Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Начисление амортизации в 2024 году в бюджетных учреждениях основных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В отдельных случаях процесс амортизации объекта ОС нужно приостановить. Об одной ситуации мы упомянули выше, когда говорили о «мобилизационном» имуществе. Если ОС не используется по назначению и не может быть использовано иначе в деятельности, направленной на получение дохода, то на время, пока оно не используется, амортизацию приостанавливают.
Амортизация основных средств
Учет амортизации основных средств ведут на аналитическом счете 010400000 «Амортизация». С 2023 года она начисляется не с первого числа месяца, который следует за периодом постановки объекта на баланс, а с даты признания его в учете. Моментом же прекращения начисления амортизации считается дата списания либо выбытия актива. Учреждениям разрешено применять один из способов начисления амортизации:
- Линейный, когда разницу между балансовой и ликвидационной стоимостью делят на оставшийся срок полезного использования объекта.
- Уменьшаемого остатка, когда коэффициент ускорения умножают на норму амортизации, делят на 100 % и умножают на остаточную стоимость актива.
- Пропорциональный количеству выпущенных товаров или услуг.
Способ начисления амортизации и формулу ее расчета нужно прописать в учетной политике.
Как определить срок полезного использования основных фондов
При учете такого средства необходимо определить срок его полезного использования и амортизационную группу. При использовании объектов его стоимость переносится на себестоимость произведенных продуктов при помощи амортизационных отчислений.
Под сроком полезного использования понимается период извлечения прибыли и экономических выгод при эксплуатации основного средства. Учреждение определяет срок полезного использования самостоятельно, руководствуясь своими отраслевыми и организационными особенностями. Для некоторых объектов СПИ устанавливается на основании количественного фактора, то есть по количеству изготовленной продукции или же выполненных работ, услуг в натуральном выражении, которые предприятие планирует получить от применения того или иного основного средства.
При определении СПИ специалисты должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.2002. В нем закреплена классификация объектов, в которой основные средства сгруппированы по сроку полезного использования — для каждой классификационной группы определены верхняя и нижняя временные границы.
Если имущественный объект состоит из нескольких составных частей, то возможны ситуации, когда для каждой его компоненты устанавливается различный срок полезного использования. Такие составляющие отражаются в учете как отдельные основные средства.
Учет основных средств в учреждении
Бухгалтерский учет таких средств в бюджетных организациях осуществляется согласно инструкции № 157н (п. 21 Приказа Минфина РФ № 157н от 01.12.2010). Учет основных фондов ведется через единый план счетов, а также через специальный, разработанный в соответствии с Приказом Минфина № 162н от 06.12.2010.
Для бухгалтерских записей хозяйственных операций и движений объектов таких средств в бюджетном учете применяется синтетический счет 010100000 «Основные средства». Поступления проводятся по синтетическому счету 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы», учет выбытия — по аналитике отдельных счетов «Основные средства» (заканчиваются на 410).
В бухгалтерском учете НКО движение фондов отражается на счете 01 «Основные средства», поступления промежуточно проводятся через сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Правила проведения амортизации движимого имущества в бюджетных учреждениях
В 2024 году в бюджетных учреждениях начинается амортизация движимого имущества суммой в 20 000 рублей. Это означает, что любой объект, которым получено движимое имущество в этом году и стоимость которого превышает 20 000 рублей, будет подлежать амортизации.
Правила проведения амортизации движимого имущества в бюджетных учреждениях могут варьироваться в зависимости от конкретных требований и инструкций, установленных государственными органами. Обычно амортизация рассчитывается на основе жизненного цикла объекта и его оценочной стоимости.
Итак, амортизация движимого имущества в бюджетных учреждениях в 2024 году начинается с суммы в 20 000 рублей. Важно соблюдать установленные правила и инструкции для правильного проведения амортизации и обеспечения точности учета имущества.
Учёт неисключительных прав на программное обеспечение со сроком полезного использования более 12 месяцев, приобретённых за плату
В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
Полученные в пользование неисключительные права на программное обеспечение (продукт) отражаются на балансовом счёте 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных» (п. 151.1, 151.2 Инструкции № 157н).
Если срок действия лицензии на программный продукт не указан в лицензионном договоре, то в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 1235 ГК РФ договор считается заключённым на пять лет. Соответственно, по такой лицензии срок полезного использования программного обеспечения может быть установлен комиссией в пределах пяти лети.
Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на программное обеспечение относятся по подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Неисключительное право пользования НМА принимается к учёту по первоначальной стоимости (п. 10 СГС «Нематериальные активы»).
Для учёта фактических затрат в целях формирования первоначальной стоимости неисключительных прав пользования на программное обеспечение предусмотрен счёт 0 106 6I 000 «Вложения в права пользования нематериальными активами — программное обеспечение и базы данных». Данный счёт можно не использовать, если первоначальная стоимость приобретения программы складывается лишь из цены, установленной в лицензионном договоре, и учреждение не несёт иных фактических затрат, связанных с приобретением программного продукта.
Особенности начисления амортизации в бюджетных учреждениях
Одной из особенностей начисления амортизации в бюджетных учреждениях является необходимость соблюдения соответствующих правил и нормативов. Ведение учета и начисление амортизации основных средств осуществляются в соответствии с законодательством и методическими рекомендациями, утвержденными компетентными органами.
Для начисления амортизации в бюджетных учреждениях применяются различные методы, такие как прямолинейный и ускоренный. Выбор метода зависит от характеристик и особенностей конкретных основных средств. Например, для технически сложных и быстро устаревающих объектов может быть применен ускоренный метод, который позволяет более эффективно учесть факторы устаревания и износа.
Важно отметить, что начисленная амортизация в бюджетных учреждениях является одним из факторов, влияющих на конечные финансовые показатели и составление бюджета. Правильное и точное начисление амортизации позволяет более реалистично оценивать себестоимость товаров и услуг, а также планировать затраты на замену и модернизацию основных средств в будущем.
Новые правила бюджетного учета
С 2024 года вступают в силу существенные изменения в бюджетном учете, которые повлияют на все организации, занимающиеся бюджетным учетом.
Основная цель новых правил заключается в улучшении прозрачности и надежности бюджетного учета. Для этого введены новые стандарты и требования, которые позволят более точно отражать финансовое положение и результаты деятельности организации.
Нововведение | Описание |
---|---|
Учет по принципу сопоставимости | Все операции и события должны быть отражены в учете в момент их фактического возникновения. Это позволит более точно отслеживать движение средств и имущества, а также оценивать финансовые результаты. |
Расширение понятия бюджетных средств | Теперь в бюджетные средства включаются не только деньги, полученные от бюджета, но и другие активы, полученные от государственных или муниципальных органов. Это позволит более полно учитывать все поступления и расходы организации. |
Новые методы учета доходов и расходов | Введены новые методы учета доходов и расходов, которые позволят более точно определить финансовые результаты организации. В частности, учитывается стоимость использованных ресурсов и выполненных работ, а также учитываются все факторы, влияющие на доходы и расходы. |
Строгая документация | Теперь требуется строгая документация всех операций и событий, связанных с бюджетным учетом. Это включает в себя составление детальных отчетов, учет документов и договоров, а также документальное подтверждение всех проведенных операций. |
Внедрение новых правил бюджетного учета может потребовать дополнительных затрат и времени от организаций. Однако, это также открывает новые возможности для более точного и прозрачного учета, что может положительно сказаться на финансовом состоянии и имидже организации.
Внедрение изменений в бюджетный учет с 2024 года приведет как к выгодам, так и к потерям для предприятий. Рассмотрим основные преимущества и недостатки новых правил.
Амортизация основных средств
Учет амортизации основных средств ведут на аналитическом счете 010400000 «Амортизация». С 2023 года она начисляется не с первого числа месяца, который следует за периодом постановки объекта на баланс, а с даты признания его в учете. Моментом же прекращения начисления амортизации считается дата списания либо выбытия актива. Учреждениям разрешено применять один из способов начисления амортизации:
- Линейный, когда разницу между балансовой и ликвидационной стоимостью делят на оставшийся срок полезного использования объекта.
- Уменьшаемого остатка, когда коэффициент ускорения умножают на норму амортизации, делят на 100 % и умножают на остаточную стоимость актива.
- Пропорциональный количеству выпущенных товаров или услуг.
Способ начисления амортизации и формулу ее расчета нужно прописать в учетной политике.
Что относится к основным средствам
Под такими фондами понимается имущество организации, используемое в целях производства товаров, работ или услуг или для непосредственного функционирования учреждения на протяжении периода, превышающего 12 месяцев, либо производственного, операционного цикла свыше 1 года.
К основным средствам принято относить:
- здания и сооружения;
- машины и оборудование;
- приборы, устройства и инструменты;
- вычислительную технику;
- транспортные средства;
- инвентарь и хозяйственные принадлежности;
- племенной и рабочий скот;
- многолетние насаждения;
- дороги.
Основными средствами также являются различные капиталовложения — вложения с целью коренного земельного улучшения и фонды на правах аренды, участки земли, объекты природопользования.
Основные средства принимаются к учету только при единовременном выполнении определенных критериев:
- Средство предназначено для производства товаров, работ, услуг, а также для функционирования учреждения или же для реализации фондов за денежное вознаграждение во временное пользование и владение.
- Использование средства должно происходить на протяжении длительного периода, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
- Предприятие не планирует дальнейшую перепродажу фонда.
- В будущем средство может приносить прибыль или экономическую выгоду организации.
К основным средствам не относятся объекты, учтенные в качестве готовой продукции на складах производителя, продуктов на складах реализаторов. Данные товары будут перепроданы, что является несоблюдением одного из критериев отнесения продукции к основным фондам.
Не являются такими средствами и объекты, которые находятся в пути или переданы для монтажа. Капитальные и финансовые вложения, за исключением вложений в арендованные активы и на улучшение земель, также не относятся к основным средствам.
В соответствии с пунктом 27 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» стоимость основных средств погашается посредством амортизации, если иное не установлено Стандартом. При этом Стандарт не предусматривает исключения по начислению амортизации для некоммерческих организаций в отличие от ранее действовавших правил. Так, в соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, которое утратило силу с 1 января 2022 г., по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в пункте 19 Положения.
Какие риски возникают при новом учете
Внедрение изменений в бюджетный учет, которые планируются с 2024 года, может быть сопряжено с определенными рисками для предприятий. Необходимо учитывать эти риски и принимать соответствующие меры для их минимизации.
Один из главных рисков — это неправильная интерпретация новых правил и ошибки в их применении. Поскольку изменения в бюджетном учете могут быть сложными и требовать новых навыков и знаний, сотрудники, ответственные за учет, могут совершить ошибки при проведении бюджетных операций. Это может привести к искажению финансовой отчетности и неправильному принятию управленческих решений.
Другим риском является потеря времени и ресурсов на обучение персонала. Внедрение новых правил бюджетного учета потребует времени и усилий для обучения сотрудников и освоения новых программ и инструментов. Во время этого переходного периода возможны сбои в работе и снижение эффективности бухгалтерии.
Также следует учитывать риск сопротивления со стороны персонала. Люди, привыкшие работать по старым правилам, могут быть неохотными принимать и адаптироваться к новым изменениям. Это может вызвать сопротивление, негативное настроение и снижение производительности.
Для минимизации рисков необходимо провести подготовительные мероприятия. Важно обеспечить качественное обучение сотрудников, чтобы они понимали новые правила и могли их правильно применять. Также стоит предусмотреть резервные планы и дополнительные ресурсы на случай возникновения проблем во время переходного периода.
В целом, переход к новым правилам бюджетного учета может принести ряд рисков для предприятий. Однако, с правильной подготовкой и планированием, эти риски могут быть минимизированы, и переход будет более гладким и эффективным.
Возможные способы оптимизации начисления амортизации в бюджетных учреждениях
2. Применение ускоренной амортизации. Еще одним способом оптимизации начисления амортизации в бюджетных учреждениях является применение ускоренной амортизации. Этот метод предполагает более быстрое начисление амортизации в начальные годы эксплуатации активов и более медленное в последующие годы. Такой подход позволяет учреждениям быстрее восстановить инвестиции и обновить свои активы.
3. Использование альтернативных методов расчета амортизации. Оптимизация начисления амортизации может предполагать также использование альтернативных методов расчета. Например, вместо линейного метода можно применить более сложные методы, учитывающие более точно физический износ и устаревание основных средств. Такие методы позволяют более точно отразить степень износа активов и позволяют бюджетным учреждениям планировать замену активов заранее и эффективно использовать бюджетные средства.
Амортизационные группы
Чтобы определить срок полезного использования и норму начисления амортизации, объект имущества необходимо отнести к той или иной амортизационной группе. В этом поможет Классификация ОС, которую мы упоминали выше. В указанную Классификацию ОС Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640 внесены изменения. Эти изменения последовали после принятия нового Общероссийского классификатора основных фондов — ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее — ОКОФ).
Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина России от 27.12.2016 N 02-07-08/78243, ОКОФ предназначен для обеспечения информационной поддержки в рамках перехода на классификацию основных фондов, принятую в международной практике на основе СНС 2008, проведения работ по оценке объемов, состава и состояния основных фондов, реализации комплекса учетных функций по основным фондам, осуществления международных сопоставлений по составу основных фондов, а также расчета различных экономических показателей, включая фондоемкость, фондовооруженность, фондоотдачу и др.
Для целей ведения бюджетного (бухгалтерского) учета организациями государственного сектора ОКОФ применяется в случаях, предусмотренных федеральными стандартами, если иное не установлено уполномоченными органами государственного регулирования бухгалтерского учета.
Порядок начисления амортизации основных средств в бюджетных учреждениях зависит от вида основных средств и их стоимости при принятии к учету, а также срока полезного использования. При выбытии основных средств амортизация списывается или участвует в формировании расчетов с учредителем или другим учреждением.