- Семейное право

В какие сроки проводятся камеральные проверки налоговых органов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В какие сроки проводятся камеральные проверки налоговых органов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок камеральной проверки заключается в следующем:

  1. проводиться проверка должностными лицами налоговой на своем рабочем месте, т.е. в здании налоговой
  2. срок для проведения такой проверки, по общему правилу, составляет 3 месяца, т.е. проверка может быть завершена и до истечения 3-х месяцев
  3. начинается проверка с даты получения документов от налогоплательщика, при этом нигде документально не фиксируется дата начала проверки, как и дата окончания
  4. при необходимости налоговая может истребовать дополнительные документы, но не всегда; также при выявлении ошибок в декларации или несоответствий с документами налоговая вправе потребовать представление пояснений или внесение изменений
  5. если по результатам проверки будут выявлены какие-то нарушения, то в этом случае подлежит составлению акт камеральной проверки; если нарушений не будет выявлено, то акт не будет составляться

Законные сроки всех процедур «камералки»

В таблице приведены временные промежутки, определенные законом для различных действий в ходе камеральной проверки.

Действие налогового органа или налогоплательщика Временные рамки
1 Начало камеральной проверки Сразу после подачи документа
2 Завершение камеральной проверки Максимум 3 месяца
3 Необходимость отреагировать на выявленные нарушения (направить уточненную декларацию или дать объяснения) 5 рабочих дней с момента получения требования
4 Представление истребованных в ходе проверки документов 10 дней после требования
5 Составление акта о результатах проверки 10 дней после окончания
6 Вручение акта проверяемому предпринимателю 5 дней после составления
7 Выражение несогласия с актом камеральной проверки 15 суток со дня получения акта
8 Вынесение решения с учетом приведенных возражений 10 дней после подачи
9 Продление срока на вынесение решения Не более чем на 1 месяц
10 Вручение решения налогоплательщику В течение 5 дней после вынесения
11 Вступление в силу решения о привлечении к ответственности в результате «камералки» Через 10 дней со дня вручения

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Срок проведения проверки

Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки налоговики находят ошибки или несоответствия, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам нарушений и уточненную декларацию или расчет.

На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.

С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.

Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота.


Последствия и ответственность

Результат контроля — акт о налоговой проверке от инспектора. В случае с выездной проверкой такой его пишут всегда, независимо от того, были выявлены несоответствия или нет. Другое дело — камеральная проверка. По ее результатам акт составляют только при наличии нарушений.

Акты содержат информацию о выявленных несоответствиях и санкциях, которые применяются к налогоплательщику — штрафах и недоимках. В документе указывается, в каком размере и в какие сроки требуется доначислить налоги и сборы.

Бывает, что в ходе проверки сотрудникам ИФНС становится известно о совершении правонарушений. Частая ситуация — компания указывает в отчетности заведомо ложную информацию, чтобы заплатить меньше налогов. Если недоплата установлена в крупном размере, должностное лицо привлекается к уголовной ответственности.

Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки

По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
  • отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).

Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:

  • акт налоговой проверки;
  • материалы, представленные в ходе проверки;
  • возражения налогоплательщика.

При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:

  • Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
  • Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
  • Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?

Как проводят камеральную проверку

Вы сдаете декларацию и налоговые расчеты, программа в налоговой сверяет контрольные соотношения. Сданная отчетность сопоставляется с данными предыдущего отчетного периода, с движениями средств на расчетном счете и с показателями за этот же период, но по другим налогам.

Читайте также:  Юристы объяснили отказ авиакомпаний возвращать деньги за отмену рейсов

Если ошибок нет, вы даже не узнаете, что проходили камеральную проверку. О таких проверках налоговая не сообщает.

Сверка может выявить три категории нарушений:

  • ошибки в налоговой отчетности;
  • противоречия между сведениями в предоставленных документах;
  • несоответствие между сведениями, которые предоставили вы, с теми, которые налоговая получила из других источников. Например, от банков или контрагентов.

Если у налоговой возникло подозрение на нарушение, вам об этом сообщат и потребуют исправить ошибки или уточнить сведения. За пять рабочих дней исправьте ошибки и подайте уточненную декларацию, отправьте устное или письменное пояснение в свободной форме. Если подадите позже, вас не накажут, но могут заблокировать счет.

Что происходит после проверки

Если ошибок нет — ничего.

Если в декларации заявлены льготы или предъявлен НДС к возмещению из бюджета, налоговая может запросить подтверждающие документы.

Если выявлены нарушения, налоговая за 10 дней после окончания проверки составит акт, после чего за пять дней вручит его налогоплательщику. У него есть месяц, чтобы подать возражения на акт проверки.

Через месяц, когда срок подачи возражения пройдет, руководитель налоговой за 10 рабочих дней рассмотрит материалы проверки, возражения налогоплательщика, и решит, привлекать ли его к ответственности за налоговое правонарушение или нет.

Несмотря на тот факт, что в Налоговом Кодексе РФ четкого понятия нет, это исследование все равно делится на несколько типов. Разберем каждый из них.

  • Конкретная. Затрагивается только одна сделка. И это наиболее безопасный для самой организации вариант. Налоговиков будет интересовать не вся налогооблагаемая деятельность, а только выбранный договор. Именно в нем, по мнению сотрудников, и скрываются нарушения. И в любом случае, даже если оно действительно есть, то это не так страшно. Самое неприятное, помимо стандартного штрафа – это потенциальное аннулирование. Но что интересно, обычно внимание ФНС привлекает в этом варианте не сама проверяемая организация, а контрагент. Просто поднять сведения через вторую сторону легче, безопаснее и быстрее. Чем работать с самим потенциальным обвиняемым.
  • Выборочная. Это уже неприятнее. Такой выездной налоговой проверкой могут быть охвачены целые вертикали, пласты деятельности. Обычно выбирается одна. Актуально для компаний, которые работают сразу в нескольких сферах. Удобно то, что другие отрасли на момент проведения мероприятия никак не страдают, не приостанавливают свою деятельность. Но исследование будет в любом случае весьма дотошным. И несмотря на то что запрос будет касаться одной вертикали, будьте готовы предоставить доступ налоговикам в любое место. Даже на склады, которые с этой сферой практически не связаны.
  • Общая. Самый неприятный, затяжной и болезненный для фирмы вариант. И что досаднее всего, назначается он с изрядной частотой. Ведь для выборочного аналога нужно как минимум иметь четкие подозрения про конкретную отрасль. А они есть не всегда. Вот и приходится проходиться по всей фирме в целом, что уловить, где конкретно прячется нарушение. И как это часто бывает, вместо одного, на которое и было подозрение, находятся десятки новых. Учитывая, как происходит выездная проверка, что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке – докопаться смогут до всех «серых» точек предприятия. Поднимается вся первичная документация, полностью анализируются договора поставок. Рассматриваются даже бухгалтерские проводки, кассовые и учетные журналы. Легко могут проверить склад на соответствие реальной составляющей ТМЦ и их документным отражением.

Результаты процедуры, итоговые акты

По завершении сбора информации и доказательной базы, выявлению и анализу все сопутствующие документации эпилогам становится специальный акт. Его форма – КНД 1165010. Фактически он является своего рода подтверждением, что процедура была успешно завершена. Она передается руководителю или владельцу компании. И в ней также указывается предмет изысканий. А это очень важно. По закону предъявить претензия по любой отрасли или сделки невозможно, если ВПН по ней уже проходила. Этого своеобразный щит, если, конечно, не будут выявлены нарушения.

После передачи документа вся полученная информация будет тщательно анализироваться. И итогом будет уже другой акт – КНД 1160098. Он сообщит, были ли допущены ошибки, есть ли отклонения от норм, будут ли применяться санкции. Его составление занимает время, но не более 2 месяцев.

Чем отличаются камеральные и выездные налоговые проверки

Камеральные и выездные проверки разнятся по многим параметрам. Два из них упомянули выше. Это место проведения и возможность изъятия документов и активов компании. Другие характерные черты обобщили в таблице 1.

Таблица 1. Отличие камеральной проверки от выездной

Критерий сравнения

Вид налоговой проверки

Камеральная

Выездная

В чем цель

В текущем режиме находить ошибки в налоговой отчетности и уведомлять о них налогоплательщика

Углубленно изучать, правильно ли компания считает налоги и вовремя ли их платит

Сколько налогов проверяются

Один – тот, по которому предприятие сдало декларацию (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Один или сразу несколько (п. 3, 4 ст. 89 НК РФ)

За какой период

За тот, который указан в декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Максимум за три или даже за пять предыдущих лет (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 89.2 НК РФ)

Как долго длится

В течение трех месяцев после сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ)

Обычно до двух месяцев. Иногда продляется до четырех месяцев и даже до полугода (п. 6 ст. 89 НК РФ)

Может ли приостанавливаться

Нет

Да. Максимальный срок приостановки – шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ)

Как часто проводится

В текущем режиме после сдачи декларации, в том числе уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Обычно не больше двух раз за один календарный год (п. 5 ст. 89 НК РФ)

Бывает ли повторной

Нет

Да (п. 10 ст. 89 НК РФ). Повторная проверка бывает в двух случаях:

· вышестоящий налоговый орган контролирует качество работы нижестоящего. Поэтому заново проверяет уже инспектированные компании;

· организация сдала уточненную декларацию с суммой налога, которая уменьшилась по сравнению с предыдущей

Сроки проведения камеральной проверки

Согласно общему правилу, срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 календарных месяца с момента подачи отчетности. Исключением является проверка налоговых деклараций по возврату НДС — для нее отводится всего 2 месяца.

Если вы обнаружили до момента вынесения решения ФНС ошибки или неточности, то вы имеете полное право подать уточненную декларацию. В этом случае контроль по первоначально предоставленной документации приостанавливается. По новой отчетности срок отсчитывается вновь с момента ее подачи.

Если же ФНС выявила ошибки в предоставленных вами данных, она направляет налогоплательщику требование с просьбой предоставить пояснения и верную декларацию и отчет, также может потребоваться предъявление дополнительных документов.

На мотивированный ответ налогоплательщику в этом случае дается 5 дней. Если за это время недочеты не будут исправлены, то налогоплательщику придется заплатить штраф. На данный момент его размер составляет 5000 рублей. Если же вы в течение года снова будете пренебрегать своевременным ответом на требования налоговой, то заплатить придется уже 20 000 рублей.

Сроки проведения
камеральной налоговой проверки. Этапы
проведения камеральной налоговой
проверки. Полнота и своевременность
представления отчетности.

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры 2023

Ответственность
за несвоевременное представление или
непредставление налоговой отчетности.
Истребование дополнительных сведений,
объяснений и документов в ходе камеральной
проверки. Проведение углубленной
проверки и экономического анализа.

Использование автоматизированных
систем при проведении камеральных
проверок.

Налоговые органы
обязаны обеспечивать полноту охвата
камеральными проверками всей налоговой
отчетности в отношении всех организаций.

Камеральные проверки проводятся без
выхода на предприятие, при этом сама
проверка скрыта от глаз проверяемого
и проходит в недрах налоговой инспекции.

Особенностью камеральной проверки
является то, что инспекторы проверяют
именно те бумаги, которые представила
сама фирма.

Основной
целью камеральной проверки является
выявление ошибок, допущенных при
заполнении налоговой декларации.

Камеральная
проверка проводится уполномоченными
должностными лицами налогового органа
без какого-либо специального решения
руководителя налогового органа в течении
3 месяцев (рабочих дней) со дня представления
налогоплательщиком налоговой отчетности,
если законодательством не предусмотрены
иные сроки.

Началом
камеральной проверки можно считать сам
факт представления отчетности в налоговую
инспекцию. Поэтому если, например, фирма
сдала в налоговую декларацию по НДС, то
дата подачи декларации будет являться
днем начала ее камеральной проверки.

С
этого дня начинает отсчитываться срок,
предусмотренный законом на подобную
проверку.

По истечении
шести дней после установленного
законодательством срока представления
налоговой отчетности отдел камеральных
проверок осуществляет сверку списка
состоящих на учете налогоплательщиков
с данными об их фактическом представлении.
По результатам сверки налогоплательщики,
не представившие отчетность вызываются
на основании письменного уведомления
в налоговый орган для дачи пояснений.

  • По истечении
    двух недель после установленного срока
    представления деклараций к указанным
    налогоплательщикам принимается следующая
    мера – в течение трех рабочих дней
    принимается решение о приостановлении
    операций по счетам налогоплательщика
    в банке, о чем сообщается в обслуживающий
    банк с одновременным уведомлением
    налогоплательщика.
  • После предоставления
    налоговой декларации принимается
    решение об отмене предыдущего решения.
  • Если налогоплательщик
    все же не представил налоговую отчетность,
    отдел камеральных проверок подготавливает
    заключение о необходимости проведения
    выездной налоговой проверки.

По налогоплательщикам,
не представившим налоговую отчетность в установленные законодательством
сроки отдел камеральных проверок
составляет протокол об административном
правонарушении и вызывает на основании
письменного уведомления в налоговый
орган лицо, в отношении которого
возбуждено дело об административном
правонарушении, для ознакомления с
протоколом. Протокол подписывается
должностным лицом его составившим,
копия протокола вручается представителю
юридического лица. Протокол об
административном правонарушении не
позднее следующего дня после его
составления по реестру передается в
юридический отдел для обеспечения
производства по делам об административных
нарушениях.

Представленная
плательщиками налоговая и бухгалтерская
отчетность подлежит камеральной
проверке. Причем проверке подлежат все
поступившие декларации. Порядок проверки
зависит от формы представления отчетности
– на бумажных, магнитных носителях или
по электронной почте (см. рисунок 12).

Этапы проведения камеральной налоговой проверки

Налоговая отчетность на бумажных носителях Налоговая отчетность на магнитных носителях (с подтверждением на бумажных носителях) Налоговая отчетность, переданная по коммуникативным каналам связи

Порядок проведения и виды налоговых проверок

налоговый проверка декларация правовой

Для осуществления налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах статьей 87 Налогового Кодекса РФ предусмотрена возможность проведения налоговыми органами двух видов проверок — камеральных и выездных.

Камеральные проверки давно стали привычными для налогоплательщиков и не вызывают серьезных опасений.

Они проводятся по месту нахождения налогового органа в порядке исполнения должностными лицами текущих обязанностей и фактически заключаются в проверке деклараций, представляемых по окончании налогового (отчетного) периода. В процессе их проведения, прежде всего, проверяется сам факт и сроки представления отчетности.

При несоблюдении установленных законодательством сроков нарушитель привлекается к ответственности по статье 119 НК РФ, размер штрафа по которой составил 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Иными словами, штраф за не представленную в срок «нулевую» декларацию или декларацию с суммой налога к уменьшению (возмещению из бюджета) увеличился со 100 руб. до 1000 руб. При этом штраф за непредставленную в срок декларацию с суммой налога к уплате, начиная с 181-го дня просрочки, снизился с 10 до 5 процентов от начисленной суммы налога.

  • При камеральной проверке, в частности, осуществляется:
  • — проверка правильности исчисления налоговой базы;
  • — проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации;
  • — проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
  • — проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;
  • — сравнение показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также данных деклараций по различным видам налогов.

При выявлении ошибок в налоговой декларации, либо противоречий или несоответствий предоставленных данных сведениям, имеющимся у налогового органа или полученным в ходе налогового контроля, налоговый орган может потребовать у налогоплательщика в течение пяти дней дать необходимые пояснения и внести исправления в проверяемую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ). При подаче декларации без документов, которые должны к ней прилагаться, налоговики вправе их запросить (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, то налоговики их требовать не вправе.

Дополнительные документы (выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в налоговой декларации) предоставляются только по желанию налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ). Следует отметить, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать представления дополнительных документов только в строго определенных случаях, описанных в статье 88 НК РФ, а именно:

  1. — использование налогоплательщиком налоговых льгот — документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
  2. — при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога — документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.
  3. — при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов — документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Основанием служат налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Специального решения руководителя налогового органа не требуется (п. 1,2 ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщик не информируется о начале проверки.

Срок проведения камеральной проверки составляет 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Предметом проверки выступает любой налог, декларация по которому представлена не ранее трех месяцев назад, считая от даты начала проверки.

Проверяемый период — налоговый (отчетный) период, за который представлена декларация (расчет).

Приостановление проверки возможно при выявлении ошибок в декларации, противоречий и несоответствий между сведениями, содержащимися в документах, налогоплательщику выставляется требование о предоставлении необходимых пояснений или внесения исправлений в пятидневный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Повторная проверка не предусмотрена.

По окончании проверки оформляется акт камеральной налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г.

Читайте также:  Какой штраф за стертые номера в 2023 году

№САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки».

Но составляется только в случае установления факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ) в течение 10 дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Если нарушений законодательства не выявленной, то никаких документов по результатам проверки не составляется.

В большинстве случаев камеральные проверки остаются незамеченными для объекта контроля, однако в процессе их проведения налоговый орган формирует мнение о налогоплательщике и выбирает объект для более серьезной формы налогового контроля — выездной проверки.

Выездные проверки осуществляются контролирующими органами по заранее утвержденному плану. Такие проверки, как правило, проводятся на территории налогоплательщика и одновременно по нескольким налогам.

Вероятность проведения выездной налоговой проверки велика для организаций, использующих схемы минимизации или ухода от налогов, а также взаимодействующих с проблемными контрагентами.

Информация об использовании подобных схем может быть получена налоговыми органами, как из внешних источников, так и в результате анализа хозяйственной деятельности организации на основании собственных данных (из представленной отчетности, при истребовании документов в процессе проведения камеральных и встречных проверок).

  • Сделки классифицируются как сомнительные, а контрагенты проблемные, в частности, в следующих случаях:
  • — при отсутствии контактов налогоплательщика с представителями контрагента, информации о фактическом его местонахождении;
  • — непредставления контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы;
  • — отсутствие информации о контрагенте в ЕГРЮЛ.
  • Признаками участия в схемах уклонения от уплаты налогов для налоговых органов могут быть:
  • — налоговая нагрузка организации ниже средней величины по данной отрасли (виду деятельности);
  • — доля вычетов по НДС превышает 89% от начисленного НДС за период 12 месяцев;
  • — систематическое отражение в отчетности бухгалтерских и налоговых убытков;
  • — среднемесячная зарплата работников в среднем ниже среднего уровня по отрасли в субъекте РФ;
  • — неоднократное снятие и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения.
  • Но и добросовестные налогоплательщики также могут попасть на плановые выездные проверки.
  • При проведении проверок у налогоплательщиков возникает множество вопросов, касающихся правомерности действия должностных лиц налоговых органов и других правовых аспектов налогового контроля.
  • Основными принципами, регламентирующими порядок проведения выездных налоговых проверок являются:

— проводится на территории налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ);

— проводится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ);

— налогоплательщику вручается решение о проведении выездной налоговой проверки, составленное в форме, утвержденной Приказом ФНС от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@;

— срок проведения не более двух месяцев. Возможно продление срока до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев на основаниях, изложенных в Приказе ФНС от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@ (п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ);

— проводится одновременно по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ);

— проверяемый период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Кроме того, при представлении уточненной налоговой декларации в рамках проверки — период, за который представлена уточненная декларация (п. 4 ст. 89 НК РФ);

— приостановление проверки возможно на срок не более шести месяцев в случаях, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ, с возможностью дополнительного увеличения на три месяца при необходимости получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

— повторная проверка возможна в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, вышестоящим органом и при представлении налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога, в размере, меньшем ранее заявленного (п. 10 ст. 89 НК РФ);

— по окончании оформляется справка о проведенной проверке. Вручается налогоплательщику в последний день проведения проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ). Акт выездной налоговой проверки в форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г.

№САЭ-3-06/892@. Составляется в течение двух месяцев после составления справки о проведенной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ). К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушения законодательства, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст.

100 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными в акте проверки, он вправе представить свои возражения. Форма представления возражений законодательно не установлена, поэтому они составляются в произвольном виде.

В тексте возражений целесообразно отметить те выводы сотрудников налоговых органов, с которыми организация не согласна, обосновать свое мнение нормами законодательства и попросить исключить из акта конкретные пункты, вызывающие возражение.

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям (или в согласованный срок передать в налоговые органы) документы, подтверждающие их обоснованность.

  1. Кроме того, дополнительные документы или возражения налогоплательщик вправе представить на рассмотрении материалов налоговой проверки. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем налогового органа или его заместителем выносится решение о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения, которое налогоплательщик может обжаловать в следующем порядке:
  2. — путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган — подается в налоговый орган, вынесший решение до момента вступления в силу решения;
  3. — путем подачи в вышестоящий налоговый орган жалобы на решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, — подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения решения;
  4. — обжаловать решение в судебном порядке можно только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. При камеральной проверки НДС к возмещению ИФНС требует представить оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета и выписку из учетной политики. Правомерны ли действия ИФНС?

На наш взгляд, действия ИФНС неправомерны. Есть судебная практика в пользу налогоплательщиков. Например, в Постановлении ФАС ЗСО от 09.10.2013 № А45-2243 судебным органом отмечено, что регистры бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и др.) не относятся к первичным документам, подтверждающим право на вычет НДС.

Вопрос №2. У нас есть ошибки в соблюдении хронологии нумерации счетов-фактур. Могут ли такие ошибки отрицательно сказаться на получении вычета по НДС?

Такая ошибка не является критической. НДС может быть принят к вычету.

Вопрос №3. У нас возникла необходимость представить уточненную декларацию по НДС за 1 квартал прошлого года. По уточненной декларации получился НДС к возмещению. Сумма небольшая, каков порядок проведения камеральной проверки в этом случае?

Камеральная проверка такой декларации будет проводиться по тем же правилам, которые действовали бы для первоначальной декларации, в которой отражено возмещение НДС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *