

Читайте также:  Как получить и можно ли иметь двойное гражданство России и Украины?

В 2016 проведено 21 заседание, рассмотрено 506 обращений граждан и организаций об общей сумме задолженности 33,5 млн. руб., в результате приняты решения:

— 439 чел. (86,8%) предоставить рассрочку платежа и снять пени,

— 67 чел. (13,2%) списать долг и/или пени и др.,

В отчетном периоде продолжена работа по обеспечению проезда граждан в пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования с использованием социальных транспортных карт. В отчетном периоде произведено возмещение на сумму 112,6 млн.руб., в т.ч. погашена кредиторская задолженность за 2015 год оператору и перевозчикам в размере 19,3 млн.руб. Ежемесячно в среднем пользовались картой 19464 чел., которыми совершены 9 121 870 поездок.

В соответствии с решением Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с социальной поддержкой, выдано 14 справок о подтверждении факта нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи.

2. По оказанию социальной поддержки жителей города, находящихся в трудной жизненной ситуации:

Для разрешения различных сложных ситуаций в управление по социальной политике администрации города Оренбурга за 2016 год обратилось 504 жителя города, из них в письменной форме — 456. Каждое обращение отработано и оказана помощь в пределах компетенции управления.

Объемы предоставления единовременной денежной выплаты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации представлены в таблице 1.

Выделенные ассигнования на 2016 год – 1813,7 тыс. руб., материальная помощь оказана 123 гражданам на общую сумму 1813,7 тыс. руб. (100 % от выделенных ассигнований), в т.ч.:

Таблица 1 — Предоставление единовременной денежной выплаты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации

№ п/п

Категории граждан

Сумма оказанной помощи

(тыс. руб.)

Количество охваченных

(чел.)

Средний размер оказанной помощи

(тыс. руб.)

1

Семьи с детьми

810,0

42

19,2

2

Граждане старшего поколения

339,0

23

14,7

3

Инвалиды

616,7

54

11,4

4

Прочие

48,0

4

12,0

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Профессиональный стандарт социального работника

Как и любая другая, специальность «социальный работник» требует наличия определенных навыков и знаний, соответствующих единому профессиональному стандарту, утвержденному Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 г. № 677н.
Согласно этому документу, специалист социальной службы должен соответствовать следующим требованиям:

  • отсутствие ограничений по состоянию здоровья;
  • наличие среднего общего образования и стажировки по специальности или диплома о получении среднего профессионального образования;
  • удостоверение о прохождении курсов оказания первой медицинской помощи;
  • отсутствие судимостей по статьям Уголовного кодекса РФ против личности и половой неприкосновенности.

Есть также негласный критерий для специалистов данной профессии – они должны любить людей.

Обязанности социального работника по уходу за пожилыми гражданами прописаны в его должностной инструкции, которая составлена с учетом требований профессионального стандарта.
Документ состоит из следующих пунктов:

  • основные положения;
  • должностные обязанности;
  • права сторон;
  • ответственность сторон.

Специалист обязательно должен быть ознакомлен со своей должностной инструкцией под роспись и получить один ее экземпляр на руки.

Понятие социальной работы

Объект социальной работы – люди, которые нуждаются в посторонней помощи и поддержке:

  • пожилые;
  • инвалиды;
  • пенсионеры;
  • дети;
  • люди с тяжёлыми заболеваниями;
  • люди, находящиеся в тяжёлых жизненных обстоятельствах;
  • наркотически зависимые;
  • безработные;
  • подростки, оказавшиеся в дурных компаниях;
  • беженцы;
  • неполные семьи;
  • переселенцы;
  • отбывшие наказание в местах заключения под стражу;
  • осуждённые и др.

Субъектом социальной работы выступают люди и организации, ведущие социальную работу:

  • государство, которое осуществляет социальную политику посредством собственных органов социальной защиты;
  • общественные ассоциации и организации (Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Российская ассоциация социальных служб и другие);
  • организации благотворительного профиля;
  • общества милосердия (Красный Крест и другие).

Главными субъектами, осуществляющими социальную работу как на общественных или добровольных началах, так и профессионально, являются люди. Во всём мире насчитывается порядка полумиллиона профессионально подготовленных социальных работников, то есть тех людей, кто имеет образование и диплом подтверждающий необходимую квалификацию.

В Российской Федерации число таких людей составляет около нескольких десятков тысяч. Основная часть задач социальной работы выполняется непрофессиональными сотрудниками из чувства долга, убеждений, либо в силу сложившихся обстоятельств.

Система обязанностей защиты

Замечание 1

Система социальной защиты является очень существенным сегментом рыночного, социально ориентированного государства. Также в сферу интересов социальной защиты входит сфера жизненно-важных интересов граждан государства.

Система социальной защиты населения достаточно обширная и многоаспектная. Сюда входят социальные гарантии (минимальные социальные стандарты и льготы, предоставляемые нуждающемуся населению).

Социальная помощь со стороны системы социальной защиты выражается в двух крупных элементах. Во-первых, это социальное обслуживание – социальный уход, социальная реабилитация, социальный приют, а также система социально-бытовых услуг для нуждающихся. Во-вторых, социальное обеспечение со стороны государства и органов социальной защиты: предметы первой необходимости, социальные и медицинские услуги, социальные компенсации, пенсии и пособия нуждающимся.

Читайте также:  Сколько учатся на права в автошколе

Еще одна немаловажная сфера социальной защиты – это социальное страхование. Оно заключается в выплатах пенсий и пособий в случае несчастных случаев, которые могут произойти с застрахованными гражданами.

То, насколько своевременно и качественно органы социальной со защиты выполняют свои ключевые обязанности, является показателем, очень яркой характеристикой того, на каком уровне развития находится государство, ведь именно в отношении к своим гражданам проявляется его истинная сущность. Здесь же главную роль играют принципы социальной защиты. Во всех странах они примерно идентичны, отличаются лишь в зависимости от специфики развития государства.

Государственные структуры используют целый ряд средств, которые способны защитить граждан от бедности:

  1. Законодательные нормативы, которые служат ограничительным инструментом влияния на материальное состояние граждан – минимальная зарплата, меньше нельзя заплатить официально устроенному работнику.
  2. Субсидии, льготы, частично оплачиваемая коммуналка, обеды школьников как вид социальный стимуляторов. Это и выделение средств многодетным семьям, детских пособий.
  3. Анализируют результаты после проведения программ для поддержания достойного уровня жизни. Разрабатывают меры, которые способны сократить уровень безработицы.
  4. Создание негосударственных пенсионных фондов.
  5. Открытие учреждений, осуществляющих обслуживание инвалидов, нетрудоспособную категорию граждан.
  6. Выделение средств многодетным семьям.

Большой вклад в поддержку системы соцзащиты в России внесли благотворительные фонды.

Функцию социальной защиты выполняют общественные фонды потребления. Они призваны обеспечить гарантированный доход тем, кто не может зарабатывать средства к жизни (пенсионеры, инвалиды, дети-сироты), а также равное право для всех членов общества получить бесплатное образование, здравоохранение и жилье. Если эти возможности распределяются не на всех, то принцип бесплатности лишается социального смысла, так как в этом случае не реализуется право всех членов общества на равную долю национального дохода из общественных фондов потребления. К основным социальным гарантиям относится право на минимум жизненных благ (гарантия частично сохраняемой зарплаты) матерей, занятых трудом, обеспечивающим оптимальные условия воспитания и поддержания здоровья детей в первые годы жизни после рождения. Обеспечение условий жизнедеятельности индивидов и социальных групп включает в себя право выбора потребительских товаров и услуг, жилища, места проживания, учреждений здравоохранения, культуры, способов организации отдыха, удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону . Б.Б. Прохоров . 2005 .

Социальное страхование населения

Социальным страхованием называют один из видов социальной защиты населения, главная цель которого – выполнение конституционного права людей на материальную помощь в случае утраты здоровья или трудоспособности, безработицы и других подобных проблем.

Социальное страхование может быть коллективным, государственным или смешанным. В отличие от государственного, коллективное страхование организуется профсоюзами. По времени возникновения оно является более древним, чем государственное.

В России обязательное социальное страхование является одним из инструментов по реализации социальных программ государства. Оно финансируется из внебюджетных фондов социального страхования и других источников. Социальное страхование предусматривает выплаты государственных пособий и пенсий.

Среди пособий наиболее часто используется пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для его выплат является выписка, получаемая в медицинском учреждении. Еще одним видом пособий является пособие по беременности и родам. Его размер приравнивается к размеру заработной платы. Также есть пособие по уходу за маленьким ребенком.

Среди других выплат можно выделить пособие по безработице, которое не пользуется популярностью у населения, вследствие чисто символического размера выплаты.

Целевой принцип помощи

А главное, что деньги должны быть потрачены по целевому принципу, например, если человек без работы, то и помочь ему надо так, чтобы работать начал, на себя, например, а не просто выделить деньги, проесть их за какое-то время и опять на том же месте, условно, с протянутой рукой.

Именно такой подход предполагает социальный контракт, как адресная социальная помощь нуждающимся, которая включает целый перечень мероприятий, помогающая людям в сложной жизненной ситуации и помощь в определении постоянного источника дохода.

Среди разнообразных форм соцконтракта может быть и целевая денежная выплата, но обязательно направленная на конкретную цель.

Потому при заключении контракта совместно с соцработником человек составляет индивидуальную программу социальной адаптации.

В ней четко расписывается куда, на что и как планируется потратить выделяемую помощь, в зависимости от жизненной ситуации. Именно этим соцконтракт отличается от адресных пособий.

Социальная поддержка по законодательству субъектов РФ

В качестве примера социальной поддержки «региональных льготников» (ветеранов труда и др.) приведем законодательство г. Москвы.

В соответствии Законом г. Москвы от 03.11.2004 г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» деятельность по предоставлению мер социальной поддержки основана на тех же принципах, что и на федеральном уровне. Кроме того, применяется принип адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.

К мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан относятся:

Право на социальную поддержку имеют следующие категории граждан из числа пенсионеров:

1) труженики тыла, т.е. лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941 г. по 09.05.1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

2) ветераны труда и приравненные к ним лица по состоянию на 31.12.2004 г. лица, а именно:

3) реабилитированные лица, к которым относятся:

4) граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий, – дети, супруги (не вступившие в повторный брак), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

Читайте также:  Освобождение от армии в 2023 году

При наличии права на ежемесячную городскую денежную выплату по нескольким основаниям предоставляется одна – самая высокая по размеру.

Индексация размера ежемесячной денежной выплаты производится в соответствии с Законом г. Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий год. В соответствии с Распоряжением Правительства г.Москвы от 26.03.2007 г. размер ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации на 7,5% с 01.04.2007 г. составлял:

Гражданам, отказавшимся от получения городских мер социальной поддержки в натуральной форме, производились ежемесячные денежные выплаты в следующих размерах:

Органами социальной защиты составлен и ведется общегородской регистр получателей мер социальной поддержки. Он содержит сведения о гражданах, постоянно проживающих в Москве и имеющих право на получение социальной поддержки (помощи).

Регистр и Реестр получателей являются информационными ресурсами г.Москвы и имеют статус официальных источников городской информации.

Закон г. Москвы от 03.11.2004 г. № 70 предусматривает также дополнительные меры социальной поддержки льготных категорий граждан, являющихся получателями государственной социальной поддержки за счет средств федерального бюджета:

К дополнительным мерам социальной поддержки «федеральных льготников» относятся:

Студенты должны знать круг лиц, имеющих право на получение социального пособия, размеры пособий, установленные в субъектах РФ по месту их жительства.

Система соц. защиты населения: понятие, принципы, функции

Социальная защита (в широком смысле) — дея-ть государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач соц. политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав. Социальная защита (в узком смысле) – это комплекс конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Субъекты, объекты соц. защиты: Основным субъектом соц. защиты является гос-во.. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области соц. защиты с учетом региональных факторов. Гос-во. влияет на функционирование системы соц. защиты населения, утверждая гос. бюджет, а также бюджет других, находящихся в государственной собственности, источников финансирования (внебюджетные фонды). Так же к субъектам соц. защиты относятся: профсоюзы, органы, непосредственно занимающиеся проблемами соц. помощи населения (министерства, комитеты, департаменты, управление, отделы соц. защиты) союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей.

Объектом соц. защиты выступают: Во-первых, все население. В данном случае социальна защита предполагает: обеспечение безопасности жизни людей; созданий условий дли реализации интересов и потребности, самореализации, духовного развития, укрепление физического и нравственного здоровья нации. Во-вторых, отдельные группы и слои населения, например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих работников образования и т. д. В-третьих, социально уязвимые группы населения: дети, многодетные и асоц. семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные и т. д.

Цель соц. защиты — избавление от абсолютной нищеты (когда средний совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие в адаптации социально уязвимым группам населения к условиям рыночной экономики.

Основные принципы соц. защиты:

Принцип общественной целесообразности. Согласно ему, контингент защищенных в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и росту армии иждивенцев.

Принцип эконом. эффективности. Он выражается в оптимальном соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы.

Принцип эконом. справедливости. Он выражается в эконом. защите, как предпринимателей, актив­ных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности. Адресность, то есть предоставление помощи персонифицировано конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами соц. защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных семей и одиноких матерей.

Принцип приоритета государственных начал в соц. защите населения. Согласно этому принципу, в нашей стране именно гос-во. выступает главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин.

К основным экономическим методам можно отнести следующие:

1. Введение системы минимальных социальных гарантий. Определяющим здесь является законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.

2. Индексация доходов как заранее установленный законодательно или решением исполнительной власти механизм автоматической корректировки доходов в соответствии с ростом стоимости жизни.

3. Компенсация расходов — возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен.

Виды мер социальной защиты со стороны государства

К основным видам относятся:

  1. Материальное обеспечение отдельных категорий с привлечением средств государственных бюджетов и фондов.
  2. Поддержка нетрудоспособных граждан за счет страхового фонда государства.
  3. Предоставление пособий, компенсаций, услуг и жизненно необходимых товаров малоимущим гражданам.

В совокупности перечисленные меры позволяют государственным органам выполнять 4 важных функции:

  1. Поддерживать стабильность общественной ситуации.
  2. Замещать потерю экономической самостоятельности граждан вследствие разных жизненных обстоятельств.
  3. Решать демографические задачи, стимулировать воспроизводство населения.
  4. Восстанавливать статус нетрудоспособных людей, позволять им ощущать себя полноценными членами общества.

Кроме того, все виды защиты обеспечивают реализацию профилактической функции. Они направлены на предотвращение развития рисковых ситуаций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *