- КОАП

Профессионально важные качества психолога консультанта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессионально важные качества психолога консультанта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Любая черта характера конкретного человека сказывается на особенностях его взаимодействия с окружающим миром. Основными навыками, помогающими человеку полноценно выполнять свою деятельность, являются адекватность, активность, восприимчивость, ответственность и так далее. То же касается и психологов. Выделяются определенные качества, которые помогут будущему специалисту выполнять свои обязанности. Объясняется это тем, что психолог в любом случае будет проецировать свой внутренний мир на ситуацию клиента. Соответственно, если он нетерпелив, он не сможет работать по специальности. Если он раздражителен, он не сможет вести беседы. Если он слишком эмоционален и быстро привязывается к людям, он не сможет дать трезвой оценки ситуации и найти выход из нее.

Профессиональные качества психолога

Важными личностными качествами, в первую очередь, являются терпеливость, добросовестность и ответственность. Сюда стоит отнести открытость, то есть способность помогать человеку в любой ситуации. Помимо этого, выделяется и множество других профессионально важных качеств:

  • Эмпатия. Помогает психологам проникнуться к клиенту, поставить себя на его место.
  • Конгруэнтность. Является важным навыком хорошего специалиста, помогающим осознать проблему и выразить мнение, не наносящее травмы клиенту.
  • Самообладание. Помогает контролировать чувства и свое поведение.
  • Интерес. Черта проявляется в положительном отношении к человеку и доброжелательном настрое.
  • Ответственность. Сюда же стоит отнести умение признавать свои ошибки.
  • Рефлексия. Помогает критически анализировать все действия.
  • Стрессоустойчивость. Способность сохранять спокойствие по отношению к другим людям независимо от ситуации.
  • Понятийность. Способность понимать ситуацию, выделять главное в ней.
  • Коммуникативность. Психологу обязательно следует уметь разговаривать с людьми, вызывать доверие.

Этика деятельности психолога

Существует такое понятие, как врачебная этика. Она же распространяется и на психологов. Специалист изначально должен понимать, что нет стандартов, шаблонов, каждый человек уникален, и каждая его черта абсолютно нормальна. И к любой особенности клиента психолог должен относиться с пониманием.

Задача психологов не просто выслушивать человека. Нужно уметь принимать эту информацию, причем без лишних эмоций, но в то же время с пониманием и сопереживанием. Следует найти ту середину, когда специалист будет заинтересован в жизненной ситуации клиента, но при этом не начнет примерять эту ситуацию на себя. Уже на уровне подсознания не должно возникать чувства неприязни, неуважения к клиенту. Какая бы ситуация ни была у человека, задача специалиста принять ее, разобраться в причинах ее возникновения и найти решение в процессе беседы. Поэтому целью хорошего психолога будет формирование в себе, в первую очередь, уважения к собеседнику и понимания.

Личностные качества, обязательные для психолога

Специалист должен добросовестно относиться к своей работе. Также важно, чтобы кроме профессионально значимых качеств, психолог обладал не менее важными личными качествами, такими как:

  • Эмпатия – способность к сопереживанию эмоциональному состоянию другого человека.
  • Терпение, так как изменения клиента могут происходить достаточно длительный период времени.
  • Умение хранить тайны. Чтобы клиент доверился психологу, он должен быть уверен в том, что вся информация, которой он поделился, конфиденциальна.
  • Стремление к самопознанию и развитию. Профессионал всегда стремится к новым знаниям и повышению своей квалификации.
  • Стрессоустойчивость помогает справиться с эмоциональными нагрузками, которые неизбежны в профессии.
  • Вежливость, тактичность и умение выслушать.
  • Готовность отойти от стереотипов, чтобы не допускать предвзятого отношения к клиенту. Например, от убеждений: «мальчики не плачут», «родители всегда правы», «женщины не знают, чего хотят» и т. д.
  • Доброжелательность и интерес к другим людям. Заинтересованность и желание общаться крайне важны для специалиста помогающей профессии.

История изучения профессионально важных качеств в отечественной и зарубежной психологии

Первые исследования в области психологии профессиональной деятельности появились в конце ХІХ-го — начале ХХ-го века и были направлены на изучение профессионально важных качеств и профессионального отбора представителей профессий, чья деятельность была связана с транспортом и, соответственно, требовала обеспечения безопасности движения. Проблема профессионально важных качеств с первых десятилетий ХХ-го века занимала центральное место в прикладных исследованиях психологов ведущих индустриальных стран [86]. Большую роль в становлении теоретических основ и развитии этой области сыграли Г. Мюнстерберг, У. Джеймс, Р. Кеттелл в США; в Великобритании — Ч. Мейерс, Ч. Спирмен, Дж. Кокс; во Франции — А. Бине, Т. Симон, В. Анри, А. Пьерон. В Германии, где особенно бурно развивалась индустриальная психотехника, активно работали В. Штерн, О. Липман, Ф. Гизе и многие другие [40]. В нашей стране работы в области психологии труда и, в том числе, профессиональной деятельности широко развернулись в 20-е годы ХХ-го века. Значительный вклад в развитие отечественной психологии профессиональной деятельности внесли исследования И.М. Сеченова, поставившие вопрос о формировании трудовых навыков человека [122]. Также огромную роль в развитие психологии профессиональной деятельности и проблемы изучения профессионально важных качеств в этом периоде сыграли работы И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, К.Д. Ушинского, Д.И. Менделеева, Ф.Ф. Эрисмана, Г.И. Россолимо, М.Я. Басова, А.Ф. Лазурского, А.П. Нечаева, И.Н. Шпильрейна, В.Н. Мясищева [9, 47].

В послевоенный период в России развитию психологии профессиональной деятельности были посвящены многочисленные исследования, проведенные В.А. Бодровым, Т.Т. Джамгаровым, К.К. Платоновым, Б.Ф. Ломовым, Е.А. Климовым, А.А. Крыловым, М.А. Дмитриевой, В.Н. Дружининым, В.Д. Шадриковым, А.И. Нафтульевым. По мнению Г.С. Никифорова, на современном этапе основное внимание ученых-психологов уделяется как изучению индивидуальных свойств человека, его состояний и эффективности деятельности, так и вопросам системного обеспечения профессиональной деятельности [5, 84,144].

В настоящее время, несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме профессионально важных качеств, теоретические положения о сущности и структуре профессионально важных качеств изучены недостаточно. В существующей литературе отсутствует единый подход к самому термину «профессионально важные качества» (ПВК). Так, наряду с терминов «профессионально важные качества», можно встретить и другие понятия, такие как: профессионально важные признаки, профессионально важные умения, профессионально важные функции, профессионально ценные качества, профессионально значимые качества [54, 70].

В ходе различных психотехнических исследований понятие «профессионально важный признак» включало характеристики психических и психофизиологических функций профессионала. В.И. Медведев указывает, что выполнение любой профессиональной деятельности связано с реализацией целого спектра профессионально важных функций [72].

В.Д. Шадриков под ПВК понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. При этом к ПВК автор, прежде всего, относит особенности психических процессов. Следует упомянуть, что, ограничивая состав ПВК познавательными и психомоторными способностями, автор показывает механизм перехода психического свойства в профессионально важное качество [145]. Представляется важным отметить, что ПВК рассматриваются как функциональные образования, меняющиеся в процессе деятельности.

По мнению Е.А. Климова, у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. Е.А. Климов полагает, что основные профессионально ценные качества формируются только в процессе деятельности и в ней совершенствуются [48].

В.А. Бодров определяет ПВК как совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропологических и физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности [14].

В.Л. Марищук под ПВК понимает отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии, способствующие успешному овладению данной профессией [68].

B.C. Мерлин отмечает, что человек в процессе труда, профессиональной деятельности может изменять собственную природу, при этом изменяется характер связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, хотя сами свойства могут оставаться теми же. Автор делает вывод, что связи между свойствами различны на определенных этапах обучения, освоения и совершенствования в профессиональной деятельности, динамичны и адекватны этим этапам профессионального становления и мастерства. Эти свойства вместе с присущими им разноуровневыми связями и формируют ПВК [74].

Читайте также:  Возвращаем деньги за некачественный товар: инструкция

Поэтапное изменение профессионально важных качеств психолога-консультанта

В параграфе 2.1 описывается, как, с помощью экспертного исследования ПВК психолога-консультанта, мы определили набор из 6 ПВК, которые, по мнению как российских, так и зарубежных экспертов, являются скорее необходимыми, чем просто желательными для профессии «психолог-консультант». Напомним, что этими ПВК являются ответственность, наблюдательность, эмпатия, мыслительные свойства, креативность и коммуникативные свойства.

Следующим шагом нашего исследования являлось выявление изменения выраженности данных ПВК у лиц, осваивающих профессию «психолог-консультант». В соответствии с четырьмя группами испытуемых, принимавших участие в исследовании, можно говорить о трех этапах в обучении психологическому консультированию. Обозначим подробнее эти этапы.

Итак, так называемый «нулевой этап обучения» характеризует группа студентов-психологов 4-5 курса, обучающиеся по специальности «клиническая психология» (данная группа испытуемых ниже обозначена как студенты-психологи). Указанная группа лиц, безусловно, уже имеет определенную степень выраженности необходимых для профессии «психолог-консультант» ПВК. Однако, очевидно, что студенты-психологи еще не окончили обучение в Вузе и, соответственно, не обладают полным набором знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в области психологического консультирования. Достоверно неизвестно, будут ли все эти люди работать по получаемой в ВУЗе специальности, возможно, в дальнейшем их профиль работы окажется не связанным с психологическим консультированием. Таким образом, мы можем условно обозначить данную группу как «нулевой этап» обучения.

«Первый этап» обучения характеризует группа лиц, уже имеющих базовое психологическое образование, желающих повышать свою квалификацию в области психологического консультирования. Обследование этой группы проводилось до начала дополнительного обучения профессии «психолог-консультант» в СПбИГ (данная группа испытуемых ниже обозначена как 1 курс). Итак, в чем же, на первый взгляд, состоит специфика «первого этапа», в чем заключается разница между группой студентов-психологов и группой I курса. Очевидно, что лица 1 курса уже имеют высшее психологическое образование. Однако, кроме этого, можно предположить, что группа 1 курса обладает явно большей профессиональной мотивацией к более глубокому освоению теории и практики психологического консультирования. Эти люди, во-первых, хотят работать в консультативной психологии, и, во-вторых, они приняли решение повысить свою квалификацию и продолжить свое профессиональное образование по профессии «психолог-консультант». Кроме вышесказанного, представляется важным отметить, что группа 1 курса прошла отборочное собеседование при поступлении в СПбИГ. Иными словами, преподавательский состав СПбИГ, имеющий многолетний опыт как в собственно психологическом консультировании и психотерапии, так и в обучении психологическому консультированию, производил профессиональный отбор будущих слушателей. Соответственно, можно предположить, что первый этап обучения отличается от «нулевого этапа» несколько большей профессиональной мотивацией, возможно, большей выраженностью ПВК психолога-консультанта и отсутствием профессионально непригодных свойств личности.

«Второй этап» обучения характеризует группа лиц с высшим психологическим образованием, которая закончила первый год обучения в СПбИГ (данная группа испытуемых ниже обозначена как 2 курс). Первый год обучения представлял собой пролонгированную психотерапевтическую группу (группу личностного роста) общим объемом 200 академических часов. Попробуем охарактеризовать второй этап обучения. В процессе участия в психотерапевтической группе лица 2 курса прорабатывали собственные проблемы и трудности, то есть, побывали в «позиции» клиента, участвовали в большом количестве групповых упражнений, наблюдали за стилем работы и поведением ведущих (опытных психологов-консультантов и психотерапевтов), были эмоционально вовлечены в процесс консультирования других участников группы.

Известно, что многие российские специалисты подчеркивают необходимость прохождения собственной психотерапии или участия в группах личностного роста для лиц, желающих в дальнейшем заниматься психологическим консультированием [33; 63; 57; 113]. За рубежом этап прохождения собственной индивидуальной и групповой психотерапии или психологического консультирования уже давно является непременным условием обучения профессии «психолог-консультант». Именно поэтому нам показалось важным выделить как отдельный этап обучения непосредственно прохождение пролонгированной психотерапевтической группы. Участие в такого рода группе предполагает личностную коррекцию ее членов, направленную, прежде всего, на проработку собственных трудностей и компенсацию «личностных дефицитов» для того, чтобы последние не оказывали в будущем негативного влияния на консультативную работу с клиентами.

Личностные качества и профессиональные навыки

Чтобы работать по профессии психолог-консультант и проводить консультации пациентам, необходимо иметь соответствующее образование:

  1. Высшее образование — диплом может быть получен в вузе, который ведет подготовку специалистов по направлению «Психологическое консультирование». Можно также пройти обучение в магистратуре по направлению «Коучинг и психологическое консультирование».
  2. Любой диплом об окончании института с дальнейшим прохождением курсов повышения квалификации или переподготовки.

Кроме того, соискатель на эту должность должен помнить о том, что для работы по специализации ему потребуются часы личной психотерапии, которые позволят решить собственные внутренние проблемы, а также супервизии — наличие более опытного наставника-педагога.

Кроме профессиональных требований, предъявляемых к психологам-консультантам, специалист должен обладать определенным перечнем личных качеств. Самыми важными из них являются:

  • Высокая самооценка — неуверенные в себе человек не сможет работать в сфере психологии, так как оказать помощь пациенту он будет не в состоянии.
  • Любовь к людям — психолог должен одинаково относиться к людям вне зависимости от их статуса, пола, возраста, проблем.
  • Ответственность — от качества работы психолога зависит во многом, как дальше будет развиваться жизнь пациента. Любое необдуманное действие может стать причиной усугубления психологического состояния.

Кроме того, психолог должен быть доброжелательным, тактичным, эмпатичным, коммуникабельным, целостным человеком. Важная и личностная зрелость консультанта.

Чем занимается психолог-консультант

Специалист может быть полезен в случае, когда самостоятельно справиться с проблемами не удаётся. Это могут быть и проблемы в браке, и вопросы в детско-родительских отношениях, и личностные проблемы – клиенты психолога-консультанта могут быть абсолютно разными и каждый с индивидуальными запросами.

Например, частой причиной обращения является экзистенциальный кризис. Это те случаи, когда человек не понимает, в чём заключается цель и смысл его жизни.

Мамы в декрете могут прибегнуть к помощи специалиста, если столкнутся с эмоциональным выгоранием. В этом состоянии женщины не только бывают неспособны экологично воспитывать собственных детей. Иногда женщина не может в таком состоянии даже позаботиться о себе, её психика просто не справляется с такой нагрузкой. Кто-то выбирается из этого состояния, а кому-то бывает необходима психологическая опора.

Также деятельность психолога-консультанта направлена на помощь в случае потери близкого человека, в вопросах повышения самооценки или поиска своего призвания. Проблемы в личной жизни также приводят людей в кабинет профессионального психолога.

Этими и многими другими вопросами и занимается такой специалист.

Освоив профессию, можно вести частную практику, работать штатным психологом по найму, проводить семейные, групповые или индивидуальные консультации, работая с людьми разных возрастных категорий. Работать может психолог-консультант онлайн или оффлайн, на своё усмотрение.

Профессиональные качества

Наиболее профессионально важные качества психолога (кроме тех качеств, которые обязательны для каждой профессии: добросовестность, ответственность, терпеливость и т.д.) являются следующие.

Открытость, которая заключается в состоянии постоянной готовности к взаимодействию с окружающим миром.

Определение 1

Эмпатия – умение ставить себя на место другого, способность переживать. Эмпатия подразумевает проникновение в мир эмоций другого человека, понимание без осмысления.

Определение 2

Конгруэнтность (от лат. соответствующий, соразмерный) является процессом осознания и безоценочного принятия человеком собственных актуальных и реальный ощущений, проблем и переживаний и дальнейшее их выражение в поведении и точное озвучивание в языке методами, не наносящими травм другим людям. Этот термин ввел в психологию К. Роджерс.

Определение 3

Самообладание подразумевает способность контролировать свои чувства и настроение, включая умение сохранять невозмутимость и спокойствие в любых ситуациях.

Психологу бывает сложно это сделать, когда его клиент ведет себя капризно, навязчиво или агрессивно. В этом случае помогает сохранение границ собственного «Я». Благодаря этому профессиональному качеству психолога-педагога возможен контроль информации из внешнего реального мира, поступающей через органы чувств.

Определение 4

Интерес к людям заключается в доброжелательном, эмоционально положительном отношении к другим людям, которое сопровождается стремлением и желанием узнавать их и общаться с ними.

Умение признавать свои ошибки является важным профессиональным качеством психолога, так как оно позволяет вовремя исправлять свои оплошности и заблуждения и самосовершенствоваться через это.

Определение 5

Рефлексия представляет умение человека критически анализировать свои действия и мысли, размышлять о смысле существования.

Определение 6

Стрессоустойчивость означает, что человек в состоянии переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, которые обуславливаются нагрузками в его профессиональной деятельности.

Определение 7

Понятийность мышления подразумевает способность человека адекватно воспринимать и реагировать в реальной ситуации, то есть выделять суть явления или объекта и видеть его причину, для последующего прогнозирования возможных последствий, систематизации информации и построении целостной картины мира.

Читайте также:  Сколько марок клеить на конверт в 2024 году почта России
Определение 8

Коммуникативность является умением легко и быстро находить общий язык с любым человеком. Психологу важно уметь разговаривать понятным для клиента или заказчика языком.

При этом необходимо максимально приближать свою речь к речи своего собеседника, так как это значительно улучшает контакт и помогает корректно взаимодействовать, сохраняя дистанцию.

Круг обязанностей специалиста

В отличие от психиатра, психотерапевт-консультант не пользуется в своей практике медикаментозными средствами. Задача этого специалиста: профилактика, диагностирование и терапия психологических проблем пациентов.

Психотерапевт занимается:

  • приемом клиентов;
  • оценкой психоэмоционального состояния;
  • сбором анамнеза;
  • диагностикой;
  • выявлением психологических проблем;
  • разработкой схемы терапии;
  • индивидуальной и групповой психотерапией.

В нашей социокультурной ситуации у потенциального клиента нет отчетливого образа профессионала, а ролевые ожидания зачастую строятся из странной смеси образов западного кино и литературы и до боли знакомых стереотипов врача и учителя, с чем трудно не согласиться. К этому стоит добавить, что и у специалистов этот образ профессионала также не сформирован. У многих клиентов нет чёткого представления о работе психолога-консультанта, о методах воздействия и этических нормах поведения специалиста в консультативном процессе. Нередко психотерапевтическая практика беспрепятственно осуществляется неквалифицированными специалистами. В связи с ростом популярности профессии проблема неэтичного поведения психологов консультантов является крайне актуальной. Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрела специфическую ценность для общества. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Очевидный факт, что от профессиональной деятельности психолога-практика, независимо от того, в какой сфере он работает, зависит, во многом психологическое состояние людей, что в свою очередь определяет в известной степени результаты труда последних, их общее состояние, как психологическое, так и физическое. Далеко не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом-практиком. Определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является формирование у них необходимых профессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессии психолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считаться специалистом высшей квалификации. Более того, поскольку речь идет о необходимости решать конкретные практические психологические проблемы людей, проблемы, связанные с духовным миром человека, такой специалист не имеет право их решать. В этой связи психолог должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, владение которыми позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта междунормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп. Практически все ученые, занимающиеся теоретическими и методологическими изысканиями в области психологического консультирования и психотерапии, отмечают важность личностных особенностей консультанта. Объект исследования: психологическое консультирование как вид психологической помощи. Предмет исследования: личностные качества психолога-консультанта. Цель работы: обобщить и систематизировать научный материал, представленный в работах зарубежных и отечественных психологов о процессе психологического консультирования и личностных качествах психолога-консультанта. Задачи исследования:

  1. Изучить особенности, цели и задачи психологического консультирования.
  2. Рассмотреть стадии психологического консультирования.
  3. Определить личностные и профессионально важные качества психолога – консультанта.
  4. Провести исследование личностных качеств психолога-консультанта.

Структурирование консультативного пространства

Клиент входит в комнату и попадает на «территорию консультанта». Одним из главных аспектов взаимодействия консультанта и клиента является то, что обозначают как «структурирование пространства». Уже происходящее при первой встрече оказывает влияние на психологическое самочувствие клиента. Встреча начинается со знакомства. При этом следует придерживаться определенного этикета: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Чтобы клиент почувствовал непринужденность, консультант с первых минут знакомства должен предстать вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно без излишнего напряжения.

Еще один вопрос, связанный со структурированием консультативного пространства, — это расположение консультанта и клиента. Р. Мэй (1968) употребляет понятие «геометрия любви». Если консультант и клиент сидят на противоположных сторонах стола, то между ними сохраняется социальная дистанция, и атмосфера консультирования будет скорее всего официальной. Беспокойным клиентам подходит именно такая позиция — стол служит барьером общению. Для консультирования, наоборот, благоприятна позиция расположения консультанта и клиента за столом на одной стороне. В этих условиях консультанту доступна вся невербальная информация, исходящая от клиента, кроме того, он может менять (и позволяет менять клиенту) расстояние между ними в зависимости от ситуации консультирования или при изменении консультативного контакта. Расположение друг против друга позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества. Дистанция между консультантом и клиентом отражает известный в социальной психологии феномен «личного пространства». Личное пространство изменяется в зависимости от отношений участников беседы, обсуждаемой темы, культурных различий. Из-за неправильно выбранной дистанции в консультировании (например, несоразмерность социального или возрастного аспекта личного пространства) некоторые темы вообще не могут быть затронуты. С проблемой дистанции тесно связан вопрос о терапевтическом смысле и возможности физического прикосновения к клиенту. Прикосновение означает очень близкий, интимный контакт. Исследования показали, что около половины опрошенных психотерапевтов полагают, что физический неэротический контакт представляется ценным в процессе консультирования. Он более всего уместен при:

— консультировании социально и эмоционально незрелых клиентов;

— консультировании людей, находящихся в кризисе после психической травмы, особенно связанной с утратой близких;

— стремлении продемонстрировать эмоциональную поддержку.

Однако очень трудно установить границу, где физический неэротический контакт приобретает характер эротического. В любом случае прикосновение не должно быть использовано как специфическая техника консультирования при отсутствии искренних, истинных чувств по отношению к клиенту. Чтобы прикосновение помогло создать безопасный для клиента терапевтический климат, оно должно быть спонтанным и искренним.

Где пройти обучение по специальности психолог-консультант

Освоить профессию психолога-консультанта можно за несколько лет в вузе или училище, техникуме, колледже. Но если вы хотите сократить срок обучения, то лучше выбрать курсы профессиональной переподготовки. Быстрее не значит хуже. Обучение занимает меньше времени, потому что в программу входят только те дисциплины, которые напрямую относятся к профессии. В вузах преподают дополнительные дисциплины, например, математику и историю.

Вот что получат будущие психологи-консультанты на курсах переподготовки и повышения квалификации в Институте прикладной психологии в социальной сфере:

  • информационную базу по психологической диагностике и консультированию;
  • возможность работать с разными возрастными и социальными категориями людей, в разных организациях;
  • знания и навыки по организации рабочего процесса и продвижению своих услуг;
  • понимание того, как устроена психика;
  • знание основ общей, возрастной, кризисной, дифференциальной, социальной, семейной психологии;
  • инструменты для организации частных приемов и онлайн-консультаций.

Круг обязанностей специалиста

Пациентами гипнолога прежде всего становятся люди, страдающие алкогольной и наркотической зависимостями, игроманией. Специалист вытаскивает наружу неосознаваемые страхи и подавленные эмоции, прорабатывает их вместе с пациентом, формирует у него нормальную самооценку, возвращает адекватное восприятие действительности.

Гипнолог занимается:

  • подготовкой к сеансам гипноза;
  • приёмом пациентов;
  • созданием доверительной атмосферы;
  • выявлением источника проблемы;
  • выстраиванием плана лечения;
  • введением клиента в гипнотическое состояние;
  • поиском эффективных образов и установок;
  • выведением клиента из гипноза;
  • коррекцией усвоенных клиентом установок.

С какими проблемами работает детский психолог?

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • Агрессивное и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • капризы и истерики,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • упрямство,
  • страхи,
  • школьная неуспеваемость,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • сложности адаптации к садику и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • ребёнок не хочет учиться, не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и соперничество между братьями и сёстрами.

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.

Конспект лекций по дисциплине. Профессиональные качества психолога-консультанта

Освоить профессию психолога-консультанта можно за несколько лет в вузе или училище, техникуме, колледже. Но если вы хотите сократить срок обучения, то лучше выбрать курсы профессиональной переподготовки. Быстрее не значит хуже. Обучение занимает меньше времени, потому что в программу входят только те дисциплины, которые напрямую относятся к профессии. В вузах преподают дополнительные дисциплины, например, математику и историю.

Читайте также:  Детские выплаты в 2024 за 2 ребенка

Вот что получат будущие психологи-консультанты на курсах переподготовки и повышения квалификации в Институте прикладной психологии в социальной сфере:

  • информационную базу по психологической диагностике и консультированию;
  • возможность работать с разными возрастными и социальными категориями людей, в разных организациях;
  • знания и навыки по организации рабочего процесса и продвижению своих услуг;
  • понимание того, как устроена психика;
  • знание основ общей, возрастной, кризисной, дифференциальной, социальной, семейной психологии;
  • инструменты для организации частных приемов и онлайн-консультаций.

Если вы сомневаетесь в выборе программы, то закажите бесплатную консультацию. Наши специалисты перезвонят вам и помогут подобрать оптимальную программу под ваши цели, желания и потребности.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Человеческие качества проявляются в состоянии человека при его взаимодействии с окружающим миром. Восприимчивость, адекватность ситуации, духовность, активность и целесообразность являются основными человеческими качествами и состояниями.

Профессиональные требования к психологу-консультанту

В принципе личностные и профессиональные качества психолога тесно переплетаются, поскольку невозможно быть одним в личностном плане и другим в плане профессиональном. Отсюда фундаментом профессиональной деятельности психолога являются его личностные качества.

За время учебы студент-психолог может встретиться с кризисами разочарования своей будущей работы, но самое болезненное разочарование заключается в сомнениях правильно выбранной профессии.

Принято считать, что В.М. Бехтереву принадлежит такая фраза относительно того, почему человек выбирает профессию психолога – «психологи – с психинкой», «неврологи – с нервинкой» и др. Интересно, что в жизни подобных примеров достаточно. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты – это не различение красного и зеленого цвета (дальтонизм), сам имея этот дефект. Сексуальным невротиком был З. Фрейд, во всяком случае, так вспоминают о нем близкие ему люди.

В.Н. Дружинин считает, что выбор в области психологии обуславливается «избытком» или «недостатком» у человека какого-либо психического качества. А. Адлер считал, что комплекс неполноценности есть источник активности во многих сферах творчества человека, а, по мнению В.Н. Дружинина, к занятиям психологией человека приводит чувство непохожести на других, желание преодолеть дисгармонию.

Сегодня психологи нужны во многих организациях. Детский специалист работает в детских садах и школах, где он помогает детям легче и быстрее пройти адаптационный период к новым условиям. Также психологи нужны на предприятиях, где они способствуют адаптации новых сотрудников, помогая им найти общий язык с остальными членами коллектива. Кроме того, они принимают непосредственное участие в подборе персонала. Также есть психологи, которые консультируют семьи, работают в психиатрических клиниках, службах доверия.

В нынешнее время психологи могут найти себе применение во многих сферах, но подходит такая профессия не каждому человеку. Дипломированные специалисты оказывают немедицинскую помощь в сложных ситуациях, но они не лечат психические заболевания и не назначают медикаментозное лечение. Для человека, который закончил факультет психологии, открыто множество дверей. В последнее время психологи все чаще находят себя в бизнес-сфере. Они становятся персональными коучами и бизнес-тренерами, нередко занимая должности в кадровых службах.

Некоторую популярность набирает поведенческая экономика, которая появилась на стыке психологии и экономики. На профессионалах этого профиля есть немалый спрос в области маркетинга. Он прогнозируют и анализируют поведение людей в бизнесе и реальной жизни. На основе полученных данных такие специалисты разрабатывают схемы, направленные на увеличение капитала организации.

В маленьких населенных пунктах может не хватать специалистов. К счастью, мы живем во времена интернета. Виртуальная связь позволяет общаться с людьми и при этом не выходить из дома. Это спасение для тех людей, которые испытывают сильный стресс при личном общении. Можно обратиться к Никите Валерьевичу Батурину, специалисту в области гипнотерапии по избавлению от психологических расстройств.

Чтобы стать психологом для начала нужно получить образование по выбранной специальности. Далее сразу начать практиковаться в государственных учреждениях или продолжить изучать науку в вузе. Успехов добьется тот психолог, который совершенствуется и идет в ногу со временем. Хороший специалист не останавливается в развитии: он постоянно пополняет свои знания и учится на собственных ошибках.

… целью выявления наиболее актуальной на сегодняшний день. 2. Проследить этапы развития человека как биосоциального вида. 3. Охарактеризовать раннюю историю человечества, выявить её особенности. В процессе исследования … опубликованная в 1859 г. в книге «Происхождение видов путем естественного отбора», в 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой подбор» и в других работах. Теория …

1. Аутентичность. Имеется в виду, что человек жаждет быть и является сам собой в противовес расходованию энергии на проигрывание ролей и создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 42-43] отождествляет слово «аутентичность» с близким ему «присутствие». В этом качестве он выделяет две стороны:

доступность — степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее в данной ситуации имело для него значение, воздействовало на него;

экспрессивность ~ степень, в которой человек склонен позволять другому (другим) действительно узнать себя в данной ситуации. Это включает самораскрытие без маскировки каких-то субъективных переживаний.

2. Открытость собственному опыту. Это означает искренность в восприятии собственных чувств. Консультант должен знать, замечать свои чувства, в том числе и отрицательные, не вытеснять их. Только в таком случае он будет успешно контролировать свое поведение. Вытесненные же чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента только тогда, когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

3. Развитое самопознание. Чем больше консультант знает о самом себе, тем больше он поймет своих клиентов. Этому способствует умение слышать то, что творится внутри.

4. Сильная идентичность. Понятие «идентичность» — относительно новое для отечественного контекста, поэтому остановимся на нем подробнее. В данном изложении мы будем опираться на результаты анализа зарубежных и отечественных публикаций по проблемам, связанным с идентичностью, осуществленным Н.В. Антоновой [1995]. Идентичность — сложная динамическая структура, формирующаяся и развивающаяся на протяжении всей жизни человека. Единицей этой структуры является самоопределение — некоторое решение относительно себя, своей жизни, своих ценностей, принятое в результате интериоризации родительских ожиданий (преждевременная идентичность) или преодоления кризиса идентичности (достигнутая идентичность).

Кризис идентичности предполагает наличие ситуации выбора, начиная от выбора школы, работы и кончая поиском и выбором цели и смысла своего существования. Кризис идентичности отнюдь не всегда завершается формированием единиц идентичности — самоопределений. Возможен также деструктивный вариант последствий кризиса. Это происходит, когда человек не замечает необходимости самоизменения, не видит имеющихся в его распоряжении альтернатив выбора. В таком случае человек может испытывать ряд негативных состояний:

высокий уровень тревожности;

ощущение собственной беспомощности; ,,,

неверие в будущее;

пониженный эмоциональный фон;

ощущение потери смысла в жизни вплоть до депрессии и склонности к самоубийству.

Одно из важнейших требований профессиональной этики — это компетентность консультанта. В связи с этим возникают вопросы: «Какая профессиональная подготовка может обеспечить компетентное консультирование?» и «Какой опыт необходим претенденту на роль консультанта?

Во многих странах статус консультанта определяется лицензией, предоставляющей формальное право заниматься профессиональной деятельностью. Чтобы получить ее, надо пройти официальную академическую программу профессиональной подготовки, проработать определенное количество часов под наблюдением квалифицированного специалиста и иметь установленный минимум профессионального опыта. Такая система лицензирования ограничивает возможность заниматься практикой лицам, не имеющим соответствующей квалификации. Однако лицензия, к сожалению, не гарантирует, что консультант эффективно и компетентно справится со своими обязанностями. При обучении психотерапии и психологическому консультированию наряду с необходимостью приобретения соответствующей теоретической базы под квалифицированным руководством часто подчеркивается важность углубления самопознания консультанта (психотерапевта).

М. Сох (1988) говорит: «Жизненный опыт консультанта интегрируется с возрастающим багажом профессиональных знаний на основе углубленного самопознания. Даже отлично подготовленному консультанту не одинаково легко со всеми людьми, зато ему гарантирован душевный комфорт».

Развитию самопознания способствует обширный и интенсивный курс индивидуальной и групповой терапии, особенно в группах, ориентированных на совершенствование личности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *