- Земельное право

Тема 3. Брак и семья в современном мире.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 3. Брак и семья в современном мире.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей.

Наблюдая за воспитанием детей и поведением родителей в различных семьях позволили В.В.Столину сформулировать неоптимальную и оптимальную родительские позиции

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность родительской позиции — это умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.

Гибкость рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка связи с различными изменениями условий жизни семьи.

Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести собой родителей, а стиль общения должен опережать появление новых психических или личностных качеств детей.

В неблагополучных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительской позиции по одному или нескольким выделенным показателям.

ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВА

Конвенция ООН «О Правах Ребенка» представляет собой первую попытку кодификации прав детей. Ниже приводится ряд выдержек из Конвенции с указанием соответствующих прав родителей. Попробуйте заменить слово «право» на слово «потребность» и взглянуть на эти права как на базовые человеческие потребности.

1. Дети имеют право на уважение со стороны родителей и опекунов и вправе принимать участие в обсуждении затрагивающих их решений.

2. Дети имеют право па выражение своих желаний, мыслей и чувств, если это не приводит к нарушению действующего законодательства или прав других людей.

3. Дети имеют право па неприкосновенность частной жизни, включая право на конфиденциальность переписки и телефонных разговоров, если иное не установлено действующим законодательством.

4. Дети имеют право на получение информации, особенно информации использование которой может привести к улучшению качества их жизни.

5. Дети имеют право на надлежащий уход и защиту от всех форм насилия, в том числе от жестких наказаний, унижения и неуважения.

6. Дети имеют право на нормальное качество жизни, нормальное питание, нормальное медицинское обслуживание, а также на использование максимальных возможностей в плане развития.

7. Дети-инвалиды имеют право жить активной жизнью и быть максимально независимыми в пределах своих возможностей.

8. Каждый ребенок имеет право на отдых и игру, а также на предоставление ему возможности заниматься всеми допустимыми видами деятельности.

Главные идеи семейного психотерапевта В. Сатир связаны с пониманием семьи как центра, формирования новых людей, поэтому нужно учиться быть родителями.

По мнению В. Сатир, родительско-детские отношения должны строиться по законам эффективного личностного общения.

Родитель должен быть не начальником, а лидером, который призван научить ребенка, общим способам самостоятельного разрешения проблем.

Воспитание должно быть направлено на выработку у ребенка ценнейших интеллектуальных личностных качеств: уникальности, отзывчивости, силы, сексуальности, участия, доброты, реалистичности, ответственности, самостоятельности рассудительности.

Последователь А. Адлера педагог Р. Дрейкурс развил и конкретизировал взгляды ученого, внедрил в практику консультаций и лекций для родителей.

Задачи воспитания родителями своих детей он видел в:

Для достижения положительного поведения детей психологи советуют родителям:

— использовать совместные семейные обсуждения проблем и достижений семьи;

— расспрашивать ребенка о его проблемах (вместо объяснений и констатации), это способствует развитию навыков мышления и критики. Задавать вопросы детям только при наличии подлинного интереса к мнению и чувствам ребенка. Нельзя задавать вопросы как «ловушки», если родитель заранее знает ответ;

— критикуя ребенка, лучше использовать Я-высказывания: «Я заметил, что ты не почистил зубы. Давай сделаем это сейчас»;

— давать детям возможность выбора хотя бы между двумя приемлемыми вариантами. Пo мере взросления детей количество альтернатив должно увеличиваться;

— не заставлять или наказывать, а воспитывать, позволяя детям прочувствовать естественные или логические последствия их поступков. Естественные последствия просты: если ребенок стоит под дождем, он промокает; логические последствия требуют вмешательства родителей: если ребенок не кладет грязную одежду в корзину для белья родитель ничего не говорит, но и не стирает эту одежду;

— применять некарательные методы коррекции поведения (тайм-аут, установление связи «дополнительная возможность — дополнительная ответственность», включен» чувства юмора, замена чрезмерного многословия на корректное действие).

«Гуманистическая» модель воспитания подразумевает, прежде всего, помощь родителей в индивидуальном становлении ребенка. Поэтому приветствуется стремление родителей к эмоциональной близости, пониманию, чуткости в отношениях с детьми. Воспитание рассматривается как взаимодействие, совместная, общая, взаимная деятельность по изменению обстоятельств жизни, собственной личности и как следствие личности другого человека.

Стать воспитателем родитель должен начать с себя, с изменения своего восприятия ребенка как несовершеннолетнего «наброска» человека. Только уважительное, доверительное, но возлагающее определенную меру ответственности воспитание может привести к оптимальному формированию личности ребенка.

И зарубежные, и отечественные авторы активно призывают к педагогическому просвещению, воспитанию родителей. Книги, пособия, руководства «для отчаявшихся» или просто задумывающихся родителей не только содержат рекомендации, каким должен быть родитель, но и предлагают способы, приемы личностного самоусовершенствования.

Читайте также:  Понадобится ли заграничный паспорт, если вы едете в Калининград

Структура семьи (семейная структура) – это различные варианты состава семьи:

  1. Нуклеарная семья – муж, жена, ребенок (один и более).
  2. Пополненная семья (или же расширенная семья) – нуклеарная плюс бабушки, дедушки, дяди, тети (живущие все вместе), иногда – плюс еще одна нуклеарная семья (к примеру, брат мужа со своей женой и ребенком, опять же – если живут все вместе).
  3. Смешанная семья (перестроенная семья) – может включать неродного отца или мать (отчим и мачеха) и, соответственно, одного или более неродных детей.
  4. Семья родителя-одиночки.

По количеству детей семьи бывают:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • среднедетные;
  • многодетные.

По месту проживания:

  • матрилокальные (с родителями жены);
  • патрилокальные (с родителями мужа);
  • неолокальные (отдельно от всей этой радости).
Понятие социальной структуры общества — это совокупность разнообразных социальных групп и отношения между ними, а также внутри них Структура общества.
  • Групповой брак – характеризуется брачными отношениями нескольких мужчин и женщин в первобытные времена.
  • Полигамный брак – отношения одного супруга с несколькими. Полигамия разделяется на: полигиния – отношения оного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – отношения одной женщины с несколькими мужчинами.
  • Моногамный брак – стандартные брачные союзы между одним мужчиной и одной женщиной. Браки распространены в христианских семьях и демократичных государствах, где распространена практика равенства полов. Моногамный брак менее распространён в мире, чем полигамный.
  • Парный брак – равенство между супругами, в период изменения матриархата на патриархат. Датируется временами варварства.
  • Экзогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям, в рамках одного социального слоя, общины. Браки заключаются вне родовой группы.
  • Эндогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям в племенах, нациях, кастах.

Выделяют большое количество браков: по любви, по договорённости, гостевой брак и т.д.

Семья – это отличный способ объединить с кем-то усилия и получить уверенность в том, что вы работаете на общую цель. У знакомых могут найтись другие дела, у друзей – пропасть интерес (хотя далеко не всегда).

С родственниками удобно кооперироваться хотя бы, как минимум, потому что люди хорошо знают друг друга, свои сильные и слабые стороны. Именно на этом на Западе нередко строится семейный бизнес. Но у попыток вести вместе дела есть и свои минусы. Что уже отдельная тема для разговора.

Разумеется, предпринимательство – это только один пример. Объединиться можно ради достижения совместной цели. В браке пара обычно работает над тем, чтобы сообща достичь финансового (и не только) благополучия.

Подводя итоги, стоит отметить, что значение семьи до сих пор обсуждается. Однако во многом оно зависит от того (как и все эти функции), о какой именно семье идёт речь, можно ли её назвать полноценной. И здесь имеет значение даже не наличие обоих родителей, а внутренний климат, характер складывающихся отношений.

Понятие брака по семейному праву. Условия заключения брака и препятствия к его заключению

Действующее семейное законодательство не содержит легального понятия брака. Исходя из условий заключения брака и обстоятельств, препятствующих его заключению, предусмотренных в Семейном кодексе РФ, можно сформулировать следующее определение брака, применимое в семейном праве РФ.

