- Земельное право

Вырастить невротика: 10 вредных советов для родителей (не делайте так!)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вырастить невротика: 10 вредных советов для родителей (не делайте так!)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Критикуйте ребёнка постоянно, каждый день указывайте ему на его несовершенство, не замечая хороших качеств и поступков, за которые можно похвалить. Акцент родителей на том, что ребёнок все делает не так — плохо убрался в комнате, не принес «пятерку», повздорил с друзьями, проспал, не занял первое место на соревнованиях — обязательно приведут к тому, что он начнет чувствовать эмоциональное напряжение, заставляющее его искать способы, как он может оказаться хорошим в глазах родителей. А так как таких ситуаций вы ему создавать не будете вообще, то очень скоро он убедится в том, что очень плох, безнадежен и родился «каким-то не таким».

Обесценивайте личность, чувства и способности

Воспитать невротика поможет игнорирование и обесценивание чувств детей. Когда родители говорят: «Нечего обижаться — сам виноват», в ответ на жалобы ребёнка на то, что он поссорился с друзьями, это точно вызовет в нем формирование гипертрофированного чувства вины, которое он, когда вырастет, будет прикрывать фальшивым образом «идеального человека», который никогда не должен ошибаться, но подсознательно обвиняет себя во всех своих и чужих неудачах.

Стоит показывать ребёнку, что его чувства и сам он как личность ничего не стоят — все его идеи глупые, достижения пустяковые, увлечения неинтересные, и когда он хвастается тем, что получил «пятерку» по математике, скажите с насмешкой, что это ерунда — ведь красиво и грамотно писать он так и не научился.

Тревога — расплывчатое и длительное переживание по поводу будущего, состоящее из ощущения неопределённости, ожидания неприятных событий и трудноопределимых предчувствий. Отличие тревоги от страха в том, что первая не имеет под собой объективных оснований. Например, страх — это чувство кома в горле, когда вы идёте по тёмной улице, а позади вас пьяный человек; тревога — ощущение, что в вашу закрытую прочную дверь в доме с консьержем ворвётся грабитель, хотя на лестничной площадке никого нет.

Тревога за ребёнка обоснованна и естественна, особенно когда вокруг поток негативной информации. Биологически тревога нужна родителю, чтобы вырастить здоровое и крепкое потомство. Она заставляет человека предсказывать вероятные варианты развития событий. Существует рациональная и иррациональная тревога.

Рациональная тревога помогает предвосхитить возможные проблемы и адаптироваться к ситуации. Например, ваш ребёнок только что ушёл в школу, а вы заметили, что он забыл взять с собой обед. У вас возникает тревога: вы понимаете, что ему будет нечего поесть в течение дня, поэтому звоните и просите вернуться.

Иррациональная тревога не приносит пользы, потому что человек переживает о событиях, которые не произойдут или на которые невозможно повлиять. Например, родитель вернул ребёнка домой за оставленным обедом, но потом весь день переживает, поел ли его малыш. Родителя мучают мысли: «А вдруг он не пообедал и упал в обморок от голода?» Он звонит классному руководителю или друзьям ребёнка, чтобы убедиться, что тот действительно поел.

Провоцировать тревожность могут психические и физиологические факторы:

  • Психический уровень: особенности темперамента — лабильная психика, имеющая склонность к негативным эмоциям или перфекционизму; частый стресс; психологическая травма, пережитая ранее человеком; неблагоприятные условия для жизни.
  • Физиологический уровень: генетическая предрасположенность; нарушение работы эндокринной железы; соматические заболевания; нарушение баланса нейромедиаторов; злоупотребление алкоголем или наркотиками.

Что же делать таким родителям?

Чтобы вам было легче бороться с собственной тревогой, предлагаю вам поразмышлять о следующих вопросах:

  • Скорее всего, ваше поведение не взялось из ниоткуда. У тревожных родителей часто есть свои тревожные родители. Как часто тревожность ваших родителей вам помогала? Какие она вызывала чувства в детстве? Какие сейчас?
  • Что останется в вашей жизни, если убрать из нее ребенка и переживания о нем? Есть ли у вас хобби (было ли оно когда-то?) В каком состоянии находятся ваши отношения с супругом/супругой? Остались ли у вас друзья? Что происходит с вашим здоровьем? Ведь рано или поздно это произойдет: ребенок вырастет, захочет жить отдельно, у него появится своя семья, своя жизнь… А с чем останетесь вы? Почему бы не сфокусироваться на себе уже сейчас?
  • Что стоит за теми мыслями, которые лезут к вам в голову: ваши чувства, или непререкаемые факты? К примеру: «он плохо учился в этом году, значит, в следующем году все будет еще хуже». Можете ли вы на самом деле предсказать будущее? Или это ваша тревога заставляет вас думать о негативном исходе? Очень важно научиться различать ФАКТЫ и ЭМОЦИИ.
  • Наличие тревоги часто вызывает мысли вроде: «Если мне тревожно, значит, для этого есть реальные основания», «Если я не буду тревожится, то я не смогу предсказать и предотвратить проблемы». К сожалению, такие мысли не помогают нам выработать конкретные стратегии совладания с реальными проблемами (потому что на данном этапе проблем нет — есть только фантазии), и лишь повышают градус тревоги. А люди в страхе часто менее компетентны, чем люди в спокойном состоянии. Решите точно: что вы реально можете контролировать? А что не можете, как бы вы ни тревожились и ни старались? Старайтесь не заглядывать в будущее или в прошлое, а оставаться в настоящем моменте и видеть не только негативное/страшное, но и положительное.
  • А что на самом деле нужно вашему конкретному ребенку? Он вообще какой по характеру? Помогает ли ему ваша тревога? Может ли он за счет нее делать то, что должен: играть, изучать мир, общаться со сверстниками, узнавать и пробовать новое, учиться?
  • По сути, ваша тревога заставляет вас приносить себя в жертву. А что будет, если вы перестанете это делать? Кто должен это оценить? Как вам кажется, понимает ли это человек, или же ваши усилия впустую? Ведь жертвенность никто никогда не оценивает по достоинству…

Классификация страхов у детей

В детском возрасте большинство из нас испытывали страхи. Причем часто они были связана не с реальной опасностью, а с нашими фантазиями. Психологи выделили три основных вида страхов у дошкольников:

  1. Страхи, возникающие после переживания стрессовых ситуаций (например, после похода к врачу, укуса пчелы и т.д.).

  2. Страхи, возникающие на основе фантазии. Воображение дошкольников развито настолько хорошо, что они невольно переносят события сказок и мультфильмов в реальную жизнь, при этом добавляя новые подробности.

  3. Страхи, возникающие из-за внушения. Иногда, стремясь быстро добиться от ребенка нужного поведения, мы запугиваем его: «Скорей засыпай, а то придет серенький волчок и укусит за бочок», «Не убегай далеко, а то тебя чужой дядя заберет», «Если хочешь, оставайся здесь, а я ухожу». Конечно, услышав такое предостережение, ребенок скорее всего выполнит ваше требование. Однако если мы будем постоянно напоминать ребенку о возможной опасности, подстерегающей его за каждым углом, у него может развиться повышенная тревожность.

Читайте также:  Когда и как рассчитывать и платить транспортный налог

Причины тревожности у ребенка

Состояние может провоцироваться серьезными событиями в детской жизни: гибелью близких, разводом родителей, неудачами в учебе. Особенно высок риск тревожности, если эти события влияют совместно, отягощая друг друга. Но зачастую проблема детской тревожности заключается в самих родителях или взрослых, постоянно общающихся с ребенком, в методиках воспитания, тревожности самих родителей, которые высказывают ее при малыше.

Типы родителей, которые могут провоцировать проблемы детей:

  • Родители-наседки. Пытаются оградить детей от любых проблем и опасностей. Из-за гипер опеки дети не могут быть самостоятельными, ощущают беззащитность перед миром и не могут добиваться успехов сами.
  • Родители-прожектеры, сами не добившиеся особых успехов в жизни, пытаются реализовать их в своем ребенке. Либо другой вариант – люди с высоким положением в обществе требуют от своего отпрыска соответствия статусу. Желание подогнать ребенка под идеалы приводит к тревожности, малыш боится разочаровать родителей и не оправдать их надежд.
  • Родители-спартанцы. Желают всеми правдами и неправдами воспитывать характер и волю, слишком «закручивая гайки». Они игнорируют или высмеивают проблемы детей, что ведет к тому, что ребенок ощущает себя неудачником. Источник:
    О.А. Андриенко. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания, 2019, т.3, №2(4), с.63-65

Есть и смешанные типы родителей, а также бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, влияющие на ребенка. Также стоит выделить три типа особых требований, которые могут приводить к внутренним конфликтам личности ребенка, что служит провокатором повышенной тревожности:

  • Требования, которые противоречат друг другу. Когда родители не могут договориться между собой, либо когда желания родителей идут вразрез со школьными правилами.
  • Слишком завышенные или же неадекватные возрасту, способностям ребенка требования. Например, если ребенок не способен в силу анатомии и физиологии к спортивным достижениям, а родители непременно хотят сделать из него звезду спорта.
  • Негативные (или отрицательные) требования, унижающие честь и достоинство малыша, подчеркивающие его зависимость от решений взрослых. Например, мужчины-отцы требуют перестать капризничать, иначе не будут покупать ребенку игрушки или не будут брать его с собой.

Распространенной классификацией повышенной тревожности детей и подростков является хронологическая. Для каждого варианта расстройства характерен определенный возраст начала, симптомы сохраняются длительное время, наслаиваются друг на друга. Существует четыре типа тревожности:

  • Примитивная реактивность. Сензитивный период – младенчество. Тревога возникает при неожиданной сенсорной стимуляции: воздействии звука, света, удара.
  • Тревожность разлуки. Возраст – раннее детство. Нарушение происходит из страха сепарации от матери, отца, близких людей, знакомой обстановки.
  • Страх чужих. Период возникновения – дошкольное детство. Усложняются социальные взаимоотношения, ребенок общается с воспитателями, сверстниками. Многообразие контактов, их эмоциональная окрашенность порождают тревогу.
  • Боязнь событий, объектов. Развивается у старших дошкольников, младших школьников. Представлена страхом темноты, нереального (привидения, чудища), смерти, болезни, социальных контактов.

Если нежелательное поведение все-таки происходит, подумайте, что именно получает ребенок в результате. Обязательно есть что-то, что делает это поведение выгодным для ребенка. Это может быть ваше внимание, как в ранее приведенном примере. Это может быть специфическая реакция взрослого или другого ребенка, которую он хочет вызвать. Может быть, у него забрали игрушку и он скандалит, потому что хочет получить игрушку обратно? Или он кричит, потому что вы попросили его сделать то, что он не хочет делать? Попробуйте определить, что он пытается получить таким образом.

Если же вам это удалось, то, по возможности, старайтесь сделать так, чтобы это поведение не приводило к нужным ребенку последствиям. Например, если ребенок скандалит, чтобы получить игрушку, убедитесь, что он эту игрушку не получит. Вместо этого подождите, пока поведение не прекратится. Когда ребенок успокоился, подскажите ему более уместное поведение, например, он может сказать: «Дай машинку, пожалуйста». Проследите, что ребенок получит игрушку только в ответ на социально приемлемое поведение, не в ответ на крики.

Я понимаю, что это не всегда возможно, но все же постарайтесь. И если у вас получится, вы увидите, что ребенок переходит на желательное поведение, потому что оно работает, а от проблемного поведения больше нет никакой пользы.

Думаю, у вас в России нет такой присказки, но у нас есть такой детский стишок: «Я резина, а ты клей, что ни скажешь, от меня отскочит, к тебе прилепится». Идея в том, что дети будут плохо себя вести, обязательно будут. Они будут ругаться, будут пытаться вывести вас из себя. Их действия будут вызывать у вас страх, беспокойство и злость, они будут вас расстраивать. Мне очень часто приходится напоминать себе: «Эй, это я здесь взрослая». Если мой ребенок меня обзывает, я не должна быть второй маленькой девочкой и расстраиваться из-за этого.

Моя дочь еще ребенок, она учится, она неизбежно будет совершать ошибки, но я уже взрослая, и я не должна принимать ее ошибки на свой счет. Я делаю глубокий вдох и говорю себе: «Я здесь взрослая, я не буду воспринимать это как личные нападки. Я спокойна, я совершенно спокойна. Я могу с этим справиться».

Потому что если вы будете остро реагировать на поведение ребенка, вы можете только усилить проблему. Поэтому иногда очень важно сделать шаг назад, глубоко вдохнуть и напомнить себе, что вы не идеальны, и вы тоже будете совершать ошибки, и даже если вам нужен перерыв, то ничего страшного, вы сможете разобраться с этим, когда успокоитесь, не нужно чувствовать себя виноватыми.

И наконец, важно помнить о том, что каждый случай проблемного поведения не просто расстраивает нас, он учит нас чему-то полезному. Когда ребенок плохо себя повел, вы можете сказать: «Ага! Этот момент может меня чему-то научить».

Ребенок не пытается расстроить и «довести» вас. Ребенок пытается сообщить вам о какой-то проблеме, которая требует решения. Ребенок пытается показать, что она не знает, как это делается, или чего я от нее хочу. Или ребенок показывает, что она не хочет этого делать. Так что моя задача как родителя, либо научить ее это делать, либо гарантировать, что она получит что-то в результате, так что в следующий раз она будет мотивирована выполнить это задание.

Так что да, иногда нужно отойти в сторону подумать: «Хорошо, о чем говорит это поведение? Какому навыку мне нужно учить ребенка?» Это не значит, что у меня плохой ребенок, это не значит, что я плохая мать, это просто момент, который сообщает о проблеме, требующей решения. И мы оба можем использовать этот момент, чтобы научиться чему-то новому.

И очень важно разделять то, что мы, как родители, можем контролировать, а что нам неподвластно. Я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка инвалидность, я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка аутизм, я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка отцовский характер. Все эти причины, которыми люди пытаются объяснить поведение, мы не в силах изменить. Но мы можем повлиять на те переменные, которые находятся в окружающем мире, и которые влияют на поведение гораздо больше, чем нам кажется.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

В чем суть расстройства

Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:

  • гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
  • гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
  • переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.
Читайте также:  Косметические и косметологические услуги — в чем разница

В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности.

Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.

Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями.

Ошибки родителей в воспитании «трудных» детей

Непослушный ребенок может быть в любой, даже в самой счастливой семье. Попробуем разобраться в наиболее вероятных ошибках, совершаемых взрослыми, которые приводят к нарушениям поведения любимого чада.

  1. Взращивание «кумира»

  2. Помощь во всех начинаниях и потакание в любом вопросе – это две невероятно разные вещи. Достаточно часто встречаются ситуации, когда родители выполняют любое желание, что способствует привыканию быть в центре внимания и становится причиной отсутствия реакции на запреты и ограничения.

  3. Неясность наказания и ответственности

  4. «Он еще маленький» – главная отговорка, которая приводит к непослушанию. Важно нести ответственность за поступки в любом возрасте, а вот наказание должно быть соразмерным.

  5. Гиперопека

  6. Не только вседозволенность, но и многочисленные запреты становятся причиной совершения того, что делать нельзя.

  7. Отсутствие примера

  8. Можно сколько угодно говорить о пагубности вредных привычек, но, если в семье есть тот, у кого они имеются – привить желаемые навыки ребенку вряд ли удастся.

  9. Отсутствие понимания между «можно» и «нельзя»

  10. Динамические движения границ ограничений буквально вынуждают ребенка адаптироваться к ситуации и стимулируют желание манипулировать взрослыми в целях достижения желаемого результата.

  11. Отсутствие семейного воспитания

  12. «Воспитывать должно образовательное учреждение» – крайне неправильное мнение большого количества родителей. Все идет прежде всего из семьи.

Коррекция страхов у детей

Эффективные методики преодоления стpaxa, которыми успешно пользуются детские психологи, в большей мере связаны с воздействием на эмоции малышей, а не на их разум. К примеру, если ваше чадо боится темноты, вряд ли ему помогут логические убеждения, что при выключенном свете в комнате ничего не изменится. Специалисты советуют приучить малыша к темноте.

В «страшном» помещении свет необходимо выключить, в других – включить. Первоначально рекомендуется, взяв ребенка за руку, вместе входить в темную комнату и выходить, если он начнет бояться. Постепенно увеличивайте время таких походов, будьте терпеливы, и ребенок начнет совершать их самостоятельно и привыкнет находится в исследованном им помещении.

Помочь ребенку побороть страх хорошо помогает обыгрывание проблемной ситуации, попав в которую, герой выходит победителем. На помощь приходит сказкотерапия — лечение сказками, в которых добро всегда побеждает зло. Подбирайте подходящие истории, придумывайте свои, например, о плюшевом медведе, который боялся темного леса, но дружба с маленьким и храбрым светлячком помогла ему преодолеть страх.

Пусть дети станут актерами, используют любимые игрушка и проигрывают различные ситуации. Сами того не подозревая, малыши могут в процессе сказочной импровизации многое рассказать о причинах плохих снов и зарождающихся фобий.

Как можно построить сказочный тренинг

1. Изобразите в лицах или с помощью кукол сказочную историю, чтобы она вызвала эмоциональный отклик у ребенка.

2. Закрепите приобретенный опыт. Так, вы можете подарить ребенку фонарик, с которым он будет залезать в «берлогу» из стульев и одеял. В детской комнате повесьте ночник.

3. Совместно сделайте выводы. Разыгранная история обязательно должна быть связана с конкретной проблемой (например, боязнью заходить в темное помещение).

Если вы стараетесь помочь ребенку побороть страх, но решить проблему самостоятельно не удается, ни в коем случае не допускайте, чтобы сын или дочь обзавелись на всю жизнь малоприятной фобией. Обратитесь к опытному детскому психологу, и вместе вы обязательно справитесь с проблемой.

Советы психолога, как избавить ребенка от страхов

От того, насколько грамотно реагируют родители на жалобы ребенка, зависит его психическое здоровье. Нельзя относиться несерьезно к детским стpaxaм, какими бы беспочвенными они не казались. Важно, чтобы малыш чувствовал, что его понимают. Ни в коем случае не ругайте и стыдите ребенка за трусость.

Тревожные ожидания можно развеять спокойным анализом предмета стpaxa, выражением твердой уверенности в определенности происходящих событий, авторитетным заявлением о полной безопасности ребенка. Объясните малышу причину его стpaxa.

Например, в темноте трудно различить очертания даже хорошо знакомых предметов. Поэтому они кажутся чужими и угрожающими. Можно перебрать вместе все вещи в комнате и запомнить их местоположение. Или поочередно тушить и зажигать свет, чтобы продемонстрировать малышу, что предметы остаются на тех же местах в неизменном виде. Если у ребенка началась паника, постарайтесь отвлечь его внимание разговором, наблюдением за чем-нибудь, игрой.

Уважайте растущую потребность малыша в самостоятельности. Произносите «нет» только в самых крайних случаях. Если ребенок думает, что он многое умеет и знает, он ощущает себя гораздо уверенней. Почаще устраивайте для малыша совместные игры со сверстниками. Именно в групповых играх приобретаются необходимые навыки общения, самозащиты, адекватной реакции на неудачу.

Имейте в виду, что совсем маленькие дети еще не способны в силу возраста контролировать свое поведение, поэтому словесные убеждения могут оказаться неэффективными. В таком случае работать со страхом лучше через игру, рисование, рассказывание специальных сказок. Не перегружайте ребенка информацией, не соответствующей его возрасту. Исключите просмотр фильмов и чтение книг со сценами насилия, особенно на ночь.

Факторы, провоцирующие тревожность

У большинства детей тревожность связана со вполне определенными факторами: свободное время, переходы к новой деятельности, письменные задания, социальные требования или любые неожиданные перемены. Точно так же обычно можно предсказать, за какими событиями последует проблемное поведение: общение с ровесниками, разговор с учителем, просьба подождать, устные требования, отказ в желаемом, письменная работа, необходимость перейти в другой класс.

Существуют несколько стратегий, которые вы можете использовать с детьми с повышенной тревожностью. В первую очередь важно не принимать проблемное поведение на свой счет. Ученик не пытается вами манипулировать и не издевается. Его поведение отражает то, что происходит у него внутри.

Совет 3: Учите ребенка ждать. По словам Минахан, всем без исключения людям тяжело ждать в состоянии тревожности. Однажды ее попросили понаблюдать за мальчиком, чье поведение регулярно срывало урок. Она быстро заметила, что мальчик без проблем выполнял задания, но, если он заканчивал их раньше других или ему нечем было заняться, он начинал вести себя плохо. Оказалось, что у него вообще не было представления о том, что значит «подождать». Она поговорила с ним о том, что если сейчас ему нечем заняться, то он может выбрать одну из возможных стратегий, например сдать свою работу учителю или порисовать на чистом листе. Этого короткого вмешательства оказалось достаточно: его поведение так резко улучшилось, что учительница решила, что ему назначили какие-то препараты.

Читайте также:  Отпуск по беременности и родам: сколько длится, как рассчитать

Совет 4: Перерывы для снятия тревожности нужно объединять с чем-то, что отвлечет тревожного ученика от негативных мыслей. Очень часто короткий перерыв на физическую активность или успокаивающее занятие помогают снять тревожность, но все зависит от того, как именно предоставить такой перерыв. Минахан рассказывает про случай с семиклассницей, которая проходила лечение от расстройства пищевого поведения. Девочка расцарапывала руки так сильно, что они кровоточили. Во время обеденного перерыва это поведение предсказуемо усиливалось, так что учителя решили позволить ей раскрашивать и рисовать, чтобы уменьшить тревожность. Другой типичный подход — сказать ученику пойти попить воды. Но перерыв на раскрашивание не помогал девочке, и Минахан очень быстро поняла, в чем проблема. «Мы невольно позволили ей погружаться в свои тревожные мысли», — говорит она. Во время перерыва она сидела и думала «я толстая» или «я глупая», и ее тревожность только усиливалась.

Важно, чтобы перерыв позволил ученику сосредоточиться на чем-то, помимо своего «черно-белого» мышления. Например, одна старшеклассница во время приступа тревожности уходила на перерыв, на котором она записывала свое чтение книги вслух для младшеклассника с дислексией. Невозможно читать вслух и думать о чем-то постороннем. Другие варианты могут включать изучение спортивной статистики или решение кроссворда. Дети младшего возраста могут заниматься подходящими возрасту головоломками вроде «найди на картинке».

Совет 5: Помогите ребенку понять, когда завершить задание. Часто учителя используют обратный отсчет, чтобы дать понять, что пора закругляться. Например: «На самостоятельное чтение осталось пять минут». Но обратный отсчет может спровоцировать приступ тревожности у ребенка, которому кажется, что он не успеет закончить. Нужны навыки исполнительной функции и высокая когнитивная гибкость, чтобы сдержать потребность продолжать то, что ты делаешь. У ребенка может не быть нужных навыков. Вместо этого учитель может подойти к ученику и сказать: «Давай посмотрим, до какого места тебе лучше дочитать». Может быть, в итоге ученик остановится на минуту позже, чем остальной класс, но это лучше, чем проблемное поведение.

Переходы от одного занятия к другому — другая типичная ситуация, связанная с проблемным поведением. Например, многие дети не хотят уходить с перемены. И если учитель говорит: «Все построились. Перемена закончилась. Сейчас будет диктант», то не удивительно, что ученик не хочет переходить от любимого занятия к тому, что он ненавидит.

Совет 6: Учитель может предоставить ученикам «промежуточный шаг», чтобы сделать переход более терпимым. После перемены попросите две минуты раскрашивать картинку, а потом уже переходите к диктанту. Такой промежуточный шаг основан на стратегии, которая называется «поведенческий импульс». Вы даете ребенку простое задание, от которого он, скорее всего, не откажется, и тогда ему будет проще перейти к сложному заданию «по инерции». Ведь он уже сидит и работает за партой, так что переход к диктанту не выглядит таким резким.

Это относится и к ученикам средних и старших классов. Не надо заставлять их прерывать общение с друзьями ради того, чтобы собрать домашние работы в самом начале урока. Для самых проблемных учеников напоминание о домашней работе может лишь усилить чувство собственной неуспешности.

Совет 7: Запланируйте что-то легкое и не связанное с требованиями на начало урока. Например, одна учительница математики начала включать двухминутные видео про геометрию, как только ученики приходили в ее класс. В результате это позволяло им перейти от перемены к ее уроку без негативных ожиданий, и остальной урок проходил более гладко. А тот факт, что она стала реже отвлекаться на мешающее поведение, с лихвой компенсировал эти две минуты.

Совет 8: Современные инструменты обратной биологической связи могут быть очень полезны. Например, Минахан использует инструменты для измерения пульса. Так, она надевает сенсор на руку ребенка в состоянии повышенного нервного возбуждения, после чего делает с ним упражнение на релаксацию. По мере успокоения (снижения пульса) ребенок непосредственно может наблюдать за изменениями и наглядно представлять, что с ним происходит.

«Мне нравится такой подход, потому что он очень конкретный», — говорит Минахан. Аутичный ученик может вообще не представлять, что имеет в виду учитель под словом «успокоиться». Однако на примере устройства он сможет в этом разобраться.

Поддерживайте и учите самостоятельности

Лучшая политика в обучении смелости – помощь в преодолении детских страхов. Для начала расскажите ребенку всё то, что описано выше: страх является нормальным чувством, которое испытывают все люди. И нужно не стыдиться, а бороться с ним. Можно показать малышу, как его организм помогает ему в этом! Когда человек боится, у него учащается биение сердца и дыхание, чтобы ускорить движение крови и кислорода к органам. И благодаря этому мозг активнее ищет варианты выхода из кризиса, а мышцы собирают силу, чтобы как можно быстрее справиться с поставленной мозгом задачей: побежать, ускориться, дать сдачи. Конечно, ребенку 2-3 лет физиология сложна для понимания. Но он запомнит главное: тело придет ему на помощь, если он научится контролировать свой страх – не впадать в панику и застывать в ступоре перед лицом опасности, а находить силу воли для ее ликвидации. Хотя, разумеется, разговоров мало. И самое важное, что вы можете сделать: развивать уверенность ребенка в своих силах. Находите посильные задачи в других сферах, хвалите за значимые достижения, развивайте его эрудицию посредством познавательных книг или фильмов, отдайте в какую-то спортивную и творческую секцию, разыгрывайте различные конфликтные ситуации в тихой домашней обстановке в ролях, поощряйте знакомство с другими людьми – чем больше у него будет накоплен успешный опыт в коммуникации с окружающим миром, тем спокойнее он будет воспринимать те моменты, которые могут вызвать страх.

Отдельный вопрос – атмосфера в семье. Психологи подтвердят: наиболее часто боятся дети, которые наблюдают перекос в окружении. Причем перекос может быть разным. Так, вряд ли стоит пояснять, как конфликты и ссоры между членами семьи отражаются на ребенке. Постоянное наблюдение криков и скандалов плохо для развитие малыша: повышается его тревожность, он становится беспокойным и пугливым. Потому старайтесь поддерживать в семье нормальный градус отношений и единое направление воспитания – и сложные ситуации разрешайте без маленького свидетеля… Но не менее опасна и другая ситуация: если конфликтов нет, а ребенку уделяют повышенное внимание. Его нечаянно толкнул во дворе другой малыш, а вы сразу вступаете в склоку с его родителями, защищая чадо? Вы моментально одергиваете его при первой попытке потянуться к уличной кошке, подчеркивая, что можно нахвататься блох или она поцарапает? Такой подход к воспитанию – не лучший. Ведь это классическая гиперопека, где ребенка оберегают настолько сильно, что он либо уходит в себя и начинает бояться всего на свете (он же не научился решать проблемы без мамы или папы), либо устраивает бунт и перестает подчиняться даже здравым требованиям (а значит, о безопасности речь не идет). Потому вы обязаны постепенно, по мере его взросления, предоставлять ему известную степень свободы, позволять ошибаться и терпеть первые неудачи!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *