Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственные гарантии социальной защиты интересов населения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:
-
нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
-
социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
-
анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;
-
существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
-
создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
-
организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. В этот и заключается актуальность данной темы дипломного исследования.
Целью данной работы является изучение социальной защиты как одной из важнейших задач муниципального образования, его состояния и путей совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие, сущность, цели социальной защиты населения;
— раскрыть принципы и систему социальной защиты населении;
— изучить нормативно-правовую базу социальной защиты в РФ;
— проанализировать результаты социальной защиты населения в МО г. Оренбург;
— выявить проблемы и перспективы развития социального обеспечения в МО г. Оренбург.
Объектом исследования является Управление по социальной политике администрации города Оренбурга.
Предметом исследования работы является социальная политика и работа Управления по социальной политике администрации города Оренбурга.
Исследования в работе основаны на обработке качественной и количественной информации с использованием методов сравнения и анализа полученных данных.
В работе использовались нормативно-правовые документы в области социальной политики, учебная литература. Для анализа использовались данные, отражающие деятельность Управления по социальной политике.
В рамках муниципальной программы «Социальная поддержка жителей города Оренбурга» на 2015-2019 годы» проводятся мероприятия:
1. По оказанию социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде социальных выплат и компенсаций:
Ежемесячно отдельным категориям граждан предоставляется 10 видов социальных выплат, в том числе выплата на проезд, компенсация за жилищно-коммунальные услуги, выплаты по договорам ренты, доплата к пенсиям и др.
В целях повышения качества услуг, предоставляемых населению, оперативного взаимодействия между гражданами и различными поставщиками услуг по вопросам оплаты ЖКУ (в т.ч. погашения задолженности) в городе работает межведомственная «Комиссия по вопросам оплаты ЖКУ гражданами, имеющими задолженность по оплате за предоставленные услуги».
В 2016 проведено 21 заседание, рассмотрено 506 обращений граждан и организаций об общей сумме задолженности 33,5 млн. руб., в результате приняты решения:
— 439 чел. (86,8%) предоставить рассрочку платежа и снять пени,
— 67 чел. (13,2%) списать долг и/или пени и др.,
В отчетном периоде продолжена работа по обеспечению проезда граждан в пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования с использованием социальных транспортных карт. В отчетном периоде произведено возмещение на сумму 112,6 млн.руб., в т.ч. погашена кредиторская задолженность за 2015 год оператору и перевозчикам в размере 19,3 млн.руб. Ежемесячно в среднем пользовались картой 19464 чел., которыми совершены 9 121 870 поездок.
В соответствии с решением Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с социальной поддержкой, выдано 14 справок о подтверждении факта нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи.
2. По оказанию социальной поддержки жителей города, находящихся в трудной жизненной ситуации:
Для разрешения различных сложных ситуаций в управление по социальной политике администрации города Оренбурга за 2016 год обратилось 504 жителя города, из них в письменной форме — 456. Каждое обращение отработано и оказана помощь в пределах компетенции управления.
Объемы предоставления единовременной денежной выплаты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации представлены в таблице 1.
Выделенные ассигнования на 2016 год – 1813,7 тыс. руб., материальная помощь оказана 123 гражданам на общую сумму 1813,7 тыс. руб. (100 % от выделенных ассигнований), в т.ч.:
Таблица 1 — Предоставление единовременной денежной выплаты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации
№ п/п |
Категории граждан |
Сумма оказанной помощи (тыс. руб.) |
Количество охваченных (чел.) |
Средний размер оказанной помощи (тыс. руб.) |
1 |
Семьи с детьми |
810,0 |
42 |
19,2 |
2 |
Граждане старшего поколения |
339,0 |
23 |
14,7 |
3 |
Инвалиды |
616,7 |
54 |
11,4 |
4 |
Прочие |
48,0 |
4 |
12,0 |
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Как и любая другая, специальность «социальный работник» требует наличия определенных навыков и знаний, соответствующих единому профессиональному стандарту, утвержденному Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 г. № 677н.
Согласно этому документу, специалист социальной службы должен соответствовать следующим требованиям:
- отсутствие ограничений по состоянию здоровья;
- наличие среднего общего образования и стажировки по специальности или диплома о получении среднего профессионального образования;
- удостоверение о прохождении курсов оказания первой медицинской помощи;
- отсутствие судимостей по статьям Уголовного кодекса РФ против личности и половой неприкосновенности.
Есть также негласный критерий для специалистов данной профессии – они должны любить людей.
Обязанности социального работника по уходу за пожилыми гражданами прописаны в его должностной инструкции, которая составлена с учетом требований профессионального стандарта.
Документ состоит из следующих пунктов:
- основные положения;
- должностные обязанности;
- права сторон;
- ответственность сторон.
Специалист обязательно должен быть ознакомлен со своей должностной инструкцией под роспись и получить один ее экземпляр на руки.
Объект социальной работы – люди, которые нуждаются в посторонней помощи и поддержке:
- пожилые;
- инвалиды;
- пенсионеры;
- дети;
- люди с тяжёлыми заболеваниями;
- люди, находящиеся в тяжёлых жизненных обстоятельствах;
- наркотически зависимые;
- безработные;
- подростки, оказавшиеся в дурных компаниях;
- беженцы;
- неполные семьи;
- переселенцы;
- отбывшие наказание в местах заключения под стражу;
- осуждённые и др.
Субъектом социальной работы выступают люди и организации, ведущие социальную работу:
- государство, которое осуществляет социальную политику посредством собственных органов социальной защиты;
- общественные ассоциации и организации (Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Российская ассоциация социальных служб и другие);
- организации благотворительного профиля;
- общества милосердия (Красный Крест и другие).
Главными субъектами, осуществляющими социальную работу как на общественных или добровольных началах, так и профессионально, являются люди. Во всём мире насчитывается порядка полумиллиона профессионально подготовленных социальных работников, то есть тех людей, кто имеет образование и диплом подтверждающий необходимую квалификацию.
В Российской Федерации число таких людей составляет около нескольких десятков тысяч. Основная часть задач социальной работы выполняется непрофессиональными сотрудниками из чувства долга, убеждений, либо в силу сложившихся обстоятельств.
Система обязанностей защиты
Замечание 1
Система социальной защиты является очень существенным сегментом рыночного, социально ориентированного государства. Также в сферу интересов социальной защиты входит сфера жизненно-важных интересов граждан государства.
Система социальной защиты населения достаточно обширная и многоаспектная. Сюда входят социальные гарантии (минимальные социальные стандарты и льготы, предоставляемые нуждающемуся населению).
Социальная помощь со стороны системы социальной защиты выражается в двух крупных элементах. Во-первых, это социальное обслуживание – социальный уход, социальная реабилитация, социальный приют, а также система социально-бытовых услуг для нуждающихся. Во-вторых, социальное обеспечение со стороны государства и органов социальной защиты: предметы первой необходимости, социальные и медицинские услуги, социальные компенсации, пенсии и пособия нуждающимся.
Еще одна немаловажная сфера социальной защиты – это социальное страхование. Оно заключается в выплатах пенсий и пособий в случае несчастных случаев, которые могут произойти с застрахованными гражданами.
То, насколько своевременно и качественно органы социальной со защиты выполняют свои ключевые обязанности, является показателем, очень яркой характеристикой того, на каком уровне развития находится государство, ведь именно в отношении к своим гражданам проявляется его истинная сущность. Здесь же главную роль играют принципы социальной защиты. Во всех странах они примерно идентичны, отличаются лишь в зависимости от специфики развития государства.
Государственные структуры используют целый ряд средств, которые способны защитить граждан от бедности:
- Законодательные нормативы, которые служат ограничительным инструментом влияния на материальное состояние граждан – минимальная зарплата, меньше нельзя заплатить официально устроенному работнику.
- Субсидии, льготы, частично оплачиваемая коммуналка, обеды школьников как вид социальный стимуляторов. Это и выделение средств многодетным семьям, детских пособий.
- Анализируют результаты после проведения программ для поддержания достойного уровня жизни. Разрабатывают меры, которые способны сократить уровень безработицы.
- Создание негосударственных пенсионных фондов.
- Открытие учреждений, осуществляющих обслуживание инвалидов, нетрудоспособную категорию граждан.
- Выделение средств многодетным семьям.
Большой вклад в поддержку системы соцзащиты в России внесли благотворительные фонды.
Функцию социальной защиты выполняют общественные фонды потребления. Они призваны обеспечить гарантированный доход тем, кто не может зарабатывать средства к жизни (пенсионеры, инвалиды, дети-сироты), а также равное право для всех членов общества получить бесплатное образование, здравоохранение и жилье. Если эти возможности распределяются не на всех, то принцип бесплатности лишается социального смысла, так как в этом случае не реализуется право всех членов общества на равную долю национального дохода из общественных фондов потребления. К основным социальным гарантиям относится право на минимум жизненных благ (гарантия частично сохраняемой зарплаты) матерей, занятых трудом, обеспечивающим оптимальные условия воспитания и поддержания здоровья детей в первые годы жизни после рождения. Обеспечение условий жизнедеятельности индивидов и социальных групп включает в себя право выбора потребительских товаров и услуг, жилища, места проживания, учреждений здравоохранения, культуры, способов организации отдыха, удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону . Б.Б. Прохоров . 2005 .
Социальным страхованием называют один из видов социальной защиты населения, главная цель которого – выполнение конституционного права людей на материальную помощь в случае утраты здоровья или трудоспособности, безработицы и других подобных проблем.
Социальное страхование может быть коллективным, государственным или смешанным. В отличие от государственного, коллективное страхование организуется профсоюзами. По времени возникновения оно является более древним, чем государственное.
В России обязательное социальное страхование является одним из инструментов по реализации социальных программ государства. Оно финансируется из внебюджетных фондов социального страхования и других источников. Социальное страхование предусматривает выплаты государственных пособий и пенсий.
Среди пособий наиболее часто используется пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для его выплат является выписка, получаемая в медицинском учреждении. Еще одним видом пособий является пособие по беременности и родам. Его размер приравнивается к размеру заработной платы. Также есть пособие по уходу за маленьким ребенком.
Среди других выплат можно выделить пособие по безработице, которое не пользуется популярностью у населения, вследствие чисто символического размера выплаты.
Целевой принцип помощи
А главное, что деньги должны быть потрачены по целевому принципу, например, если человек без работы, то и помочь ему надо так, чтобы работать начал, на себя, например, а не просто выделить деньги, проесть их за какое-то время и опять на том же месте, условно, с протянутой рукой.
Именно такой подход предполагает социальный контракт, как адресная социальная помощь нуждающимся, которая включает целый перечень мероприятий, помогающая людям в сложной жизненной ситуации и помощь в определении постоянного источника дохода.
Среди разнообразных форм соцконтракта может быть и целевая денежная выплата, но обязательно направленная на конкретную цель.
Потому при заключении контракта совместно с соцработником человек составляет индивидуальную программу социальной адаптации.
В ней четко расписывается куда, на что и как планируется потратить выделяемую помощь, в зависимости от жизненной ситуации. Именно этим соцконтракт отличается от адресных пособий.
В качестве примера социальной поддержки «региональных льготников» (ветеранов труда и др.) приведем законодательство г. Москвы.
В соответствии Законом г. Москвы от 03.11.2004 г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» деятельность по предоставлению мер социальной поддержки основана на тех же принципах, что и на федеральном уровне. Кроме того, применяется принип адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.
К мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан относятся:
Право на социальную поддержку имеют следующие категории граждан из числа пенсионеров:
1) труженики тыла, т.е. лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941 г. по 09.05.1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
2) ветераны труда и приравненные к ним лица по состоянию на 31.12.2004 г. лица, а именно:
3) реабилитированные лица, к которым относятся:
4) граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий, – дети, супруги (не вступившие в повторный брак), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.
При наличии права на ежемесячную городскую денежную выплату по нескольким основаниям предоставляется одна – самая высокая по размеру.
Индексация размера ежемесячной денежной выплаты производится в соответствии с Законом г. Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий год. В соответствии с Распоряжением Правительства г.Москвы от 26.03.2007 г. размер ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации на 7,5% с 01.04.2007 г. составлял:
Гражданам, отказавшимся от получения городских мер социальной поддержки в натуральной форме, производились ежемесячные денежные выплаты в следующих размерах:
Органами социальной защиты составлен и ведется общегородской регистр получателей мер социальной поддержки. Он содержит сведения о гражданах, постоянно проживающих в Москве и имеющих право на получение социальной поддержки (помощи).
Регистр и Реестр получателей являются информационными ресурсами г.Москвы и имеют статус официальных источников городской информации.
Закон г. Москвы от 03.11.2004 г. № 70 предусматривает также дополнительные меры социальной поддержки льготных категорий граждан, являющихся получателями государственной социальной поддержки за счет средств федерального бюджета:
К дополнительным мерам социальной поддержки «федеральных льготников» относятся:
Студенты должны знать круг лиц, имеющих право на получение социального пособия, размеры пособий, установленные в субъектах РФ по месту их жительства.
Система соц. защиты населения: понятие, принципы, функции
Социальная защита (в широком смысле) — дея-ть государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач соц. политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав. Социальная защита (в узком смысле) – это комплекс конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.
Субъекты, объекты соц. защиты: Основным субъектом соц. защиты является гос-во.. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области соц. защиты с учетом региональных факторов. Гос-во. влияет на функционирование системы соц. защиты населения, утверждая гос. бюджет, а также бюджет других, находящихся в государственной собственности, источников финансирования (внебюджетные фонды). Так же к субъектам соц. защиты относятся: профсоюзы, органы, непосредственно занимающиеся проблемами соц. помощи населения (министерства, комитеты, департаменты, управление, отделы соц. защиты) союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей.
Объектом соц. защиты выступают: Во-первых, все население. В данном случае социальна защита предполагает: обеспечение безопасности жизни людей; созданий условий дли реализации интересов и потребности, самореализации, духовного развития, укрепление физического и нравственного здоровья нации. Во-вторых, отдельные группы и слои населения, например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих работников образования и т. д. В-третьих, социально уязвимые группы населения: дети, многодетные и асоц. семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные и т. д.
Цель соц. защиты — избавление от абсолютной нищеты (когда средний совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие в адаптации социально уязвимым группам населения к условиям рыночной экономики.
Основные принципы соц. защиты:
Принцип общественной целесообразности. Согласно ему, контингент защищенных в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и росту армии иждивенцев.
Принцип эконом. эффективности. Он выражается в оптимальном соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы.
Принцип эконом. справедливости. Он выражается в эконом. защите, как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности. Адресность, то есть предоставление помощи персонифицировано конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами соц. защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных семей и одиноких матерей.
Принцип приоритета государственных начал в соц. защите населения. Согласно этому принципу, в нашей стране именно гос-во. выступает главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин.
К основным экономическим методам можно отнести следующие:
1. Введение системы минимальных социальных гарантий. Определяющим здесь является законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.
2. Индексация доходов как заранее установленный законодательно или решением исполнительной власти механизм автоматической корректировки доходов в соответствии с ростом стоимости жизни.
3. Компенсация расходов — возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен.
К основным видам относятся:
- Материальное обеспечение отдельных категорий с привлечением средств государственных бюджетов и фондов.
- Поддержка нетрудоспособных граждан за счет страхового фонда государства.
- Предоставление пособий, компенсаций, услуг и жизненно необходимых товаров малоимущим гражданам.
В совокупности перечисленные меры позволяют государственным органам выполнять 4 важных функции:
- Поддерживать стабильность общественной ситуации.
- Замещать потерю экономической самостоятельности граждан вследствие разных жизненных обстоятельств.
- Решать демографические задачи, стимулировать воспроизводство населения.
- Восстанавливать статус нетрудоспособных людей, позволять им ощущать себя полноценными членами общества.
Кроме того, все виды защиты обеспечивают реализацию профилактической функции. Они направлены на предотвращение развития рисковых ситуаций.