Брак — это союз мужчины и женщины, зарегистрированный в установленном законом порядке в органах записи актов гражданского состояния с соблюдением необходимых условий и обстоятельств, порождающий взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов. Следует учитывать то обстоятельство, что данное определение применимо лишь к правовой системе РФ, т.к. зарубежное законодательство допускает возможность заключения однополых, а также полигамных браков.

Понятие правовой системы семьи

Общественная жизнь регулируется юридическими правилами и нормами. Ими охвачены все аспекты человеческого бытия. Однако интересно, что понятие права и семьи не регламентируется никаким отдельным законодательным актом. То есть семейный кодекс, конечно же, существует, и он имеет огромную силу. Но применить его можно не к семейным отношениям как таковым. Правовые обязательства появляются не по причине существования самих семейных уз между людьми, а, скорее, из-за возникающих брачных отношений и родственных связей. Именно эти обстоятельства и рассматриваются в соответствующих кодексах.

Таким образом, в юриспруденции под семьей понимается группа лиц, связанных некоторыми отношениями родства и по этой причине несущих правовые обязательства друг перед другом. Большое значение имеют долг родителей перед маленькими детьми и ставших взрослыми детей перед их престарелыми родителями, отношения супругов, бабушек и дедушек с их внуками, опекунов и усыновленных ими лиц.

Однако существует так называемое понятие правовой семьи, которое часто ошибочно принимают за юридическую категорию, имеющую отношение к браку. На самом же деле речь здесь идет об абстрактных вещах. На территории определенного государства или близких по менталитету стран, как правило, складывается особая система юридических отношений, отличная от той, которая может появиться, скажем, на другом континенте. И понятие правовой семьи означает здесь не привычную для нас «ячейку общества», живущую по закону, а систему юридических отношений и категорий некоторого государства. Такое образование может возникнуть и по причине отличия взглядов на право некоторой группы людей. Так сформировалась, к примеру, непохожая на традиционную религиозная правовая семья.

Читайте также:  Алименты с индивидуального предпринимателя

Еврейский ритуал бракосочетания.

Еврейская религия предоставляет различные виды брака, в частности, есть три типа: «kesef», «shetar» и «bi’ah». На сегодняшний день наиболее практикуется, без сомнения, «kesef», который предусматривает, что брак должен отмечаться в присутствии раввина и свидетелей для того, чтобы удостовериться что договор заключен через свадебную церемонию. На самом деле, законы, которые регулируют еврейский брак являются негибкими и должны соблюдаться, чтобы избежать жестких санкций, в том числе финансовых. Этих законов, названных во время церемонии, всего два: закон Моисея, то есть Тора и закон Израиля. Обряд еврейского брака, который имеет некоторые очень интересные особенности, не считается таинством, только благословением завета. В этом религиозном обряде, брак считается публичным деянием, в котором женщина отдается мужчине и семье, которая будет результатом их союза. В еврейском браке является обязательным для невесты следовать по пути очищения, который называется «Mikve» и представляет завет между Богом и еврейским народом. Сама церемония, делится на две части:
• «Kiddhushin», которая представляет собой момент, когда жених дарит кольцо женщине, на которой он хочет жениться, вместе с золотыми монетами перед свидетелями, повторяя ритуальную формулу,
• «Nessu’in»: на втором этапе, благословляется вино, налитое в чашки, и предлагается молодоженам.
Эта фаза обряда является началом сожительства пары.
В течение некоторого времени эти две фазы ритуала были объединены. В еврейской религии не только синагога является местом для проведения церемонии бракосочетания, можно также провести его в собственном доме или на открытом месте. Как правило, обряд исполняется раввином, но его присутствие не обязательно. Единственным требованием является то, чтобы не было никаких препятствий и все было организовано в соответствии с традицией ритуала. Эта проверка должна будет производиться главой еврейской общины.
Одним из основных правил о законности брака является наличие по крайней мере, десяти приглашенных, без которого обряд бракосочетания не будет действительным. Еврейский брак начинается с кортежа, который продолжается пока жених и невеста не войдут в одну их комнату чтобы начать гражданскую церемонию. Здесь раввин начинает читать «Ketubah», то есть, договор касательно экономических обязанностей мужа по отношению к жене, и который ставит перед собой задачу по защите интересов своей жены в случае развода. В еврейской религии, на самом деле, возможность требовать развода является прерогативой только мужа, который, в случае такой потребности должен заплатить определенную сумму денег своей жене, чтобы позволить ей жить достойно после расторжения брака.
После прочтения договора муж, подписавший документ, передает его будущей жене и вместе супруги получают благословение. После получения благословения супруги приближаются к «хупу», красному бархатному пологу, обогащенному золотой вышивкой, который является их новым семейным домом. В центре синагоги новобрачные будут пить вино из чаши, подготовленной для них и жених должен дать невесте обручальное кольцо. Невеста же не дает никакого кольца жениху и молчаливо выражает свое согласие, без декламации слов. За время чтения семь благословений из свитка Торы раввин покрывает своим «talleth» головы супругов. В конце церемонии жених разбивает бокал, что символизирует разрушение Иерусалимского храма, общину избранного народа и быстротечность земных вещей. После свадьбы пара считает себя возрожденной к новой жизни, потому что свадебный ритуал очищает их от всякого греха. Для свадебного пира будут подготовлены блюда, чтобы предложить гостям, и все детали должны быть предметом заботы, чтобы сделать этот день незабываемым, все будет сопровождаться песнями и танцами по еврейской традиции.
Накануне свадьбы невеста должна принять ванну с эфирными маслами, что является своего рода обрядом очищения. Во время принятия ванны в комнате должны находиться подруги и женщины, принадлежащие к семье. После купания невеста должна предложить небольшой буфет десертов, а также чай, чтобы праздновать будущую свадьбу.

Модели отношений в семье

Давайте остановимся на моделях отношений внутри семьи, которые выделил в отдельную группу Д. Р. Олсон.

  1. Традиционная: члены придерживаются норм, общепринятых в обществе. В целом, отношения между людьми благоприятные, нацеленные на сохранение семейных ценностей.
  2. Сбалансированная: члены семьи имеют разные договорённости, касающиеся разных сфер жизни, что исключает возникновение конфликтов.
  3. Гармоничная: предполагает наличие полного понимания между членами пары, распределение ролей.
  4. Полноценная: отличается полным совпадением мыслей и движений супругов во всех направлениях.
  5. Безжизненная: не отличается благополучием, супруги имеют трудности в самореализации, построении карьеры. Такая модель развивается при ранней женитьбе, скором рождении первенца, при котором члены семьи ещё не успели получить образование или выстроить карьеру.
  6. Конфликтная: отличается наличием постоянных споров в паре, возникающих по разным поводам. Причина возникновения такой ситуации заключается в постоянно растущем раздражении друг к другу, агрессии, недовольстве по отношению к партнёру.
  7. По расчёту: семья создаётся в целях материальной заинтересованности.

Современная семья и её значение

По сравнению с временами СССР, современная русская семья довольно закрыта для общественности. Это автономная семейная организация, в дела которой государство может вмешиваться лишь в крайних случаях. В советском прошлом общество часто вторгалось в семейную жизнь каждой пары, которая официально заключила брак. Контролирующие органы принимали активное участие в урегулировании семейных конфликтов. В наше время государство вмешивается только в случае, если ячейка общества становится деструктивной.

Семейные союзы нового времени имеют свои уникальные особенности. В мировой практике понятие «семья» давно вышло за рамки привычной всем модели «одна женщина и один мужчина». Однако законодательство Российской Федерации запрещает однополые браки и шведские семьи.

Читайте также:  Должностная инструкция менеджера по продажам (sales manager)

Семейное право разных стран

В различных странах семейное право существенно отличается, поэтому его практически невозможно унифицировать.

В США брачный и семейный статус, а также его особенности регулируются правовой системой штата.

В немецком материальном праве понятие брак означает союз между женщиной и мужчиной, заключенный официально с соблюдением необходимых формальностей, для создания семьи и совместного проживания. Немецкое коллизионное право также рассматривает как брак сожительство, которое носит временный характер и официально не оформлено.

Замечание 2

Для немецких законов, иностранное право (статут последствий брака или статут места совершения брака) может включать в понятие «брака» временное сожительство, которое с точки зрения немецкого материального права браком не является.

В Кодексе МЧП Бельгии прописана глава IV «Отношения сожительства». Данный термин подразумевает ситуацию сожительства, которая не создает равной браку связи и не требует регистрации в органах государственной власти. В Бельгии может совершаться регистрация отношения сожительства в том случае, если стороны имеют совместное обычное проживание в Бельгии во время регистрации. Право государства, на территории которого была совершена регистрация в первый раз, регулирует отношение сожительства. Это же право определяет условия и причины прекращения отношений, последствия отношений для имущества сторон и условия установления отношений. В законодательстве Нидерландов и Македонии установлено похожее регулирование.

На основании закона существа отношения решается вопрос о том, какую форму совместной жизни признавать как брак.

Сущность брака и семьи

Гидденс Энтони. Социология (учебник 90-х годов, реферированное издание). — Челябинск, 1991.- С.127Э. Гидденс, под семьёй понимал «группу людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». Родственными отношениями считаются такие отношения, которые образовались в результате заключения брака, либо являются следствием кровной связи между людьми.

Семья — малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве. Она объединяет родственников, как живых, так и умерших, близких и дальних, известных и неизвестных. Семья зависит от типа и уровня развития общества, политического строя, религии, социально экономических условий в обществе. Но одновременно семья остается — самостоятельной ячейкой общества. Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье. А также важными факторами стабильности семьи являются, как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье родственников, их характер и поступки.

Семья, как один из наиболее ранних социальных институтов, возникла еще в недрах первобытного общества, т. е. значительно раньше классов, наций и государства и выполняет специфические функции по рождению, воспитанию и социализации новых поколений.

Семья – первичная ячейка общества и всегда привлекала к себе внимание общественных наук. Философы видели в семье и семейных отношениях источник образования взглядов человека на природу и общество, его мировоззрения, а также отражение в миниатюре самой структуры и сущности общества (каждое государство слагается из отдельных семей); политологи – отражение противоречий и симпатий, имеющихся в политической жизни общества, причины неравенства и зависимости в нем; экономисты – основу материальной жизни человека; юристы полагали, что семья – база возникновения права и государственности.

В семейном законодательстве отсутствует определение семьи, а теория семейного права, как правило, выделяет два понятия семьи. В социологическом понимании семья – это союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботы, а в юридическом смысле – это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений.

Социальная статистика России свидетельствует, что 9 из каждых 10 жителей страны – члены семьи, но сами семьи становятся все меньше (2–3 чел.) и наблюдается тенденция к семье с одним ребенком или вообще без детей (67 %). Растет внебрачная рождаемость: в 2003 г. внебрачные дети составляли одну четвертую часть от общего числа рождений. Анализ социального положения семьи показывает, что современным семьям часто свойственны негативные явления: конфликтность, малодетность, рост распада семей, сиротство, безнадзорность молодежи. В первую очередь требуют правовой защиты институты брака, усыновления, определенные категории семей.

СК не рассматривает семью в целом как субъект правоотношений, относя все виды правоотношений к кругу членов семьи – супругам, родителям, детям и другим родственникам, которые являются субъектами права как лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью. Однако не будучи юридическим лицом, семья выступает в отдельных случаях как единое целое, например в жилищных, пенсионных вопросах, при получении льгот на всю семью (размер квартплаты, пенсии, пособия), при учреждении фермерского хозяйства.

Таким образом, семью можно определить как союз лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, рождении и воспитании детей, родстве, принятии детей на воспитание, общности жизни, ведении общего хозяйства, моральной и материальной поддержке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *